ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СЛОВО ПАСТЫРЯ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Духовная беседа с отцом Симеоном

 

 


Верующие в монастыре Рукумия

 

 

Продолжение. Начало см. в № 6 (78)

 

Иеромонах Симеон (Станчетич), игумен монастыря Рукумия (Браничевская епархия Сербской Православной Церкви) – известный в Сербии пастырь, твердо стоящий в вере, противник экуменизма, модернизма и всех прочих посягательств на чистоту Православия; патриот и монархист.

Мы публикуем продолжение духовной беседы с отцом Симеоном, в которой он отвечает на вопросы, волнующие нас, современных христиан.

 

– Вы упомянули веру, поэтому хочу спросить Вас, отче: как стяжать ее хотя бы с «горчичное зерно» и как возрасти в ней и в других христианских добродетелях?

– Человек, глядя на все, что его окружает, на природу, на весь сотворенный Господом мир, убеждается в существовании Творца. Взирая на человека, он также видит, что Бог есть. Мог ли человек появиться случайно? Могло ли случайно возникнуть звездное небо? Это нелепость. Однако некоторые склонны верить в случай, в какой-то взрыв или еще невесть во что. Но мы, по сотворенному Богом миру, видим, что есть Бог Живой. Читая Библию и Святое Евангелие, мы узнаем, как все произошло и Кто создал все, что нас окружает, и нас самих. В Ветхом Завете Моисей вопрошает Господа: «Кто Ты, Господи?» И Он отвечает: «Аз есмь Сущий». Значит, Бог есть. А что означает «Аз есмь Сущий»? – Безначальный и Безконечный. Господь Бог и Святая Троица нерожденны, а Сын Божий, Господь наш Христос – Богочеловек, Он имеет день Своего Рождества. Есть доказательства Его Рождения «нас ради человек и нашего ради спасения». И всякий человек имеет день рождения, но не смерти, ибо для души нет смерти. Та смерть, которой мы подвергаемся, – это смерть тела, а не души. Тело разлагается на элементы, но – не всякое тело. Есть тела, точнее, мощи, которые не разлагаются. Они сохраняются благодатью Святаго Духа. В тленных телах не обитает благодать Божия или обитает не такая благодать, которая бы сохраняла их от тления.

Первая смерть, по учению Святых Отцов, – это неминуемое разлучение души от тела. Другой смерти нужно остерегаться, это – разлучение души от Бога Живого, от Духа Святаго. Адам и Ева потеряли благодать Святаго Духа, потому что нарушили заповедь Божию, а не потому что это изначально было предопределено, как учат еретики. Этого не случилось бы, если бы они не злоупотребили свободной волей и не согрешили. Кто считает, что так и должно было случиться, потому что их такими сотворил Господь, тот сильно обманывается, тот еретик. Адам умер не оттого, что был сотворен грешным, а потому что согрешил. Грехом смерть вошла в этот мир.

Итак, вторая смерть – разлучение нашей души от Бога Живаго. Через Святые Таинства Крещения и Миропомазания мы оживаем, обретаем благодать Святаго Духа. В Святом Таинстве Крещения омываются все грехи, а через Святое Таинство Миропомазания мы получаем благодать Святаго Духа, дары Святаго Духа. И таким образом человек обретает новую жизнь. Воспитываясь в добродетельности, в благочестии, он исполняет заповеди Божии и возрастает в вере. И вера может стать реальностью. Знаете, когда владыку Николая (Велимировича) спрашивали в Дахау (один из первых концентрационных лагерей на территории Германии, узником которого был святитель Николай Сербский. – Примеч. ред.) о том, верит ли он в Бога, однажды он ответил отрицательно. Надзиратели обрадовались, полагая, что узник потерял веру, но Владыка сказал: «Я не верю, я знаю, что Бог есть». Как говорил наш покойный игумен, отец Савва: «Если бы весь мир утверждал, стоя у одного края стола, что Бога нет, а я один стоял бы на другом краю, я бы сказал, что Бог есть, потому что я это знаю». Он не сказал «верю», но – «знаю». Что значит «знаю»? – Встречался. Как могут «Свидетели Иеговы» говорить… И вообще, какие они свидетели? Свидетель – это очевидец какого-либо явления или события. Если ты говоришь о себе, что являешься неким свидетелем Божиим, это еще ничего не значит. Нужно знать Бога и тогда свидетельствовать, а если этого знания нет, то ты лжешь.

Значит, от того, как мы трудимся, от нашего труда по исполнению заповедей Божиих, от труда послушания Богу, труда сделать так, чтобы наша воля следовала за Божией волей – ото всего этого зависит и наша вера. Так мы возрастаем в ней, в уповании на Господа, в любви к Нему. А это неразрывно связано с духовной бранью. Любовь к Богу имеет та душа, которая старается не грешить в помыслах. Так учат Святые Отцы. Если хочешь узнать, есть ли у тебя любовь к Богу, – посмотри, как ты поступаешь со злыми помыслами, которые подступают к тебе и вынуждают творить противное твоей совести, обличающей это как неугодное Богу, как грех. Человек ни в коем случае не должен на это соглашаться. Таким образом, насколько мы трудимся исполнять заповеди Божии, настолько мы и проявляем свою любовь к Нему. Покойный архимандрит Иулиан из монастыря Студеница повторял: «Кто меня любит, дела мои творит». Вот краткая и поучительная проповедь.

 

– Как стяжать такую любовь к Творцу, чтобы любить Его всем сердцем, всей душей и всеми своими силами? И каким образом нужно готовиться к соединению с Господом в Таинстве Причащения?

– Нам, грешникам, для этого нужно время. Впрочем, любому человеку для постижения чего бы то ни было требуется время. Обратимся к опыту Святых Отцов. Святой Антоний Великий, например, говорит: «Я больше не боюсь Бога, потому что люблю Его». Но он произнес это уже в конце своих подвигов, не вначале, когда был в гробнице и боролся со злыми силами, а в конце. Потому что совершенная любовь вон изгоняет страх, там, где есть любовь, там нет страха. Но и когда человек борется со злыми помыслами, это уже показывает его любовь к Богу, хотя и не такую великую. Поэтому страх Господень – «соль» всего нашего благочестия. Человек должен иметь Божий страх. Мы должны бояться, но не грома, а отпадения от Бога. Когда мы причастились, мы должны беречь этот Дар. Необходимо хранить себя и до принятия Таинства, но особенно важна осторожность после Причастия. А мы, люди, ее не имеем. Мы идем на трапезу, угощаемся, считая, что уже отпостились.

Есть такая притча о Джуре Якшиче (Джура Якшич (1832–1878) – известный сербский поэт, писатель и художник. – Примеч. ред.). Однажды он вышел из кафе, страдая от жажды, подошел к фонтану и говорит сам себе: «Джуро, Джуро, куда тебя занесло?» А стоявший рядом жандарм отвечает: «К фонтану Иосифа жандарма». После этого случая Джуро решил больше не пить. Прошел мимо одного кафе, второго, третьего, четвертого… Но в конце концов сказал себе: «Ну, Джуро, пора и угоститься! Выдержал и не заскочил в столько мест!» Так и мы, подобно Джуре, после поста хотим себя угостить. Но в духовной жизни важно воздержание. А в монашеской жизни оно имеет первостепенное значение.

Во время постов мы употребляем пищу согласно Типикону нашей Церкви. Так, например, во время Рождественского поста, как правило, по понедельникам, средам и пятницам пища готовится на воде; по вторникам и четвергам – на растительном масле; по субботам и воскресеньям – также едим пищу на растительном масле, рыбу и можем выпить одну-две чаши вина, конечно, не увлекаясь. Если славится какой-либо святой, разрешается пища с маслом, если славится святой с великим славословием на утрени, бывает разрешение и на рыбу. Сегодня существуют календари, где указывается, что можно вкушать в каждый день поста, но, разумеется, без переедания. Нужно употреблять необходимое количество пищи.


Продолжение см. на стр. 14

 

 

СТАТИСТИКА ||
Четверть россиян намерена поститься

    

    По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в этом году в той или иной степени соблюдать Великий Пост собирается рекордное за последние десятилетия количество россиян – 28%. Полностью придерживаться церковного устава относительно святой Четыредесятницы намерены 4% респондентов, частично – 19%, поститься последнюю, Страстную, неделю – 5%. Для большинства опрошенных Великий Пост предполагает прежде всего ограничения в питании – 63%. Респонденты также указали на некие рамки в поведении – 19% и сокращение времени на мирские занятия – 10%.
     По данным другого опроса, проведенного исследовательским центром портала «Superjob.ru» среди россиян, готовящихся поститься, – во время Великого Поста 13% респондентов уменьшат или вовсе исключат времяпрепровождение в социальных сетях. 60% участников опроса сказали, что намерены воздерживаться от ругани и нецензурных выражений. Более трети – 35% – в течение Поста не будут посещать развлекательные мероприятия. Еще 30% респондентов в эти дни собираются отказаться от курения. Других ограничений и мер хотят придерживаться 12% респондентов: «Нет бальзаму в чае и ликеру в кофе»; «От интимной жизни и спиртных напитков»; «Я православная, но Пост, к своему греху, выдержать не могу. Просто решила прочитать всю Библию».
     Великий Пост в нынешнем году начался 18 марта и завершится через семь недель, 5 мая, Светлым Праздником Пасхи Христовой.


По материалам СМИ


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник