ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 8
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Беседа на книгу святого пророка Божия Даниила

 


Три отрока в пещи огненной
Фреска монастыря Дионисиат, Афон

 

 

Продолжение. Начало см. в № 3 (75)

 

Предлагаем вниманию читателей публикацию беседы известного священника-миссионера протоиерея Олега Стеняева на книгу святого пророка Божия Даниила. Рассматриваемые в беседе ветхозаветные события автор сопоставляет с проблемами и искушениями современной жизни. Особое внимание уделяется воспитанию детей на примере трех святых отроков Анании, Азарии и Мисаила, а также необходимости твердого стояния в истинной вере, вопреки всем окружающим нас соблазнам и притеснениям со стороны апостасийного мира.

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

 

Но Даниил просил царя, и он поставил Седраха, Мисаха и Авденаго над делами страны Вавилонской, а Даниил остался при дворе царя (Дан. 2, 49). Даниил не держался за власть, для него главное – это Божественное Откровение, поэтому он своих братьев по вере – Седраха, Мисаха и Авденаго – ставит управителями над Вавилонской землей, а сам предпочитает оставаться при дворе на том же положении, на котором он находился. Почему? Потому что он был подлинный Пророк, истинный мудрец от Господа, который мог наставить царя Навуходоносора и через него позаботиться обо всем своем народе – о его спасении.

Но язычники не могли спокойно смотреть на этот триумф детей Божиих. Диавол никогда не может спокойно смотреть на благополучие Церкви и всегда стремится что-то сделать, чтобы нарушить церковное торжество, священный порядок. И сказано в Библии: Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской (Там же. 3, 1). Представьте себе: такого огромного истукана сделал царь из золота, поставил его на поле Деире и приказал, чтобы все сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведы, блюстители суда, все люди – рабы, господа, простые, бедные, богатые, – когда будут звучать трубы, свирели, цитры, цевницы, гусли и всякие иные музыкальные орудия, пали ниц перед этим истуканом и поклонились ему. А кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем (Там же, 11). Но естественно, что верные своему Богу – Богу истинному – люди не могли поклониться этому золотому идолу, языческому истукану, ибо действительно верующие люди только Господу Богу поклоняются, Ему Одному служат (см.: Втор. 6, 13). И, разумеется, служение ложным богам совершенно не приличествует православному человеку и в наше время. А ведь еще недавно и наших, русских, детей водили под каменными болванами, под этими каменными идолами, заставляли класть к их подножиям цветы, надевать на свою шею красные ошейнички, выполнять некие ритуалы...

И вот верные своему Богу благочестивые отроки иудейские, конечно, уразумели, что перед ними соблазн бесовский. Они не стали поклоняться ложному богу, золотому истукану. И тут же нашлись предатели, поспешившие донести об этом царю. Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее, и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскаленную огнем (Дан. 3, 19–20). Этой огненной печью, по древнему преданию, отраженному в церковных текстах, являлась некая пещера, которая составляла часть дворца. В нее бросали всевозможные горючие материалы, благодаря чему там пылало жаркое пламя. Как мы увидим далее, туда лили нефть, бросали хворост, все подряд. Но смотрите, какая перемена происходит в Навуходоносоре! С одной стороны, он возвышает Седраха, Мисаха и Авденаго, а с другой – требует, чтобы они выполняли его условия. И если они этих условий не выполнят, он готов тут же осудить их на смерть.

Вот и нам сейчас дается свобода, нам говорят, что мы живем в демократическое, либеральное время. Указывают, что мы можем молиться, можем открывать храмы. Нам даже помогают восстанавливать некоторые из них. Однако при этом нам настоятельно предлагают забыть о таких понятиях, как православная монархия, самодержавие. Мы должны думать о демократии. Но что это за слово такое? Оно родственно с греческим словом «демос», то есть «народ». Но в каких случаях употребляется слово «демос», с какой окраской? В одном из греческих сводов Библии мы встречаем его три раза. В первый раз, когда толпа язычников задумала построить Вавилонскую башню до небес, – здесь слово «демос» употребляется в смысле «народ». Второй раз, когда толпа развратников окружила дом праведного Лота в Содоме и требовала выдать святых Ангелов Божиих на растление: эта толпа названа «демос». И в третий раз в Новом Завете слово «демос» употребляется также по отношению к толпе обезумевших иудеев, которые кричали: «Распни, распни Его!» Толпа, чернь – вот подлинный смысл, внутреннее содержание этого слова. Церковно-славянский текст Библии – это калька древнегреческого текста Священного Писания. И, как в славянском языке слово «чернь» – производное от черный (я не хочу называть дальше), точно также и в греческом «демос» – производное от «демон», то есть «диавол». Если буквально, дословно перевести, что же означает слово «демократия», то получится: «власть толпы, движимой диаволом».

Не так давно всех нас тащили в какое-то коммунистическое «светлое будущее» и заставляли при этом петь: «Вставай, проклятьем заклейменный...» А мы знаем, что «проклятьем заклейменный» – это диавол. И вот нас заставляли всей страной петь «вставай», то есть – поднимайся. Теперь с государственных телеканалов нас хотят заставить признать над собою – уже практически открыто – власть неких демонических сил и через эти же силы пытаются устанавливать государственный порядок на нашей земле. Это тоже безумие. И когда мы говорим на это: «Нет!» – власть меняет свое отношение к Церкви. Уже сейчас во многих газетах, во многих изданиях пишут, что Церковь, дескать, не демократична. Слава Богу, что она не демократична, Церковь не может быть демократичной, ибо что общего между Христом и диаволом? Еще пишут, что Церковь очень замкнута сама на себе, что она живет только своими проблемами, а ей будто бы надо жить интересами общества. Какого общества? Языческого, безбожного, еретического. Нас осуждают за то, что мы не хотим принимать участие в экуменических шабашах. Но как мы можем молиться с еретиками, язычниками, с теми, за общую молитву с кем святые апостолы полагали отлучение от Церкви Христовой (см. Правила святых апостолов)?! Да, действительно, наше время очень похоже на то, в которое происходили вышеописанные события при дворе Навуходоносора. С одной стороны, Навуходоносор так понял Даниила, так оценил его поступок, что хочет возвысить его. Даниил скромно отклоняет от себя эту честь. Тогда царь возвышает его друзей – Седраха, Мисаха и Авденаго. Но как только отказываются они поклониться золотому истукану, он сменяет милость на гнев и хочет казнить их мучительной смертью. Так же и сейчас, когда мы, православные, отказываемся принимать идеологию лжепророка, то на нас смотрят уже не с любовью, а с подозрением, и вскоре находятся подлецы, которые начинают писать доносы.

Их пишут на лучших священников, на пастырей, на архипастырей. Вспомните, как нападали в прессе на ныне почившего в Бозе Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева), как в разного рода демократических изданиях постоянно обливали грязью этого заслуженного иерарха нашей Церкви…

Готовы сильные люди; Седрах, Мисах и Авденаго уже связаны – и их бросают в печь, раскаленную огнем.

Не думайте, что если сейчас установилось некое перемирие между безбожным государством и Церковью, то так будет всегда. Положение может резко измениться, потому что нынешние дни лукавы, а диавол всегда готов в бешеной ярости своей наброситься на Церковь Христову.

Итак, отроков бросают в печь. Причем сказано: И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго (Там же, 22). Так они трое упали связанными в раскаленную огнем печь. И что происходит: они сгорели? Огонь был страшным, ведь говорится, что пламя огня убило даже тех людей, которые бросали их (наверное, от ужасного жара вспыхнули их одежды). Неужели погибли эти мудрые отроки, которые были поставлены управлять землей Вавилонской? Нет, оказывается, они не погибли! Вдруг зазвучала песнь, ее пел один из отроков, Азария, и слова этой песни доносились из печи. Он пел: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое во веки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны (Там же, 26–27). Отроки шли внутри печи и пели хвалу Господу, они пели уже втроем: Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, и хвальный и превозносимый во веки, и благословенно имя славы Твоей, святое и прехвальное и превозносимое во веки (Там же, 52). Царь ужаснулся: огонь, за огнем дым, было трудно рассмотреть, что же происходит, но он видел, что три отрока ходят в печи! Однако ходят не потому, что огонь не силен был сам по себе одолеть их, а потому что с ними был кто-то четвертый. Это – Ангел Божий, посланный от Господа защитить детей Божиих от ярости язычников.

Когда наступят для православных христиан самые тяжелые дни, те, о которых пророк Даниил предсказывал: наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди (Там же. 12, 1), когда царство антихриста будет устанавливаться по всей земле, то в эти последние дни Бог пошлет нам самого великого защитника. Сказано в Библии: и восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа своего (Там же). Да, именно сей воевода Горних Сил, Архистратиг Божий Михаил и для нашего православного русского народа, и для всех верных христиан явится в последней брани с языческим безбожным зловерием великим утешением, великим заступником.

 

Протоиерей Олег СТЕНЯЕВ

 

Школа выживания: человек
в мире соблазнов. Беседы
на Священное Писание. М., 2012.

 

Продолжение см. в след. номере

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник