ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Проблема с внедрением универсальных электронных карт не утратила актуальности

 

 

В нашу редакцию каждый день поступают звонки и письма от читателей, обезпокоенных изменениями и стремительным развитием ситуации с попытками внедрения в России электронных документов, многие просят разрешить их недоумения по поводу документа Церкви об электронных технологиях, принятого на последнем Архиерейском Соборе. С наиболее часто задаваемыми вопросами мы обратились к академику Петровской академии наук и искусств, специалисту в области биокибернетики и систем управления, эксперту Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Валерию Павловичу Филимонову.

 

– Уважаемый Валерий Павлович! Как известно, 4 февраля сего года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных». Как, на Ваш взгляд, необходимо его оценивать, и изменилось ли что-либо с его принятием для противников глобализации?

 

– Прежде всего, сердечно поздравляю всех читателей с вступлением на поприще Великого Святого поста и желаю, чтобы в эти дни вы стали ближе ко Христу, обрели, с Божией помощью, те духовные свойства, которые позволяют человеку войти в горние обители.

Слово Божие учит нас радоваться тому, что имеем, и за все благодарить Господа. Принятый Архиерейским Собором 2013 года документ можно оценивать как еще один осторожный шаг в нужном направлении. Почему еще один? Потому что первым шагом было принятие Архиерейским Собором 2008 года «Основ учения Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В этом документе впервые было сказано о недопустимости тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций, об опасности внедрения технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела.

Главной целью нового документа Церкви является защита конституционных прав и свобод граждан, отказавшихся по религиозным убеждениям от вхождения в «новую идентификационную систему». В нем отмечается: «Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами)». Очень важно то, что подчеркнута религиозная мотивация отказов множества граждан от использования античеловеческих средств электронной идентификации и соответствующих технологий учета. Ведь ранее в документах Церкви никогда об этом не говорилось. Более того, утверждалось, что этот вопрос не имеет религиозного значения.

Ныне Церковь бьет тревогу и открыто заявляет о дискриминации этих граждан: «Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни».

Об этом уже конкретно шла речь на слушаниях в Общественной палате РФ 25 февраля 2013 года. Приведу слова председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина: «К позиции людей, не приемлющих новые технологии, надо относится с уважением. Я в этом глубоко убежден, ибо мы знаем, что есть немало людей, которые ни при каких условиях не примут эти технологии – они пойдут в леса, пойдут в тюрьму, но не изменят своих взглядов. И к этому нужно относится очень серьезно».

А я глубоко убежден в том, что только молитвами и (не побоюсь так сказать) подвигами этих людей Господь пока еще милует Россию. К сожалению, очень немногие (в том числе среди архиереев и священнослужителей) понимают, где сегодня проходит главный рубеж духовной брани за спасение безсмертных душ человеческих. Именно противники глобализации останавливают наступление темных сил, готовящих пришествие антихриста.

В новом документе Церкви неоднократно говорится о недопустимости дискриминации таких людей и необходимости сохранения традиционной системы учета и традиционных методов удостоверения личности: «Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу – использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».

Вот этого, с Божией помощью, сейчас и надо добиваться от представителей законодательной и исполнительной власти по примеру православных Молдовы, для которых сохранена возможность пользоваться традиционными бумажными документами и совершать с их помощью все социально значимые действия.

Традиционную систему учета и традиционные документы никто не отменял. Мы, в частности, выработали требования к бланку паспорта гражданина России. Бланк не должен содержать графу «личный код» и записей об иных цифровых идентификаторах человека; в нем не должно быть никаких средств автоматической идентификации личности; он не должен содержать сведений о биометрических данных человека; не должен содержать информации, недоступной для прочтения владельцу паспорта; не должен содержать символики, оскорбляющей чувства верующих. В новом документе Церкви также об этом заявлено.

Наконец, в нем говорится и о том, что «если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, – наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13–14)».

Многое свидетельствует о том, что уже наступило то время, когда каждому православному человеку пора сделать выбор между Небесным и земным, между свободой во Христе и духовным рабством. Это означает выбор между Крестом и мирскими благами. При этом всеми доступными способами необходимо добиваться выполнения наших требований и помнить, что с нами Сам Господь, Который может отодвинуть времена и сроки.

 

– Некоторые противники глобализации подвергают данный документ резкой критике. Они утверждают, что «Архиерейский Собор предал народ в лапы антихриста» и архиереи фактически благословили вживление чипов (поскольку в документе говорится о недопустимости лишь «принудительной» имплантации идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека). Особенно ревностные критики предлагают писать Обращения к Патриарху и Священному Синоду с протестами против этого документа. Как Вы считаете, в чем причина столь негативной реакции, и оправданна ли она хотя бы отчасти?

 

– Здесь, прежде всего, нужно отметить, что в документе есть важные слова: «По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции. <...> Проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем». Отсюда ясно, что это далеко не окончательное решение.

Во-вторых, свободу воли у человека не отнимает Сам Господь Бог. Истина открывается каждому православному человеку по действию благодати Божией и вере его. Даже с юридической точки зрения религиозные убеждения могут быть индивидуальными. Об этом говорит статья 28 Конституции РФ. Это личное, внутреннее дело христианина, дело его совести, плод его молитвенной жизни. В любом случае каждый будет самостоятельно принимать решение и делать свой выбор между Христом и врагом Его, антихристом. Вот захочет некий архиерей «для улучшения качества жизни» вживить себе под кожу «электронный документ» с «электронным кошельком» в придачу, кто его остановит?

По поводу «принудительной» имплантации я написал уже известную многим статью «Необходимо исправить положение» (см. «ПК» № 5 (77)). В ней я показал, что это слово из нового документа противоречит всем предыдущим, выражающим принципиальную позицию Церкви, включая выступления Святейших Патриархов Алексия II и Кирилла. А они категорически отвергают применение подобных технологий в отношении высшего творения Божия...

Кого-то смутило, что в новом документе Церкви помещено извлечение из Заявления Священного Синода от 7 марта 2000 года о полной безвредности внешних знаков для духовного здоровья человека. Но при этом указано, что об этом говорилось «ранее».

 

 

Окончание см. на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник