ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИСКУССТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПАЛОМНИЧЕСТВО НА СВЯТУЮ РУСЬ

 

Окончание. Начало на стр. 4

 

Другая картина из серии исторических портретов – «Оптинские новомученики иеромонах Василий, иноки Феропонт и Трофим» (2011), дипломная работа Руслана Абрамочкина. На фоне ночного пасхального неба в полный рост стоят три монаха. В центре, с иконой «Воскресения Христова», в полном облачении – иеромонах Василий (Росляков). Справа от него, в одном подряснике, со свечой в руках – инок Трофим. По левую руку от отца Василия – инок Феропонт, также держащий в руке горящую свечу. На горизонте занимается рассвет, но еще видны яркие весенние звезды. Вдали виднеется Оптинская колокольня и храм, в котором идет пасхальная служба. Новомученики изображены в момент, когда кончается пасхальная полунощница и все готовятся идти на крестный ход. Они уже готовы и словно отошли на минутку предстать перед художником. Через несколько часов после ночного пасхального Богослужения сатанист Аверин хладнокровно убъет их ножом с выгравированным на нем числом зверя «666».

 


«Оптинские новомученики иеромонах Василий,
иноки Феропонт и Трофим»
Худ. Р. АБРАМОЧКИН

 

Ряд картин, посвященных русским святым, открывает дипломная работа С.Н. Ивлевой «Преподобный Амвросий Оптинский» (2002). Великий Старец вышел из своей хибарки на летнее крылечко. Сад перед ним утопает в зелени. Святой положил левую руку на голову стоящей на коленях девицы, другой рукой он благословляет собравшийся к нему народ. Русское старчество, в частности, Оптинское, несет на себе печать древнего пророческого служения. Старцы – это рабы Божии, очистившие свою душу подвигами покаяния, смирения, терпения, послушания, молитвы, бдения и поста. Они стяжали благодатные дары прозорливости и чудотворения, которыми служат всем к ним приходящим. Слава Богу, и в наши дни есть подлинные Старцы, такие, как архимандрит Кирилл (Павлов). Их молитвами и держится наша Родина, на которую ополчились все адские силы.

 

 

Следующая картина – диплом С.В. Чикунчикова «Воскрешение отрока преподобным Сергием Радонежским» (1999). Игумен земли Русской изображен стоящим в полный рост в своей келье. Рядом с Преподобным – отрок, а перед ними на коленях стоит отец этого ребенка, уже не чаявший увидеть свое чадо живым и принесший с собой маленький гробик. Картина очень живо передает чудо, точнее – человеческие чувства, удивление и страх перед тайной воскресения.

Напротив картины С.В. Чикунчикова – работа другого замечательного молодого художника В.Ю. Графова «Московский чудотворец Василий Блаженный» (2006). На ней запечатлен момент исцеления Блаженным от слепоты торговки, которая незадолго перед тем смеялась над ним и слепотой была наказана Богом. ХХ век на Руси ознаменовался многочисленными подвигами юродства Христа ради. Монахи, священники и простые миряне с благословения Божия предавались этому подвигу, скрываясь от мира под личиной безумия. Стяжав благодать Духа Святаго, они творили чудеса, которые заставляли вспомнить подвиги святых Андрея Цареградского, Симеона Емесского, Виталия Александрийского. Это преподобный Нектарий Оптинский, блаженные Зина Ветлужская и Феоктиста Воронежская, преподобный Феодосий Кавказский, архимандрит Павел (Груздев), блаженный Василий Самарский, схимонахиня Мария Самарская, блаженная Любушка Петербургская, Пелагея Рязанская и многие другие. И в наши дни на Руси еще есть такие рабы Божии, которые молятся за нашу Родину и за все человечество, отодвигая пришествие рвущегося в мир антихриста. Всем им посвящена эта замечательная картина.

 


«Московский чудотворец Василий Блаженный»
Худ. В. ГРАФОВ

 

Диплом О.М. Цветаевой «Сказание о деве Февронии и Петре» (2004) продолжает ряд работ, изображающих русских святых. На холсте мы видим момент, когда святой благоверный князь Петр смирился и решил жениться на крестьянской девице Февронии. Он предлагает ей руку и сердце. Этому предшествовала болезнь князя, вызванная кознями бесовскими. Желание исцелиться привело его в село Ласково Рязанского княжества к крестьянской девице блаженной Февронии, которая сказала, что вернет здоровье князю, и взяла с него обещание, что в таком случае он возьмет ее в жены. Князь согласился, но, исцелившись, вернулся в Муром и вместо сватов послал Февронии богатые дары; но через некоторое время недуг снова овладел им. Раскаявшись, он исполнил свое обещание. Картина воспевает супружескую верность и целомудрие, свойственные русскому народу.

Далее следуют полотна, посвященные святым русским витязям. «Александр Невский. За Веру Православную!» (2000) – так называется диплом К.Л. Разумова. На картине изображено Ледовое побоище, момент, когда наше и немецкое войска двинулись друг на друга.

Выпускник И.Г. Николаев посвятил свою работу «Адмирал Ушаков» (2005) святому праведному воину Феодору. Непобедимый русский витязь стоит на корме судна, всматриваясь в морскую даль. Он уже заметил турецкую эскадру и малыми силами готовится ее разгромить.

Тему русских боевых традиций продолжает диплом Д.А. Слепушкина «Молебен перед боем» (1994). Судя по обмундированию воинов, на картине запечатлен эпизод Отечественной войны 1812 года. Русское христолюбивое воинство коленопреклоненно встречает чудотворную икону Божией Матери. И разве найдется сила, способная противостоять его спокойной и несокрушимой мощи? История показала, что такого противника еще не бывало.

На картине «Сретение Владимирской иконы Божией Матери в Москве» (2005) С.А. Смирнов воссоздал атмосферу встречи чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в 1395 году в столице, когда орда Тамерлана угрожала Руси новым сокрушающим нашествием. После перенесения Владимирской иконы в Москву Матерь Божия явилась гордому предводителю орды и приказала отойти от пределов Российских.

Среди всех дипломов особняком стоит работа Т. Юшмановой «Деревенские посиделки в праздничный день» (2000). У палисадника на скамейке под березой старики и старушки собрались послушать гармониста. Типичная картина уходящего русского деревенского быта. «Новых русских» она не тронет, зато очень нравится тем, кто не утратил чувства национального самосознания.

Сибирский художник А.В. Реметня в своей дипломной картине «Русский изобретатель» (2009) коснулся очень важной темы. Господь дал русскому человеку великие таланты. Один из них – дар научных и технических открытий и изобретений. Ни один народ в мире не изобрел и не открыл столько, сколько наши соотечественники. Велосипед, автомат, самолет, вертолет, бомбардировщик, телеграф, радио, телевидение, персональные компьютеры; первые полеты в космос, высадка на Луне, запуск атомной электростанции, реактивный пассажирский самолет, первая в мире орбитальная станция – все эти изобретения и открытия принадлежат русским. Русскими же введена в науку физика и физическая химия. Наркоз, водолазный аппарат, парашют, лампа накаливания, гипс, лазер... Этот список можно продолжать долго. Зарубежные ученые зачастую присваивают себе русские изобретения. Но они обманывают лишь мир и самих себя, а Бога обмануть невозможно.

В категории пейзажной живописи, наверное, самой замечательной дипломной работой можно назвать картину В.А. Савиновой «Дивный остров» (2005). И действительно, пейзаж дивный! Скорее всего, это один из Валаамских островов. Здесь одновременно и сказка, и поэма. Зритель то ощущает себя на острове Царя Салтана из поэмы Пушкина, то вспоминает стихотворение Лермонтова «Белеет парус одинокий».

По-своему замечательна серия пейзажей (2002) выпускницы Ю.В. Леньковой, посвященная Соловкам. Картина «Секирная гора. Путь восхождения» рисует конкретное святое место, которое в годы гонений стало Голгофой для тысяч новомучеников и исповедников. Холст напоминает нам об их подвиге, ведь на их крови возрождается сегодня наша Церковь. Вторая работа Ю.В. Леньковой «Вечер у Секирной горы» раскрывает ту же тему.

На дипломной картине А.В. Трямкина «Осень» (2002) изображены деревня, пашня, церковь и речка – знакомый и родной каждому русскому человеку пейзаж.

Стихотворением в красках выглядит полотно Е.А. Загайного «Закат» (2006), на котором запечатлен закат на берегу реки и играющий на жалейке пастушок – элегия на тему древней Руси.

Диплом И.Б. Кириллова «Разлив» (2006) заставляет вспомнить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Родина»: «Разливы рек ее, подобные морям...»

Работа К.В. Киселева «Новоспасский монастырь» (2001), а также И.М. Павлова «Козьмодемьянск XIX века» (2008) изображают сохранившиеся до наших дней осколки Святой Руси, по которым можно судить о красоте и величии целого.

 

+ + +

 

Собираясь посетить Академию живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, я ожидал увидеть хорошую выставку работ выпускников, а увидел на полотнах… саму Святую Русь. Эти картины заслуживают того, чтобы с ними познакомилось как можно больше зрителей, особенно из поколения, грядущего на смену нам.

 

Александр МАЛИНИН

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник