ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ИСКУССТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ПАЛОМНИЧЕСТВО НА СВЯТУЮ РУСЬ

 

В конце минувшего года мне удалось побывать в Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова. До посещения «Глазуновки» я встречал в православных газетах и журналах репродукции замечательных исторических работ ее студентов и знал, что это единственное в Москве светское высшее учебное заведение, преподаватели и учащиеся которого в большинстве своем – люди верующие. И вот, наконец, выбрав время, я решил посмотреть картины вживую, а теперь, с Божией помощью, хочу поделиться своими впечатлениями с читателями «ПК».

Работы, о которых пойдет речь, можно разделить на несколько групп. Часть дипломов выпускников посвящена описанию жизни Господа нашего Иисуса Христа на основе Евангельского повествования. Другую часть составляют полотна, изображающие русских святых. В отдельные группы следует выделить картины, посвященные выдающимся лицам и моментам русской истории, Смутному времени, тут же – портреты современных подвижников благочестия, исторические и современные пейзажи. Несколько картин затрагивают редкие темы, которые в работах других авторов пока не получили освещения.

Слева от выхода из конференц-зала Академии можно увидеть дипломную картину А.В. Фадеева «Поцелуй Иуды» (1995). На той же стене, несколько ближе к конференц-залу, – выпускная работа Д. Родзина «Изгнание торгующих из храма» (1997). Завершает серию работ на евангельские сюжеты картина А.А. Григорьева «Распятие» (1998). Эта работа, с одной стороны, раскрывает перед зрителем конкретное историческое событие – казнь Господа нашего Иисуса Христа на Кресте, Его подвиг искупления человечества от греха, смерти и диавола. С другой стороны – затрагивает и жизненный путь каждого христианина, потому что крест – это скорбь, а в мире нет человека, который бы не переживал скорбей. Но взирая на Христовы страдания, мы получаем силу мужественно переносить все наши беды и несчастья.

Однако на земле нет ничего постоянного, за скорбью всегда следует радость, за Страстной Пятницей – Пасха, которой и посвящена одноименная дипломная работа Ю.А. Кузнецовой (2002). Русский православный народ с зажженными свечами вышел на крестный ход в последние минуты Великой Субботы. Уже началась пасхальная заутреня. Певчие хором пропели тропарь: «Христос Воскресе из мертвых…» Священник обратился к людям и осеняет их пасхальным трикирием со словами «Христос Воскресе!» Народ едиными устами и единым сердцем отвечает: «Воистину Воскресе!» Но за конкретным сюжетом картины просматривается и другой, более глубокий смысл – о нашей Родине, о нашем русском народе, который после десятилетий безбожия постепенно возвращается к Вере отцов, приближая время Воскресения Руси.

В дипломе С.В. Никитина «Шапка Мономаха» (2007) показана византийская делегация, сопровождающая греческую Царевну, которая привезла на Русь шапку Мономаха – символ великокняжеской власти. Это момент постепенного перехода великой миссии хранителя Православия от Рима Второго, Византии, к Риму Третьему – Московской Руси. Но прежде нашу Родину еще ждут суровые двухсотлетние испытания татаро-монгольского ига.

Далее следует несколько картин, посвященных описанию русской жизни в этот тяжелый период.

Начинает «татаро-монгольский» ряд картина С.П. Голубочковой «Татарский Царевич» (2004). На белом троне восседает безусый и безбородый юноша монголоидной расы, а русские князья, бояре, купцы склоняются перед ним на коленях. На полотне запечатлен тот скорбный период нашей истории, когда Русь из-за междоусобиц потеряла свою государственную независимость. Но к этому времени относится и плодотворная строительная деятельность московского князя Юрия Даниловича Долгорукого, нашедшая отражение в малой дипломной картине Е.В. Гаха «Юрий Долгорукий» (2007). Завершает серию диплом П.В. Рыженко «После битвы на Калке» (1996). По словам художника, замысел картины родился в годы Первой чеченской войны, когда русские воины попадали в плен к мусульманам, претерпевали жестокие мучения. И в то же время полотно передает реальный исторический момент, когда князь Мстислав Мстиславович Галицкий, вырвавшись вперед и желая единолично одержать победу, оказался в плену у татаро-монголов. Только скованный путами инородцев, князь прозревает, что наша сила – в единстве.

Целый ряд дипломов выпускников Академии посвящен одному из ключевых моментов русской истории – Смутному времени, как, например, картина С.В. Блинкова «Царевич Дмитрий» (2005), изображающая момент мученической кончины Святого в Угличе.

Начавшейся смутой воспользовались враги Православия и России. Польские католики поочередно засылают на Русь первого и второго Лжедмитриев. Столица оккупирована поляками… Наконец, после всеобщего покаяния милость Божия снизошла на русский народ. Преподобный Сергий, явившись Косме Минину, приказал собирать народное ополчение. Тот пригласил победоносного князя Дмитрия Пожарского возглавить войско и, при помощи Божией, столица нашей Родины, а потом и вся Русь были освобождены от польской католической оккупации. Дипломная картина С.В. Смирнова (1995) изображает вождей народного ополчения в окружении русского христолюбивого воинства.

После этого в 1613 году русские люди собрались на Земский собор, который избрал Царем Михаила Романова. Инокиня Марфа, его мать, не хотела благословлять сына на такой тяжкий подвиг, но иерархи, бояре и весь народ коленопреклоненно умолили их дать свое согласие. Момент переговоров земского посольства с юным Михаилом изображен в работе И.В. Кузнецова «Призвание на царство Михаила Феодоровича Романова» (2002).

Поляки, узнав об этом, послали в Кострому войско – убить помазанника Божия. Дорога проходила через северные русские леса, которые им были мало знакомы. В проводники себе враги Божии взяли крестьянина Ивана Сусанина, пообещав щедро его вознаградить. Но рабу Божию Иоанну не нужны были «тридцать сребренников». Он не предал Бога, Царя и Отечества, но, согласившись показать полякам дорогу, завел их в чащу леса, где все они сгинули злой смертью, а прежде сам герой принял от их рук мученическую кончину. Дипломная картина «Иван Сусанин» М.В. Фаюстова (2002) воспевает верность русских Православию и своему Государю.

 


«Иван Сусанин». Худ. М. ФАЮСТОВ

 

После совершения над Царем Михаилом Таинства Миропомазания народ принес клятву на верность Дому Романовых, а на изменников, которые дерзнут нарушить ее, наложил суровые анафемы и проклятья. Русский Златоуст XX века митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн писал: «Смута начала XVII века дает нам хрестоматийный пример того, как народные нестроения и мятежи, омраченные цареубийством, едва не ввергли страну в окончательное и полное разорение, поставив ее на грань гибели и иноземного порабощения. Затем осознанное соборное покаяние в совокупности с соборным же действом по воссозданию державных устоев России – возродили ее буквально из пепла, на три столетия придав государству крепость и величие, о которых, казалось, обезсиленная Русь не могла и мечтать. Возникающие при рассмотрении тех давних событий многочисленные исторические и духовные, нравственно-религиозные параллели могут многое прояснить нам в нынешних проблемах страны...»

Действительно, параллели очевидны. Измена Дому Романовых в начале XX века привела к гибели Святой Царской Семьи и к новому смутному времени, которое продолжается до сих пор. Очевидно, что и выход из нынешней смуты может быть только таким, как в XVII веке – через покаяние русского народа, возвращение его к Вере отцов и возрождение Царского Самодержавия.

«Наша нынешняя смута – закономерный результат того страшного духовного истощения, которое стало неизбежным следствием неимоверных испытаний, искушений и скорбей, перенесенных русским народом за последнее столетие. И все же, если мы сумеем правильно оценить религиозные, духовные причины великой Русской Трагедии, сумеем изжить ересь гуманизма-человекобожия, обрядившегося ныне в „либерально-демократические“ одежды, – сегодняшний кризис станет для Руси лишь преддверием нового ярчайшего духовного расцвета и высочайшего державного взлета», – писал владыка Иоанн. Дипломная картина Ф.А. Москвитина «Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн» (1998) запечатлела для нас этого нового Гермогена.

Митрополит Иоанн (Снычев) – человек святой жизни, подвижник – в годы ельцинской разрухи возвысил свой голос в защиту России, русского народа. Преосвященный владыка Иоанн четко обозначил врагов нашего Отечества, разоблачил их тайные лукавые козни и указал путь к возрождению России. В наследство нам он оставил свои богомудрые труды, не утратившие значения и доныне.

 

 

Окончание см. на стр. 5.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник