АНТИЭКУМЕНИЗМ | ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА | СТРАНИЦА 9 |
Продолжение. Начало в № 14(38)
ОСНОВАНИЕ ВТОРОЕ:
ЭКУМЕНИЗМ – ЭТО ЕРЕСЬ
ПРОТИВ ДОГМАТА
О ЦЕРКВИ –
ЕДИНОЙ, СВЯТОЙ, СОБОРНОЙ
И АПОСТОЛЬСКОЙ
Б) ЦЕРКОВЬ – ЕДИНАЯ. АНГЛИКАНСКИЙ ПРИНЦИП ВСЕОХВАТНОСТИ
Если в Православной Церкви, руководствующейся канонами, всякое несообразное с церковной верой лжеучение привело бы к церковному суду и осуждению, в англиканстве новшества развиваются безпрепятственно, ибо англиканская «церковь» утратила любовь к истине и потому позволяет распространяться в ней всевозможным мнениям и лжеучениям. Она даже кичится своей открытостью миру, философиям и стихиям мира сего (ср.: Кол. 2, 8) и порицает Православную Церковь за ее неизменное стояние в вере и удаление от суетной жизни этого мира!
Покойный Афинагор (Кокинакис), греческий архиепископ Фиатирский и Великобританский, известный как убежденный экуменист-англофил, говорил, однако, с упреком: «В англиканской церкви мыслители-интеллектуалы и богословы не ожидают со стороны церкви никакого официального осуждения. Открытость их церкви к мировой истории и принцип „всеохватности“ придает им своего рода богословское дерзновение в отношении к истории и приспособления к установлениям веры... Эти попытки расширяют границы „всеохватности“ до такой степени, что ставят проблемы внутри и вне англиканской общности». Однако дальше архиепископ Афинагор вступает в противоречие с самим собою, пытаясь как-то оправдать англиканский принцип «всеохватности», отождествляя его с православным принципом церковной икономии (икономия – от. греч. «домостроительство» – снисхождение к кающимся ради укрепления их на пути спасения. – Примеч. ред.). Эту попытку надо признать неудачной, ибо:
1) Православная Церковь никогда не применяет принципа икономии в области догматов, тогда как англиканский принцип «всеохватности» распространяется и на эту важнейшую область веры;
2) оба принципа сильно отличаются друг от друга, так как у англикан конкретный результат всеохватности в области веры есть погубление человеческих душ, а в Православии применение принципа икономии имеет целью спасение души – по древнему святоотеческому выражению – через «уврачевание в корне».
В последнее время в англиканстве появились модернисты, отрицающие самые основы христианства как Богооткровенной религии. Один из ярких представителей – «епископ» д-р Джон Робинсон, автор книги «Быть честным к Богу», вышедшей в 1963 году, мировоззрение которого можно охарактеризовать как «христианский» атеизм. Он отрицает бытие личного Бога – Творца и Промыслителя мира, а также существование духовного мира вообще и будущей вечной жизни в частности. Иисус для него – простой человек. Но этот человек – Иисус – есть высшее и единственное в истории проявление божественного начала мироздания... В этом смысле Он единосущен Отцу, хотя для Отца нет места в мировоззрении Робинсона. По нему, Воскресение Христа не означает телесного восстания из гроба, а «некое душевное переживание апостолов, случившееся с ними в третий день по Распятии и внутренне переродившее их».
И этот «христианский» атеизм терпит англиканская церковь! Никаких санкций со стороны церковных властей в отношении к «епископу» Робинсону не последовало, и учение его осталось неотвергнутым англиканской церковью, которая избегает осуждать еретические взгляды.
Англиканские женщины-«священницы»
Мало того! Порочный принцип «всеохватности», распространенный не только на веру, но и на христианскую мораль, используется англиканством для явно безнравственных целей. Например, в «Чери Тайме», официальном органе англиканской церкви, 14-го октября 1983 года была помещена позорная реклама «Христианского (!) союза гомосексуалистов», в которой рекомендуются книги, содержащие религиозные чинопоследования для... содомских бракосочетаний между лицами одного пола!!! По поводу одного такого «бракосочетания», состоявшегося 21-го января 1983 года при участии англиканского «священника» Холта, – «брака», вызвавшего глубокое возмущение и энергичные протесты со стороны местных мирян, – генеральный секретарь упомянутого «христианского» союза Киркер безстыдно заявил, что число подобных «браков» все увеличивается и что многие из них совершаются в англиканских храмах по определенному обряду. Излишне доказывать, насколько богопротивны эти противоестественные «браки», которые св. апостол Павел заклеймил как постыдные страсти (см.: Рим. 1, 25), поставив их в ряд самых тяжких грехов, совершители которых царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 21).
Таковы плоды англиканского принципа «всеохватности», посредством которого оправдываются не только всякие догматические лжеучения, но и самые постыдные нравственные преступления!
Этот принцип стал заражать, к сожалению, и некоторых православных богословов, например, прот. Ливерия Воронова, профессора догматики в С.-Петербургской Духовной академии. Посетив в Париже Богословский институт на Сергиевском подворье, он прочитал лекцию о взглядах осужденного Русской Православной Церковью еретика прот. Сергия Булгакова и во имя христианской «любви» постарался представить их как терпимые и допустимые, пригласив под конец всех присутствующих пропеть еретику «Вечную память»!
Принятие англиканского принципа «всеохватности» не приведет к подлинному объединению и единой правой вере, ибо каждому будет дано право следовать собственным ошибочным убеждениям. Благодаря этому принципу можно достигнуть не единства в истине, а лишь полного отступления от нее, отпадения от Богооткровенной веры и, следовательно, отпадения от Церкви и от личного спасения. Вот к таким печальным результатам приведет отрицание единства Церкви!
Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)
Продолжение следует
ФАКТЫ | || | Спасение без Христа? |
Святая Соборная и Апостольская Церковь признает невозможным спасение вне своей ограды, предупреждая иноверцев, еретиков, язычников, атеистов и всех, не принимающих Православной веры, о грозящей им вечной погибели.
Однако прот. Александр Борисов, московский священнослужитель, выступающий за изменение вековых устоев Церкви, считает по-другому. Отвечая «православной» газете «Крестовский мост» (одобренной Синодальным информационным отделом РПЦ!) (см. № 9 за 2011 г.) на вопрос «могут ли попасть в рай верующие других конфессий?», он сказал: «Бог открывает для каждого народа тот путь, который является наилучшим для его спасения», и добавил, что Бог будет судить людей якобы «только по тому, как они прожили свою жизнь. Человек, делающий добро, тем самым выбирает Христа, хотя может Его и не знать. Очевидно, что это могут быть люди, принадлежащие к разным религиям».
«Христиане! – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Познайте Христа! Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие-то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа, и, может быть не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства».
Знает ли Христа и веру Православную прот. Александр Борисов, если, считая себя православным пастырем, проповедует спасение без Христа?
Олег БЕЛОВ