В ЭТОТ ДЕНЬ... | БОЖИЙ ВЕРТОГРАД | СТРАНИЦА 10 |
20 октября / 2 ноября – память вмч. Артемия
Третья заповедь Божия – «Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе», – запрещая грехи богохуления, ложной клятвы, клятвопреступления, нарушения обетов, данных Богу, божбы, ропота на Бога, невнимательности в молитве, запрещает вместе с тем и грех кощунства, т. е. когда священные предметы обращаются в шутку и поругание.
Сколько ныне найдется людей, которые с какою-то непомерной злобою глумятся над предметами веры и Церкви! Глумятся и посмеиваются над ними многие из людей так называемых образованных, вовсе не желающих знать Бога; посмеиваются многие из раскольников, особенно, например, над новоявленными Угодниками и многоцелебными их мощами; посмеиваются, наконец, и многие из совершенных невежд, не ведущих и не желающих ведать истины веры Христовой. А легкие шутки над предметами священными в обыкновенных разговорах слышатся повсюду и не встречают отпора даже со стороны благочестивых людей. Братие, нужно ли говорить, что за грех кощунства виновные дорого поплатятся в жизни будущей?
Вы сами знаете, что Бог поругаем не бывает. Но я скажу вам, что кощунники не остаются без наказания и в жизни настоящей. Выслушайте нечто по этому поводу из повести о чудесах св. вмч. Артемия.
Некий благочестивый человек, питавший особенную любовь к св. вмч. Артемию, взял свечей и масла и пошел к мощам его. На пути ему встретился один из знакомых его и спросил: «Куда, друг, свечи и масло несешь?» – «Иду помолиться св. Артемию», – был ответ. Встретившийся, насмехаясь, сказал: «Не забудь, друг, от него болезнь захватить и сюда принести, когда назад пойдешь».
Шедший к Великомученику христианин не ответил на насмешку и, совершивши при мощах Святого молитву, направился домой. И что же? На обратном пути его действительно постигает жестокая болезнь; он чувствует нестерпимую боль в теле, местами оно отекает так, что он уже не в состоянии дойти к своему дому. Но так как на его пути стоял дом встретившегося ему и насмехавшегося над св. Великомучеником друга, то он с величайшим трудом побрел туда и, пришедши, почувствовал, что болезнь его усилилась. На него напало нечто вроде беснования; язык его онемел, и болезнь казалась смертельною. Однако, чрез несколько времени он пришел в себя и, полагая, что болезнь приключилась ему ради слов насмешника, сказал: «За что я так страдаю? Не ради ли насмешки моего друга?» Тот же, со своей стороны, начал укорять больного за его слова и снова насмехаться над Святым, и между ними дело дошло уже до явной ссоры, так что и из мимоходящих многие останавливались и спрашивали о причине их размолвки.
Тогда больной рассказал всем о своей встрече с другом на пути к св. Артемию и о его кощунстве и, как только кончил, тотчас почувствовал себя совершенно здоровым. Но, о, ужас! Его болезнь мгновенно перешла на кощунника, который начал кричать: «Увы мне! Горе мне!» Присутствовавшие ужаснулись, видя это, и прославили Бога и св. Его Угодника и сказали: «Праведен суд Божий! Ты бо, еже искал еси, обрел, и прочии тобою да вразумлени будут не вменяти в хулу и посмех чудеса, бывающая от Бога святыми Его Угодники».
О, вы, не ужасающиеся относиться с поруганием к великим делам Божиим и святых Его Угодников! Смотрите, не пришлось бы и вам кричать еще в сей жизни когда-нибудь: «Увы мне! Горе мне!» А что этого вы не минуете в будущей жизни, сие несомненно, ибо верно слово Божие: Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6, 25). Аминь.
Прот. В. ГУРЬЕВ
«Пролог в поучениях»
Артемий был воином и сподвижником равноапостольного Царя Константина. Он также, как и многие из войска Константинова, видел на небе знамение Креста и тем обрел истинную веру Христову. После смерти равноапостольного Царя он служил его сыну Констанцию как военачальник и правитель Египта.
Когда умер Констанций, власть над Римской империей перешла к Юлиану Отступнику. Он давно уже тайно, а теперь и явно отрекся от Бога и поклонялся идолам, то есть бесам. По дороге в Персию, где ему предстояло вскоре погибнуть, Юлиан собрал армию, и Артемий вышел к нему из Египта во главе своих войск. Они встретились в Антиохии. Римский Император же везде, куда ни приходил, приказывал хватать христиан, мучить их и принуждать к отречению, а твердых исповедников умерщвлял.
Когда на глазах святого Артемия стали бить двух православных священников, он исполнился божественной ревности и обличил Юлиана в безумии и нечестии. За это его долго били воловьими жилами, раскаленными шилами пронзили бока, искололи спину трезубцами, а потом посадили в темницу и долгое время морили жаждой и голодом. И явился ему в темнице Господь со святыми ангелами и сказал: «Мужайся, Артемий, Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую тебе причинили мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня перед людьми, так и Я исповедаю тебя перед Отцом Моим Небесным. Итак, мужайся и радуйся – ты будешь со Мной в Моем Царстве». И тотчас было исцелено все тело Артемия, а душа его исполнилась Божия утешения, и он пел и благословлял Бога.
Наконец Юлиан Отступник приказал отрубить голову мученику. И был Cвятому с неба голос: «Войди со святыми принять уготованную тебе награду». И тотчас блаженный Артемий радостно преклонил под меч свою главу.
«Православный календарь»
Православный календарь с 19 октября / 1 ноября по 1 / 14 ноября
19 октября / 1 ноября. Вторник.
|