ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Кощунники не остаются без наказания и в настоящей жизни


 

Третья заповедь Божия – «Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе», – запрещая грехи богохуления, ложной клятвы, клятвопреступления, нарушения обетов, данных Богу, божбы, ропота на Бога, невнимательности в молитве, запрещает вместе с тем и грех кощунства, т. е. когда священные предметы обращаются в шутку и поругание.

Сколько ныне найдется людей, которые с какою-то непомерной злобою глумятся над предметами веры и Церкви! Глумятся и посмеиваются над ними многие из людей так называемых образованных, вовсе не желающих знать Бога; посмеиваются многие из раскольников, особенно, например, над новоявленными Угодниками и многоцелебными их мощами; посмеиваются, наконец, и многие из совершенных невежд, не ведущих и не желающих ведать истины веры Христовой. А легкие шутки над предметами священными в обыкновенных разговорах слышатся повсюду и не встречают отпора даже со стороны благочестивых людей. Братие, нужно ли говорить, что за грех кощунства виновные дорого поплатятся в жизни будущей?

Вы сами знаете, что Бог поругаем не бывает. Но я скажу вам, что кощунники не остаются без наказания и в жизни настоящей. Выслушайте нечто по этому поводу из повести о чудесах св. вмч. Артемия.

Некий благочестивый человек, питавший особенную любовь к св. вмч. Артемию, взял свечей и масла и пошел к мощам его. На пути ему встретился один из знакомых его и спросил: «Куда, друг, свечи и масло несешь?» – «Иду помолиться св. Артемию», – был ответ. Встретившийся, насмехаясь, сказал: «Не забудь, друг, от него болезнь захватить и сюда принести, когда назад пойдешь».

Шедший к Великомученику христианин не ответил на насмешку и, совершивши при мощах Святого молитву, направился домой. И что же? На обратном пути его действительно постигает жестокая болезнь; он чувствует нестерпимую боль в теле, местами оно отекает так, что он уже не в состоянии дойти к своему дому. Но так как на его пути стоял дом встретившегося ему и насмехавшегося над св. Великомучеником друга, то он с величайшим трудом побрел туда и, пришедши, почувствовал, что болезнь его усилилась. На него напало нечто вроде беснования; язык его онемел, и болезнь казалась смертельною. Однако, чрез несколько времени он пришел в себя и, полагая, что болезнь приключилась ему ради слов насмешника, сказал: «За что я так страдаю? Не ради ли насмешки моего друга?» Тот же, со своей стороны, начал укорять больного за его слова и снова насмехаться над Святым, и между ними дело дошло уже до явной ссоры, так что и из мимоходящих многие останавливались и спрашивали о причине их размолвки.

Тогда больной рассказал всем о своей встрече с другом на пути к св. Артемию и о его кощунстве и, как только кончил, тотчас почувствовал себя совершенно здоровым. Но, о, ужас! Его болезнь мгновенно перешла на кощунника, который начал кричать: «Увы мне! Горе мне!» Присутствовавшие ужаснулись, видя это, и прославили Бога и св. Его Угодника и сказали: «Праведен суд Божий! Ты бо, еже искал еси, обрел, и прочии тобою да вразумлени будут не вменяти в хулу и посмех чудеса, бывающая от Бога святыми Его Угодники».

О, вы, не ужасающиеся относиться с поруганием к великим делам Божиим и святых Его Угодников! Смотрите, не пришлось бы и вам кричать еще в сей жизни когда-нибудь: «Увы мне! Горе мне!» А что этого вы не минуете в будущей жизни, сие несомненно, ибо верно слово Божие: Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете (Лк. 6, 25). Аминь.

 

Прот. В. ГУРЬЕВ

«Пролог в поучениях»

 

 

Со святыми принял награду

 

Артемий был воином и сподвижником равноапостольного Царя Константина. Он также, как и многие из войска Константинова, видел на небе знамение Креста и тем обрел истинную веру Христову. После смерти равноапостольного Царя он служил его сыну Констанцию как военачальник и правитель Египта.

Когда умер Констанций, власть над Римской империей перешла к Юлиану Отступнику. Он давно уже тайно, а теперь и явно отрекся от Бога и поклонялся идолам, то есть бесам. По дороге в Персию, где ему предстояло вскоре погибнуть, Юлиан собрал армию, и Артемий вышел к нему из Египта во главе своих войск. Они встретились в Антиохии. Римский Император же везде, куда ни приходил, приказывал хватать христиан, мучить их и принуждать к отречению, а твердых исповедников умерщвлял.

Когда на глазах святого Артемия стали бить двух православных священников, он исполнился божественной ревности и обличил Юлиана в безумии и нечестии. За это его долго били воловьими жилами, раскаленными шилами пронзили бока, искололи спину трезубцами, а потом посадили в темницу и долгое время морили жаждой и голодом. И явился ему в темнице Господь со святыми ангелами и сказал: «Мужайся, Артемий, Я с тобой и избавлю тебя от всякой боли, какую тебе причинили мучители, и уже готовлю тебе венец славы. Ибо как ты исповедал Меня перед людьми, так и Я исповедаю тебя перед Отцом Моим Небесным. Итак, мужайся и радуйся – ты будешь со Мной в Моем Царстве». И тотчас было исцелено все тело Артемия, а душа его исполнилась Божия утешения, и он пел и благословлял Бога.

Наконец Юлиан Отступник приказал отрубить голову мученику. И был Cвятому с неба голос: «Войди со святыми принять уготованную тебе награду». И тотчас блаженный Артемий радостно преклонил под меч свою главу.

 

«Православный календарь»

 

 

 

 

19 октября / 1 ноября. Вторник.
Прор. Иоиля (800 до Р.Х.). Мч. Уара и с ним семи учителей христианских (ок. 307). Перенесение мощей преп. Иоанна Рыльского (1238). Сщмч. Сергия пресвитера (1937). Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342).


20 октября / 2 ноября. Среда.
Вмч. Артемия (362). Сщмч. Николая пресвитера (1918). Сщмчч. Германа, еп. Алатырского, Зосимы, Иоанна, Иоанна, Иоанна, Николая, Леонида, Иоанна и Александра пресвитеров, Михаила и Петра диаконов и мч. Павла (1937). Прав. отрока Артемия Веркольского (1545).


21 октября / 3 ноября. Четверг.
Преп. Илариона Великого (371–372). Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206). Сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия и Никандра пресвитеров и мч. Киприана (1937). Сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937). Сщмчч. Константина, Сергия, Василия, Феодора, Владимира, Николая, Иоанна, Василия, Александра, Димитрия и Алексия пресвитеров, Сергия и Иоанна диаконов и прмчч. Софрония, Неофита (1937). Прмц. Пелагии (1944). Мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303). Преп. Илариона, схимника Печерского в Дальних пещерах (XI). Препп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Преп. Илариона Псковоезерского, Гдовского.


22 октября / 4 ноября. Пятница.
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.). Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408–450). Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира, Александра, Василия, Александра пресвитеров и прмчч. Германа и Мины (1937). Сщмчч. Николая, Николая пресвитера и прмч. Григория (1937). Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II–III). Андрониковской и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.


23 октября / 5 ноября. Суббота.

Димитриевская родительская суббота. Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63). Перенесение мощей прав. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1544). Сщмчч. Николая, Владимира, Александра, Николая, Емилиана и Созонта пресвитеров (1937); прмц. Евфросинии (1942). Свт. Игнатия, Патриарха Константинопольского (877–878). Преп. Елисея Лавришевского (ок. 1250).


24 октября / 6 ноября. Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688). Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Преп. Зосимы Верховского (1833). Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия пресвитера и мч. Алексия (1918); преп. Арефы исп. (1932); сщмчч. Иоанна и Николая пресвитеров (1937). Сщмч. Петра пресвитера (1938). Блж. Елезвоя (Калеба), Царя Ефиопского (553–555). Мц. Синклитикии и двух дщерей ее (VI). Препп. Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII–XIII), затворников Печерских в Ближних пещерах. Свт. Афанасия, Патриарха Константинопольского (после 1311).


25 октября / 7 ноября. Понедельник. Седмица 22-я по Пятидесятнице.
Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355). Преп. Матроны исп. (1963). Прав. Тавифы (I). Мч. Анастасия (III). Препп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских в Дальних пещерах (XIII—XIV).


26 октября / 8 ноября. Вторник.

Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения, бывшего в Царьграде (740). Мч. Луппа (ок. 306). Преп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Преп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского в Дальних пещерах (1482). Преп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).


27 октября / 9 ноября. Среда.
Мч. Нестора Солунского (ок. 306). Прмч. Сергия (1942). Мцц. Капитолины и Еротииды (304). Преп. Нестора Летописца, Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1114). Преп. Нестора некнижного, Печерского в Дальних пещерах (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539). Мч. Марка и иже с ним.


28 октября / 10 ноября. Четверг.
Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила, Евникии (249–250). Преп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Преп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918). Преп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, архиеп. Иерусалимского (363). Преп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.).


29 октября / 11 ноября. Пятница.
Прмц. Анастасии Римляныни (III). Преп. Авраамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Преп. Авраамия, архим. Ростовского (1073—1077). Сщмч. Николая пресвитера и с ним. мчч. Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918). Сщмч. Иоанна пресвитера (1930). Сщмч. Евгения пресвитера (1937); мц. Анастасии (после 1937); сщмч. Леонида пресвитера (1941). Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Преп. Анны (826).


30 октября / 12 ноября. Суббота.
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его Зиновии (285). Сщмч. Леонида пресвитера (1941). Сщмч. Матфея диакона (1942). Aпп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Св. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.). Озерянской иконы Божией Матери (XVI).


31 октября / 13 ноября. Неделя 21-я по Пятидесятнице.
Aпп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250). Сщмч. протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского (1917). Прмч. Леонида (1918); сщмчч. Всеволода, Александра, Сергия и Алексия и Василия, Петра, Василия пресвитеров, прмчч. Анатолия, Евфросина и мч. Иакова (1937); прмч. Иннокентия (1938). Преп. Мавры (V). Препп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских, в Ближних пещерах (XII).


1 / 14 ноября. Седмица 23-я по Пятидесятнице.
Безсребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преп. Феодотии (III). Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров, мц. Елисаветы (1937); мч. Петра (1941). Сщмчч. Иоанна еп. и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мцц. Кириены и Иулиании (305—311). Мч. Ерминингельда, Царевича Готфского (586). Мчч. Кесария, Дасия и с ними Саввы, Савиниана, Агриппы, Адриана и еп. Фомы (VII).

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник