ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СЛОВО ПАСТЫРЯ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Наука смирения

 

 

 

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) известен многим верующим как безкомпромиссный борец за истину, противник отступлений от чистоты веры, патриот и монархист. Во многих книгах, в газетах и интернете публикуются его замечательные статьи, проповеди и интервью, в которых отражены переживания за судьбы Православной Церкви и Матушки-России. Но сегодня, накануне дня памяти Владыки, мы хотим познакомить читателей с еще одной, может быть, для кого-то до сих пор мало известной стороной его служения – пастырской. Шаг за шагом Владыка вел вверенных ему Богом духовных чад к вечной жизни во Христе, обучая их в безхитростных словах самому главному – спасению души.

 

+ + +

 

Господь Бог да благословит тебя, дорогая Галина.
Отвечу кратенько на твои вопросы.

1. Как бы ни было тебе трудно, но не допускай ропота. Призывай на помощь Господа и все делай радушно во имя Божие для блага своей души. Так и взывай: «Господи, помоги!»

Послушание – великое дело. Им спасались древние подвижники, им спасаемся и мы, если только несем его, как должно. Упражняйся.

2. Поступила ты правильно, что просила матушку освободить тебя от послушания носить обед ввиду болезни ноги. В данном случае ты своеволия не проявила. Но если бы ты категорически заявила, что носить не будешь, тогда это было бы грешно.

3. Расслабление твое, вполне возможно, происходит и от слабости телесной, и от духа лукавого. Духоносные отцы советуют нам никогда не опускать утренних и вечерних молитв, какими бы уставшими мы ни были. Ты вот лежала в больнице, правила не исполняла, а враг тут как тут: ослабил в тебе ревность и леность посеял. Теперь снова надо трудиться и созидать. Врачевство в данном случае одно – терпение и упование на милость Божию.

Помни о том, что в обители «я» не существует. Существует только «благословите» и «простите». Если это исполнишь, то и спасешься.

Да хранит тебя Господь.

 

Твой богомолец
недостойный еп. Иоанн

 

+ + +

 

Господь Бог да благословит тебя, дорогая Галина.

Письмо твое от 4 апреля получил, благодарю сердечно.

1. Все это хорошо, что у тебя нет пристрастия к деньгам. Укрепляйся в нестяжательности. А вот отсечения своей воли у тебя пока нет. Ведь прежде чем что-то сделать, надо спросить матушку игумению, благословит ли она то-то и то-то сделать или так или иначе поступить. А ты сначала сделаешь, а потом спрашиваешь. К примеру, с цветами. Тебе бы надо было сначала спросить: «Матушка, можно ли мне на цветы расходовать деньги, которые дают на помин?» И тогда бы уже поступала, как сказала бы матушка игумения. Умудряйся!

2. В том, что ты задерживаешься на цветах до девяти часов вечера, есть своя воля. Опять надо обратиться к начальству и спросить: «Матушка, благословите мне задерживаться на послушании по такой-то причине». Если благословят, то задерживайся, а если нет – отложи.

3. Деньги за баптистку не следовало бы опускать в кружку церковную. Церковь не молится о сектантах. Следовало бы отправить их обратно с пояснением, что Церковь не принимает жертву от сектантов. <...>

Да хранит тебя Господь.

 

Архиеп. Иоанн
15.04.1986

 

+ + +

 

Господь Бог да благословит тебя, дорогая Надежда.

Письмо твое от 15 марта получил, благодарю сердечно.

1. Да, чадушко, много нам нужно бороться, чтобы искоренить в душе все гнилое, полученное нами в мире. Для того чтобы иметь успех в этом деле, необходимо глубокое покаяние. Причем покаяние, обязательно связанное с преданием себя на все скорбное, на добровольные труды.

Вот как следовало бы тебе поступить в вопросе зловония от белья: «Господи, в миру я купалась в греховной грязи, а теперь пришла в обитель, чтобы очистить себя от нее. Пусть здесь я испытываю зловонье, но только избавь меня от зловонья вечного. Старица моя немощная, помоги ей <...>.». Такое настроение надо иметь и во всем другом. Вдавай себя безжалостно на всякие скорби и трудности, чтобы вычистить свою душу.

Хвалить тебя не за что. И тебе нечем хвалиться. Нам нужен плач. Вот его и восприимем.

Гордость души в себе обеими руками, иначе она тебя задушит и низвергнет в бездну погибели.

Привязанностей берегись. Вот что советует нам еп. Игнатий (Брянчанинов): «Господь заповедал удаляться от сближения с людьми, к которым ощущается особенное естественное влечение, как бы лица ни были достойны дружбы нашей по своим похвальным душевным качествам, как бы ни были нужны и полезны нам! Такое значение имеет заповедь об извержении деснаго соблазняющего ока и об отсечении десной соблазняющей руки (см.: Мф. 5, 29–30)». (Соч., т. 1, с. 511).

Стой на страже своего сердца. Пусть оно принадлежит единому Богу. Проси себе у Господа в основном прощения грехов и смирения.

Да хранит тебя Господь.

 

Архиеп. Иоанн
23.03.1982


+ + +

 

Господь Бог да благословит тебя, дорогая Надежда.

Письмо твое получил, благодарю сердечно.

Ты задаешь вопрос, долго ли будет продолжаться у тебя спячка души? До тех пор, пока твое сердце не возлюбит Христа по-настоящему.

А знаешь, что значит любить Христа? Исполнять Его заповеди. Любить все то, что угодно Богу. Ты возьми чистый лист бумаги и напиши на нем с одной стороны «Христос», а с другой – «диавол». Ниже имени Христос напиши, что любит Он, а ниже имени диавол – что ему нравится.

Вот так напиши:

Христос:

1. Любовь к ближнему;

2. Смирение и кротость;

3. Целомудрие и т.д.

 

диавол:

1. Ненависть к ближнему;

2. Гордость, раздражение;

3. Блуд, нечистота и т.д.

 

По этому листку проверяй себя, кому ты служишь. Если, к примеру, ты начинаешь раздражаться или гневаться, посмотри на листок и определи, на чью сторону ты склоняешься. Ясно, что на сторону врага. На Христа ты в это время плюешь и бежишь от Него. Поразмысли об этом и приди в содрогание. Зачем же нам плевать в Христа и веселить лукавого?

В отчаяние не приходи, но посредством покаяния вырывайся из сетей диавола. Кричи со слезами: «Наставниче, спаси меня, погибаю!» Давай, чадушко, пробуждать себя и любить Христа всем своим сердцем. Камень в твоем сердце – это гордость. Камень гордости разбивай камнем Христовым – смирением. Сердце смягчится.

В уединении жить хорошо, но оно для тебя не всегда полезно. Много страстей в твоем сердце. Если будешь пребывать в уединении, то будешь думать, что страсти в тебе исчезли, а они будут ждать своего часа. Живи в обществе, замечай свои страсти и искореняй их.

Запомни, всякое доброе дело надо совершать со смирением. Вот вышиваешь ты митру для духовного отца и допускаешь грех осуждения, раздражения и тщеславия. Ты думаешь о себе, что ты хорошо вышиваешь, а старшая матушка плохо. Вот и осуждение, и тщеславие. Словом, грех. Твое доброе делание теряет чистоту в очах Божиих, теряет силу.

Нет ничего страшного в том, что ты будешь исправлять вышитое. А страшно то, что ты, делая хорошо, избегаешь смирения и любви. «Не понимаю, зачем ей соваться вышивать, как будто делать нечего, а потом могут быть такие разговоры, что так небрежно вышиваю я, вот от этого у меня опять недовольство». Неужели ты не чувствуешь, как из твоего сердца высовывается змееныш гордости? Я, де, вот как вышиваю хорошо, а ты зачем нос суешь, старуха? Твое место вон там, а не здесь, нечего тебе сюда соваться. Так и дышит твое сердце мерзостью. Боюсь, что не смогу носить митру, вышитую тобой. Вышивка будет точить мою голову и причинять боли.

О, горе мне! Неужели тебе трудно поступить так, как советует преп. авва Дорофей? «Если мне встретится какое-либо дело, – говорит Преподобный, – то мне приятнее поступить по совету ближнего, хотя бы случилось испортить оное по его совету, нежели и хорошо исполнить дело, последовав своей воле» (авва Дорофей, с. 189). Вот тебе правило в делах твоих. <...>

Архиеп. Иоанн
6.12.1986

 

+ + +

 

<…> 1. Что ты дальше своего носа ничего не видишь – в этом спора нет. Но дело не в этом. Главная беда в том, что мы не желаем по-настоящему избавиться от страстей. Если бы желали, то с жаром изыскивали бы средства, которыми бы уничтожались в нас страсти. Этому мешают самоугодие и саможаление. Тебя многое смущает, и сама ты многих смущаешь.

Неужели наше спасение состоит только в том, чтобы без конца смущаться, недовольствоваться, гневаться, раздражаться? Конечно же, нет. Спасение предусматривает самое главное – посредством покаяния очищение от страстей своей души. Покаяние же обязательно совершается внутренне и внешне: сердечным плачем и самоохотным перенесением уничижений и скорбей. Прочти внимательно у преподобных Варсонофия и Иоанна вопрос 254 по моей книге на стр. 200.

2. Неужели тебе так трудно сказать сестре, какое песнопение надо петь? Тебя, видишь, раздражает вопрос. Какая шишка – «Не тронь, а то цапну по мордашке! Разве не видишь, кто я?» А ты побуждала бы свою царицу на доброе. Может быть, научишься любить делать добро и радоваться этим? Все-таки попытайся.

3. Очень печально, что ты потеряла первоначальный страх Божий. Куда же ты без него двинешься? Вот и дерзишь всем. Исправляйся.

4. Как же ты удержалась от плача, когда тебе не дали мороженое?! А зря! Надо было дать такого ревака, чтобы всем тошно стало. В следующий раз тебе бы целую корзину принесли.
Это тебе пряник от преподобного Феодора Студита: «Потому да радуется всяк, когда ему придется поболее потрудиться для других, терпя хлад, дождь и жар; да плачет же и сокрушаеупся сидящий без дела, как непотребный член в теле, не для тела живущий и достойный одного отсечения» (Добротолюбие, т. 4, стр. 21, п. 2).

Да хранит тебя Господь.

 

Архиеп. Иоанн
14.09.1987

 

Письма митрополита Иоанна
к монашествующим.
Царское дело, 1998.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник