ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА С НАМИ БОГ! СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ФУНДАМЕНТ ЖИЗНИ КАЗАКА – ПРАВОСЛАВИЕ

 

 

О проблемах казачества в наши дни, а также о его истории и традициях мы беседуем с хуторским атаманом Петром Владимировичем.

 

– Петр Владимирович, расскажите, пожалуйста, что такое казачество? Когда, где и как оно возникло? Я знаю, что существуют две точки зрения: что казаки – это особая национальность, отличная от русских и других народов, и вторая – что это не национальность, а сословие…

– Я думаю, что точек зрения на этот вопрос гораздо больше. Одна из них выражена в знаменитом произведении Шолохова «Тихий Дон». Если помните, там есть такой момент, когда казаки подрались с хохлами за право первыми молоть муку, а рядом оказался ссыльный большевик Штокман, который начал их успокаивать и говорить, что они все одного роду-племени, что якобы издревле бежали крепостные крестьяне и из Руси, и с Украины, оседали на Дону, и так появились казаки. На что один из казаков ему возразил: «Казаки от казаков ведутся». И в этом, на мой взгляд, есть своя правда, потому что, если люди куда-то бежали – они не могли бежать в никуда, они бежали только в населенные места, к тем людям, которые бы их приняли. Поэтому я считаю, что точка зрения, высказанная Штокманом, несостоятельна: эти побеги не были массовыми, они не могли образовать такую массу народа, войска.

 

– То есть Вы считаете, что казаки – это национальность?

– Есть люди, которые заявляют, что казаки – это национальность, отличная от русских, отличная от украинцев, отличная вообще от славян. Кто-то ее производит от хазар, кто-то – от ост-готов, от германцев – от кого угодно, лишь бы не от русских, не от славян. Якобы там никогда не было «москалей», и Церковь у них другая, и подчиняться они должны Вселенскому Патриарху, а не Московскому… То есть такое чисто сепаратистское движение, которое появилось в конце XIX – начале XX века, одновременно с возникновением такого же сепаратистского движения на Украине. За всем этим, как показывают документы, стояли спецслужбы Германии и Австро-Венгрии. Тогда уже были разночинцы, демократы, национально-освободительные движения… И сейчас пытаются сделать то же самое – разделить, расщепить нас.

Вспомним историю, тот факт, что город Ставрополь – самые что ни на есть казачьи места – был основан принявшей Православие казачьей атаманшей – единственная в истории атаманша, – вдовой калмыцкого князя, калмычкой.

 

– Так какая же точка зрения правильная?

– Интересную точку зрения предложил писатель Кавад (Карем) Багирович Раш – курд, офицер советской армии, подполковник. Он назвал казаков «иммунной системой русской нации». То есть так же как организм, защищаясь, вырабатывает антитела, так и в переломные моменты истории из народа выделяются люди неординарные, готовые к военным подвигам и к самопожертвованию, которые, жертвуя собой, спасают всю нацию. Причем они вырабатываются в массовом порядке, как особое движение, с особым складом; они идут на смерть, зная, что эта смерть покроет все их грехи. Недаром в казачьем фольклоре столько песен о смерти.

 

– Где исторически проживали казаки?

– Сейчас многие считают, что казаки жили где-то по окраинам нашего государства. Да, но где были эти окраины? Эти окраины проходили по территории нынешней Московской области, Рязанской области… И там тоже были казаки. Первое летописное сообщение о казаках относится к 1444 году, когда зимой отряд Мещерских казаков, вставших на лыжи, спас город Рязань от нашествия татарcких карательных отрядов. Когда говорят о казаках, казачестве, то представляют себе, как правило, конников. Но изначально казаки были не только на конях, на коней они сели окончательно уже в конце XV – в XVI веках. И еще долго казаки были и пешими, и моряками, и артиллеристами.

Казаков различали несколько видов. Были казаки городовые, или полковые – при городах создавались казачьи полки для обороны. В Москве было два казачьих полка. Откуда они там взялись? Говорят, что Иван Грозный привозил казаков в наши края с Дона. Но Дон-то начинается в Новомосковске, у Иван-озера – это Тульская область. Поэтому в народных преданиях Волгу называют «матушкой», а Дон – «Ивановичем». Казачий городок Епифань – тоже в Тульской области; Епифанская казачья ярмарка была известна задолго до Нижегородской. А откуда взялись казаки на Куликовом поле? Это тоже Дон, верховье Дона. Были также казаки станичные, или сторожевые, располагавшиеся по окраинам Московского Царства подвижными сторожевыми отрядами – «станицами». Т.е. изначально «станица» – это не населенный пункт, а воинское подразделение. Были казаки речные и морские, были и казаки разбойные... Понятие «казак» включало в себя любого свободного вооруженного человека, в отличие от «крестьянина» – человека работавшего на земле и сельскохозяйственным трудом добывавшего хлеб свой насущный, от «купца» – торговца, от «мещанина» – городского ремесленника.

 

– Кто мог стать казаком в Российской Империи?

– Всю историю казачества туда верстались люди из разных сословий и национальностей. В Российской Империи было только одно ограничение – вероисповедание. Казаком мог стать только православный христианин – все. Традиции казаков сильно различаются от войска к войску, в зависимости от районов проживания. Единое для всех – личная свобода, независимость от кого бы то ни было, кроме Господа Бога и Царя. Царя всегда чтили. Уважали атаманов, которых сами избирали, стариков. Если старик на Круге вставал, все должны были молчать и ждать, что же он скажет, потому что старики были носителями традиций и закона. Свобода обязательно обезпечивалась правом ношения оружия, причем обмундированием, конем и холодным оружием казак должен был обезпечить себя самостоятельно, и только огнестрельное оружие, пули и порох поставлял Царь, из казны.

 

– Что Вы можете сказать о взаимодействии казаков с русскими Царями? Ведь существует мнение, что Цари угнетали казаков…

– Цари были разные; и всякая государственная власть является ограничением прав и свобод ради чего-то. Вопрос – ради чего?
Возьмем восстание Кондратия Булавина, 1707–1709 годы. Булавин – донской казак. Изначально это восстание было не против Царя. Произошел междоусобный спор луганских казаков (станицы Луганской) с казаками изюмского полка (слободская Украина) за право владеть соляными промыслами, которые прежде были у изюмцев. Донцы их захватили, изюмцы возмутились и призвали Царя восстановить справедливость, Царь прислал туда воеводу князя Ю.В. Долгорукого навести порядок. Князь, не очень-то разбираясь, сразу стал крушить все направо и налево, вот и заварилась буза…

 

– А кто сегодня может вступить в ряды казачьих войск?

– Сегодня, увы, в казаки вступают все, кому не лень, вне зависимости от вероисповедания. Недавно даже прокуратура Калужской области опротестовала положение Устава одного из казачьих обществ, где было написано, что казаком может стать православный гражданин России. По 154-му Федеральному Закону в казачьи войска может вступить любой гражданин страны. Но есть одно «но». Между войсковыми казачьими обществами и Московской Патриархией заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. И, в частности, в этом соглашении сказано, что казаки должны регулярно ходить в храм, не реже четырех раз в году причащаться… В документе «Основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах», исходящем от Священного Синода Русской Православной Церкви, записано:

Представленный ниже перечень положений дает возможность логически реализовать в казачьей среде важный принцип формирования казачьего сообщества: «Казак без Веры – не казак», в основе которого лежат традиционные отечественные ценности. Принимая Присягу на Святом Евангелии, перед Святым Распятием Спасителя, казак не может не знать Веры своих предков, которая всегда составляла основу его личной жизни и его общественного служения. Являясь главой своего рода, казак обязан прививать православные традиции в своем семейном кругу – «малой церкви», тем самым приобщая молодое поколение к традиционной отечественной культуре, чтобы впоследствии он мог с честью произнести девиз благочестивого российского казачества: «Слава Богу, что мы – казаки!»

1. Каждый казак и члены его семьи призваны посещать Божий Храм, как правило, по воскресным и праздничным дням.

2. В казачьей среде необходимо реализовать важный принцип семейного благоустройства, который выражается формулой – «каждый казак призван жить в венчанном браке».

3. Каждый ребенок в казачьей семье не может не быть крещеным.

4. Как минимум четыре раза в год казак обязан участвовать в Таинстве Исповеди и Таинстве Святого Причащения.

5. В каждом образовательном учреждении казачьего поселения (школа, дошкольное образовательное учреждение) в обязательном порядке необходимо организовать изучение курсов по «Истории казачества» и «Основам Православной Веры»…

Я не представляю, как люди других вероисповеданий могли бы это исполнять. Тогда это уже не казачье общество. Это может быть какой-то военно-исторический клуб, по типу того, когда русские ребята наряжаются в мундиры Французской армии, не более.

Повторюсь: среди казаков были калмыки, были якуты. В качестве вспомогательных частей они могли сопутствовать казакам и язычниками, но они не могли до Крещения быть казаками. Как только они принимали Православие – все менялось. В Царской России главными различиями были вероисповедание и подданство – какому Государю человек служит.

Далее, если казак православный, он не может не быть монархистом, это однозначно. Потому что Православие – это четкая иерархия, Глава Церкви – Сам Господь Иисус Христос. Точно также в государстве – Монарх, у казаков – атаман. Хотя это допускает самую широкую демократию на низовом уровне в обсуждении вопросов, которая сопровождается жесткой подчиненностью в исполнении уже принятых решений, за что отвечает атаман.

 

Окончание на стр. 7

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник