ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОПОВЕДЬ ДУХОВНАЯ ТРАПЕЗА СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Образец истинного дружества

 

Слово в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября / 9 октября)

 

 

Нет ни одной книги, в коей находилось бы столько примеров и образцов для истинного дружества, как в книгах Ветхого и Нового Завета. Кто из имеющих сердце и душу не возблагоговеет пред дружеством Авраама и Лота (см.: Быт. 12, 5; 13, 1, 5)? Кто без умиления может читать описание дружеской любви Ионафана к Давиду (см.: 1 Цар. 18, 1–3; 20, 2, 12, 17)? Илия и Елисей, Ездра и Неемия, Иосиф и Никодим, Павел и Варнава, Мария и Елисавета, Саломия и Магдалина – это такие имена, из коих каждое пробуждает в душе чувство дружества самого постоянного и чистого.

Но всего более поучителен пример Самого Иисуса Христа, ибо и Ему Самому благоугодно было оставить нам в Своем Лице образец дружества. Вы знаете, кто был удостоен чести быть другом Богочеловека: это сей самый Апостол, коего мы ублажаем ныне память. Посему мы не уклонимся от празднества в честь его, если оживим, по возможности, в уме нашем образ дружества его с Богочеловеком, дабы поверить им образ нашего дружества.

Святой Иоанн имел все качества, потребные для возбуждения и поддержания святой любви дружеской. Особенная приверженность его к своему Учителю украшалась в нем особенною невинностию нравов и чистотою сердца; ум возвышенный соединялся в Иоанне с такою полнотою чувств любви в сердце, которая уступала одной преизбыточествующей полноте любви Иисусовой. Таким образом, поелику душа святого Иоанна более прочих была открыта для чистейшей души Иисусовой и более прочих приближалась к ней своею чистотою, то Святейший Учитель и святой ученик соединились между собою узами дружеского единства. Плодом сего святого соединения долженствовал быть совершеннейший образец истинного дружества. <…>

Господь Иисус в отношении к святому Иоанну есть образец друзей благодетелей. Всякое дружество слагается из любви, доверенности и общительности: но в истинном дружестве любовь должна быть без страсти, доверенность – без неосмотрительности, общительность – без расточения. Всему этому поучает нас дружество Спасителя нашего.

Иисус был самым нежным и обязательным другом. Уединяется ли Он для воскрешения мертвых, друг его получает позволение присутствовать при совершении столь великого чуда (см.: Лк. 8, 51). Восходит ли на гору для Преображения, Его слава кажется Ему несовершенною, если друг Его не будет ее свидетелем (см.: Мф. 17, 1). Потребны ли утешители в скорбные минуты пред наступлением страданий, друг Его в числе их (Там же. 26, 37). Нужно ли приготовить вечерю, на которой место пасхального агнца должны заступить Тело и Кровь Иисуса, приготовление ее возлагается на друга (см.: Лк. 22, 8). В продолжение этой вечери Господь Иисус с безпримерною нежностию удостаивает своего друга возлежания на своих персях (см.: Ин. 13, 23).

Но любовь Иисуса Христа была любовию Богочеловека; в ней неприметно ни малейших следов пристрастия, столь много обезображивающего любовь человеческую. Для ученика столь нежно любимого, как святой Иоанн, что может быть свойственнее ревности по славе своего Учителя? И вот он, видя некоего, изгоняющего именем Иисуса бесов, но не принадлежащего к числу последователей Иисусовых, почитает за долг запретить ему призывание возлюбленного для него Имени. Но Учитель не одобряет ревности своего друга и научает его снисходительнее судить о поступках ближнего. Не браните, – говорит Он, – призывать Мое имя; иже бо несть на ны, по нас есть (Лк. 9, 50). Жители весей самарянских возбраняют Иисусу Христу вход в их пределы; друг Его в жару негодования просит позволения низвести, подобно Илии, огнь с небес для потребления жилищ людей безчувственных и беззаконных. Господь Иисус, напротив, поспешает угасить и тот огнь, коим объята была душа Его друга, и упрекает его в неведении своего духа: не весте, коего духа есте вы; Сын бо человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Там же, 55). Вообще, земная жизнь Иисуса Христа содержит в себе столько же обличений Иоанна заблуждающего, сколько знаков благоволения к Иоанну, справедливо ревнующему по истине. Иначе не могло и быть; поелику любовь к нему Господа Иисуса была любовь не земная, обыкновенная, а истинная и святая.

Напротив, нашею, братие, любовию к друзьям по большей части управляет пристрастие. Как все не нравится нам в том, кого мы ненавидим, так все восхищает нас в том, кого мы любим. Мы, по-видимому, совершенно забываем, что любимый нами человек, подобно другим, подвержен слабостям, и представляем его божеством, чуждым всякого несовершенства. Кроме того, что мы возвышаем без меры похвальные качества и поступки друзей наших, самые недостатки их часто обращаем им в похвалу. Вместо того чтобы пользоваться дружескою близостию для взаимного замечания несовершенств и для исправления их, мы почитаем как бы некоторым долгом не замечать недостатков друга; и даже когда оные так видимы, что не могут не быть замеченными, все наше попечение ограничивается тем, чтобы, сколько возможно, извинять их. Отсюда-то проистекает, что столь многие жалуются на свою погибель от безрассудного снисхождения к ним друзей, и так не многие хвалятся содействием друзей в достижении христианского совершенства. А таким образом взаимная любовь, будучи превращаема страстию, губит более людей, нежели самая ненависть и вражда.

О, будем любить друзей наших по примеру Иисуса, любить не для собственного удовольствия, а для их блага, для их и нашей добродетели! Узы дружества не только не должны лишать нас свободы – видеть недостатки друзей наших, но и налагают на нас необходимость – быть хранителями их нравственного совершенства. <…>

 

Свт. Иннокентий Херсонский

 

 

ОПРОС ||
Уголки рая на земле

    


   1. Совершаете ли Вы паломничества в православные монастыри?
         да – 90%; нет – 10%

 

   2. Знаете ли Вы, что цель существования православных обителей – не благотворительность и внешние дела милосердия, но внутреннее делание, очищение душ насельников от страстей для достижения христианского совершенства?
       да – 92%; нет – 8%

 

   3. Согласны ли Вы, что паломники в первую очередь ценят в монастырях аскетический молитвенный дух, простоту и благоговение?
      да – 98%; нет – 2%

 

   4. Пребывая в святой обители, ощущали ли Вы, что Ваша душа сбрасывает с себя тяжкое бремя обыденной мирской жизни, становится ближе к небу и Богу?
    да – 100%;

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник