ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Хотя ясти, человече, Тело Владычне…

 

 

 

К сожалению, нередко многие верующие имеют сбивчивые, превратные понятия о таком предмете первостепенной важности для православного христианина как Причащение Святых и Животворящих Христовых Таин. Немало недоразумений происходит в связи с этим в церковной жизни.

Например, некоторые христиане годами не приступают ко Святым Тайнам под предлогом различных отступлений, допускаемых отдельными пастырями. Они не знают, что личные грехи не отлученных от Церкви и пребывающих в ее лоне священников не являются препятствием к претворению хлеба и вина в Плоть и Кровь Господни, необходимые каждому христианину для духовной жизни и спасения. Другие, напротив, убеждены, что причащаться нужно за каждой Литургией, на которой они присутствуют, причем без всякой подготовки. Таковые, очевидно, не понимают смысла Таинства Евхаристии и не знакомы с учением Церкви о подготовке к Причащению, а также о последствиях недостойного принятия святых Христовых Таин «в суд или во осуждение». Но и христиане, имеющие правильные понятия об этом святом Таинстве, зачастую пренебрегают ими на практике.

По этим причинам мы решили напомнить читателям некоторые азы Православного вероучения о Таинстве Святого Причащения в надежде, что публикация послужит к благотворному назиданию читающих и, приступая ко Святой Чаше с сердечным сокрушением и сознанием неизреченного милосердия Божия, мы будем причащаться Пречистых Таин «не в тяжесть, ни в муку, ни в приложение грехов: но во очищение, и освящение, и обручение будущаго живота и Царствия…»

 

О ТАИНСТВЕ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ

 

«Причащение (или Евхаристия), – говорит святитель Филарет Московский, – есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа для Вечной Жизни».

Святитель Григорий Двоеслов более пространно и красноречиво высказывается о сути этого Таинства: «Одна эта Жертва спасает душу от вечной погибели; она таинственно возобновляет для нас смерть Единородного, Который, воста от мертвых, ктому уже не умирает: смерть Им ктому не обладает (Рим. 6, 9), однако ж, будучи безсмертным и нетленным в Самом Себе, снова закалается для нас в Таинстве Святой Евхаристии. Ибо в нем принимается Тело Его, разделяется Плоть Его во спасение народа, Кровь Его источается уже не на руки неверных, но в уста верующих. Размыслим же, каково должно быть Таинство, которое всегда напоминает нам страдание Единородного Сына за наше спасение. Кто из верующих может иметь сомнение в том, что в самый час Жертвоприношения по гласу священника отверзаются небеса, лики Ангелов присутствуют при этом Таинстве Иисуса Христа, высшее соединяется с низшим, земное с небесным и из соединения видимого и невидимого происходит единое целое?»

Таинство Евхаристии было установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом. Готовясь принять за нас страдания и смерть на Кресте, Он преломил хлеб и дал его ученикам со словами: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов (Мф. 26, 21). Потом взял чашу с вином и водой и передал ее ученикам, сказав: Пийте от нея вcи, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы изливаемая во оставление грехов; cиe творите в Мое воспоминание (Там же, 27–28).

С тех пор и доныне во исполнение завета Господа в Православной Церкви совершается это Таинство во спасение всех верующих людей. Святитель Григорий Палама пишет: «Мы держим все церковные предания, письменные и неписьменные, и прежде всего тайное и всесвятое служение и Причастие и общение и собрание, от которого другие служения получают свое совершенство и где в воспоминании Того, Который истощил Себя неистощимо и воплотился и страдал нас ради, священнодействуются и богодействуются, по Того божественному повелению и по Его собственному действию, самые божественные предметы, Хлеб и Чаша, и делаются жизнодательным Телом и Кровью, и даруются в несказанное Причастие и общение тем, которые благочестиво приступают».

 

О ПОДГОТОВКЕ К СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ

 

Но что значит благочестиво приступать к Таинству Причащения? Необходимо подготовить свою душу постом, молитвой, покаянием и примирением со своими ближними. «Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, – говорит преподобный Амвросий Оптинский, – то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостию не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опечалившими нас».

Примирение со своими ближними перед принятием Святых Даров установлено Самим Господом, Который сказал: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24). Блаженный Феофилакт Болгарский в толковании на это место Святого Евангелия пишет: «Бог пренебрегает собственной честью, лишь бы мы любили друг друга. К словам „если брат твой имеет что-нибудь против тебя“ не прибавил ничего другого: справедливо ли или не справедливо имеет он, примирись. Он не сказал: „если ты имеешь против него“, но говорил: „если он имеет что-либо против тебя, постарайся примирить его с собою“. Повелевает же оставить дар для того, чтобы у тебя была необходимость к примирению: пожелав принести дар твой, ты по необходимости должен будешь примириться. Вместе с этим показывает, что любовь есть и истинная жертва».

 

Окончание см. на стр. 12.

 

 

 

МУДРОСТЬ ||
Мост в Жизнь Вечную

    

   «Святые Дары заключают в себе великую силу, ибо они суть Тело и Кровь Господа Бога, Слова Вседержителя, Иисуса Христа, пресуществленные на Литургии из хлеба и вина Духом Святым, поэтому они сами исправляют, исцеляют, освящают каждого, приступающего к великому Таинству».
«Приносится на Престол хлеб и вино, но в Божественной Литургии, Духом Святым, они превращаются в Тело и Кровь Христа. И люди, вкусив Тело и Кровь Христову, приобщаются к Божественному Естеству так, чтобы вошел в дом души их Господь и душа стала Храмом Божиим. О, какое это великое счастье! Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и делается душа человека Домом Божиим. И так, оставил нам Спаситель как бы завещание совершать Литургию и вкушать Его Животворящее Тело и Кровь. Литургия – это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия – это мост, по которому можно пройти в Жизнь Вечную. Помните – это завещание Иисуса Христа! Идите этим золотым мостом, который спасет от пропасти ада. Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от чаши Спасителя. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди, вдали от реки Христовой, они падают в пропасть. Дорогие мои, любите Божественную Литургию, считайте для себя потерянным тот день своей жизни, в который не удалось быть за Литургией, особенно в праздник. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная Литургия есть великий чудный дар; ангелы Божии завидуют нам, людям, которым даровано счастье – вкушать Божественное Тело и Кровь» .
     «Но вот спрошу я тебя, человек, чувствуешь ли ты духовную алчбу и жажду вкушать жизненный, сверхъестественный колос и зерно двурасленное, естественно-жизненное, – Плоть и Кровь Христа Жизнодавца, истинного небесного Хлеба, дающего жизнь миру? Если не чувствуешь этого спасительного глада, то значит ты духовно мертв. Человек начинающий выздоравливать, или здоровый, естественно чувствует голод и жажду. Сколько же этих мертвецов в России, в Православной Церкви, не чувствующих этой спасительной жажды? – Тьма тьмущая! Множество безчисленное интеллигентов совсем не бывают у Причастия, множество люда бывает очень редко, многие только однажды в год причащаются. А Господь ежедневно взывает: приимите, ядите ... пийте от нея вси... (Мф. 26, 26–27) и нет ядущих и пиющих!»


Св. прав. Иоанн Кронштадтский



 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник