ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ ВОПРОСЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Хотя ясти, человече, Тело Владычне…

 

Окончание. Начало см. на стр.3.

 

О ПЛОДАХ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ

 

Если так готовится человек ко Причастию, тогда оно бывает ему во спасение, и не только во спасение, но и во освящение, как об этом говорит святитель Григорий Палама: «Если Сын Божий не только соединил с нашей природой – о безмерность человеколюбия! – Свою Божественную сущность и, приняв одушевленное тело и разумную душу, явился на земле и обращался среди людей (Вар. 3, 38), но – о изобилие чуда! – смешивая Себя через Причастие Своего святого Тела с каждым из верующих, Он соединяется и с самими человеческими существованиями, становясь одним телом с нами и делая нас храмом всего Божества – потому что в теле Христове телесно живет вся полнота Божества (Кол. 2, 9), – то неужели Он не просветит и не озарит души достойных причастников божественным блеском Своего Тела в нас, как Он осветил тела учеников на Фаворе? Тогда Господне Тело, еще не смешавшееся с нашими телами и носившее в Себе источник благодатного света, внешне освещало окружавших его достойных учеников и внедряло в их душу просвещение через чувственные глаза; теперь, смешавшись с нами и живя в нас, Оно тем более должно озарять душу изнутри».

 

О НЕДОСТОЙНОМ
ПРИНЯТИИ ПРЕЧИСТЫХ ТАИН

 

Если же христианин приступает к животворящим Тайнам без должного приготовления, то тогда его Причащение идет в суд и осуждение. Нередко случается, что после этого человек начинает болеть, а иные даже и умирают, как свидетельствует об этом святой Апостол Павел: Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 11, 30). Толкование блаженного Феофилакта Болгарского таково: «Доказательство сказанного возьмите из того, что происходит между вами. Ибо оттого и случаи безвременной смерти, и продолжительные болезни, что многие причащаются недостойно. А те, которые до самой глубокой старости не испытывают болезней, уже не грешат? Грешат. Но тем, которые приступают недостойно, предлежат не одни только здешние наказания, но еще более тяжкие в другой жизни. Мы же и здесь не были бы наказываемы, если бы не грешили…» Отсюда видно все безрассудство тех православных христиан, которые приступают к Святым Тайнам без поста, молитвы, исповеди и примирения со своими ближними.

Слова святого Апостола Павла обнаруживают и ошибочность убеждения тех верующих и священников, которые призывают всех без исключения причащаться как можно чаще. Если человек ведет святую жизнь в посте, молитве, воздержании, поддерживая мир со своими ближними, тогда ему спасительно частое Причащение. Если же страстный человек начнет часто Причащаться, тогда последствия будут для него душепагубными.

Зная об этом, наши русские святые, например, преподобные Оптинские Старцы, держались в вопросе частоты причащения золотой середины. Преподобноисповедник Никон (Беляев) следующим образом решает этот вопрос: «Что лучше – редко или часто приобщаться Святых Христовых Тайн, сказать трудно. Закхей с радостью принял в свой дом дорогого Гостя, Господа, и хорошо поступил. А сотник, по смирению, сознавая свое недостоинство, не решился принять и тоже хорошо поступил. Поступки их хотя и противоположные, но по побуждению – одинаковые. И явились они пред Господом равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовлять себя к великому Таинству».

 

О ПРЕТВОРЕНИИ ХЛЕБА И ВИНА В ТЕЛО
И КРОВЬ ГОСПОДНИ

 

Некоторых людей занимает вопрос: как вино и хлеб претворяются в Тело и Кровь Христовы? Преподобный Иоанн Дамаскин его решает следующим образом: «Можно сказать еще и так, что подобно тому, как хлеб через ядение и вино и вода через питье естественным образом прелагаются в тело и кровь ядущего и пьющего и не делаются другим телом, по сравнению с прежним его телом, так и хлеб предложения, вино и вода через призывание и наитие Св. Духа сверхъестественно претворяются в Тело Христово и Кровь и суть не два, но единое и то же самое».

Протестанты и другие иноверцы не разделяют веры православных в то, что в Таинстве Евхаристии мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови Христовой. Они говорят, что это только образ. Сходного мнения, к сожалению, держатся и некоторые верующие даже в лоне нашей Церкви, как, например, профессор Московской Духовной Академии А. Осипов, который отрицает сущностное изменение Святых Даров в Таинстве Евхаристии. Но Святые Отцы решительно опровергают такое заблуждение: «Хлеб и вино суть не образ Тела и Крови Христовой (да не будет!), но само обожествленное Тело Господа, – пишет преподобный Иоанн Дамаскин, – так как Сам Господь сказал: «Сие есть не образ тела, но Тело Мое, и не образ крови, но Кровь Моя». И прежде этого Он говорил иудеям: аще не снесте Плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в Себе. Плоть Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво. И еще: Ядый Мя <…> жив будет (Ин. 5, 53, 55, 57)».

 

О ДРУГИХ
НАИМЕНОВАНИЯХ ПРИЧАСТИЯ И СВЯТЫХ ТАИН

 

Причастие Святых Христовых Таин называется еще приобщением, поскольку в этом Таинстве мы входим в теснейшее общение со Христом, а через Него и со всею Церковью, со всеми православными христианами. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Еще называется оно общением и воистину есть <общение> потому, что через него мы входим в общение со Христом и делаемся причастниками Его Плоти и Божества; <с другой стороны> через него мы входим в общение и объединяемся друг с другом. Ибо все мы, так как от единого хлеба причащаемся, делаемся единым Телом Христовым, единою Кровью и членами друг друга, получая наименование сотелесников Христа (см.: Еф. 3, 6)».

Отсюда видно, что ни под каким предлогом недопустимо участие в Святом Таинстве Евхаристии людей, не являющихся членами Православной Церкви. «Будем остерегаться всеми силами, чтобы не принимать причащения от еретиков и не давать им, – предостерегает нас тот же Святой. – Не дадите святая псом, – говорит Господь, – ни пометайте бисер ваших пред свиньями (Мф. 7, 6), чтобы не сделаться нам участниками превратного учения и осуждения их».
Святые Тайны называются еще Святыми Дарами, потому что сообщаемая ими благодать Святого Духа даром дается всем верным. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Святые Тайны называются Божественными Дарами, потому что подаются нам Господом совершенно туне, даром, незаслуженно с нашей стороны; вместо того чтобы нас наказывать за безчисленные наши беззакония, совершаемые каждый день, час, минуту, и предавать нас смерти духовной, Господь в Святых Тайнах подает нам прощение и очищение грехов, освящение, мир душевных сил, исцеление и здравие души и тела и всякое благо, единственно только по вере нашей».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конечно, святоотеческие требования к подготовке причастников к принятию Тела и Крови Христовых очень высоки. Исполнение их требует от человека напряжения всех душевных сил. И в этой подготовке, может быть, самое трудное – это примириться с теми, кто тебя обидел. Не всегда мы исполняем это требование, а зачастую пренебрегаем им при подготовке к Таинству Евхаристии. Но, по крайней мере, мы должны знать правильный порядок вещей, чтобы укорять себя за его неисполнение и приносить Господу покаяние за его нарушение, остерегаясь в таком случае частого Причащения Святых Христовых Таин.

В завершение хотелось бы привести слова преподобного Иоанна Дамаскина, обращенные ко всем нам: «Будем приступать со всяким страхом, чистою совестью и несомненной верой, – и непременно будет нам <так>, как веруем, не сомневаясь. Почтим Таинство всякой чистотой душевною и телесною, ибо оно двояко. Будем приступать к нему с пламенным желанием и, сложив крестообразно руки, принимать Тело Распятого; устремив глаза, уста и тело, причастимся божественного угля, чтобы огонь находящейся в нас любви, воспламененный этим углем, сжег наши грехи и осветил наши сердца и чтобы мы приобщением божественного огня воспламенились и были обожествлены».

 

Послушник
Михаил (ЗОРИН)

 

 

О верных как едином теле и едином духе

 

 

Пусть стараются верные быть одним телом и одним духом, – предлагает святой Апостол. Под одним телом понимается одна вера, без расколов, без ересей, без самоволия: вся Церковь есть одно Тело, которому Глава Христос. Под одним духом понимается любовь, пламенная любовь всех верных ко Христу, от Которого приходит взаимная любовь. Множество да будет как единство; много людей как один человек. Это чудо христианской веры и христианской любви.

Нет в мире большей силы, которая так крепко бы объединяла людей между собой. Ни родственная кровь, ни общий язык, ни общий очаг, ни общие родители, ни какие-либо материальные интересы – ничто из всего этого и близко не сравнится с объединяющей силой веры и любви христианской.

Этим сильным и неодолимым единением связаны все члены Церкви между собой. И Церковь Божия стоит как один человек, во времени и в вечности – одно тело, один дух. Этому чудесному единству ничто так не противоречит, как гордость обособленных людей. Гордость искажает веру, охлаждает любовь, гордость рождает ереси, раздирает Церковь, пренебрегает добром, ублажая только себя. Гордость, по сути, есть отсутствие веры и любви.

Пусть же Бог нас, братия, хранит от гордости, исконного недуга, ради духа в Господе нашем Иисусе Христе. Тебе, Господи Иисусе, Тебе, Глава Церкви, Тебе слава и хвала вовек. Аминь.

 

Свт. Николай Сербский. «Охридский пролог»
Перевод с сербского Екатерины АНТОНОВОЙ

 

   




 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник