ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Почему православному христианину
нельзя быть экуменистом

 

Продолжение. Начало в № 14(38)

 

 

ОСНОВАНИЕ ВТОРОЕ:
ЭКУМЕНИЗМ – ЭТО ЕРЕСЬ ПРОТИВ ДОГМАТА
О ЦЕРКВИ – ЕДИНОЙ, СВЯТОЙ, СОБОРНОЙ И АПОСТОЛЬСКОЙ

 

А) ЦЕРКОВЬ ПО СИМВОЛУ ВЕРЫ. ТЕОРИЯ «ВЕТВЕЙ». ПЛЮРАЛИЗМ

 

Мысль, будто Церковь ныне существует только в расколах, выражена в т. н. «теории ветвей», согласно которой Церковь разделена на «ветви»: Православную, католическую, англиканскую (или протестантскую). Эти ветви не находятся в единстве и общении между собою, однако, согласно этой теории, внешнее единство «не было существенным признаком Церкви. Ее глубинной сущности не противоречит разнообразие в учении и в практике».

Такое «разнообразие в учении», называемое в экуменических кругах «плюрализмом», ныне особенно отстаивается ВСЦ (Всемирным советом церквей. – Примеч. ред.), охватывающим много исповеданий и сект. Такой плюрализм будто бы взаимно обогащает участников экуменического движения. Каждый может, прислушиваясь к другим, узнать что-нибудь, «обогатить» свою традицию чужой, дополнить свою веру элементами, сохраненными в другом исповедании, которое якобы несет в себе иное церковное предание. Бывший глава отдела «Вера и устройство» Лука Фишер даже осмеливался утверждать, что, несмотря на возможную опасность, «разнообразие законно и даже необходимо».

Что это значит со строго православной точки зрения, согласно которой есть лишь одна истинная Богооткровенная вера (см.: Еф. 4, 5), одно истинное святое Предание (см.: 2 Фес. 2, 15) и одна Церковь (см.: Мф. 16, 18)? Плюрализм, допускаемый и даже одобряемый экуменизмом, – не что иное как превращение Божественной истины из абсолютной в нечто относительное. Ибо как могут не быть относительными истины веры, если разные вероисповедные традиции, часто противоречащие друг другу и взаимоисключающие, в равной мере считаются носительницами некоей «истины»?! Релятивизация истины – вот основная «теория ветвей»! <…>

Назойливо распространяемая в экуменической среде идея плюрализма все больше овладевает умами, и ею увлекаются даже некоторые католические богословы. Например, по мнению бельгийского кардинала Суененса, «церковь была создана по образу Троицы, Которая есть Едино в Трех и Три во Едином. Это значит, что в множественности есть единство, и есть множественность в единстве... Поэтому следует говорить об единстве как о множественном единстве».

Пример со Св. Троицей в отношении к нынешнему «церковному» плюрализму, т. е. к догматическим разногласиям разных религиозных общностей, – несостоятелен, богопротивен и кощунственен, потому что т. н. «церкви» суть лжецеркви в сравнении с единой и единственной, основанной Господом Иисусом Христом Церковью, и не могут составлять единое с нею. В Св. Троице все – Истина: Истина – Бог Отец (см.: Иер. 10, 10), Истина – Сын Божий (см.: Ин. 14, 6), Истина – Дух Святый (см.: 1 Ин. 5, 6). Истина делает Св. Троицу единою (Там же, 7). Истина должна сплотить церкви, если они хотят быть едино, ибо Истина не может сочетаться с заблуждением. Это и упустил из виду кардинал Суененс.

Приняв единогласно пятнадцать предложений об «единстве веры и богословском плюрализме», богословская комиссия Ватикана ввела в официальную доктрину католической церкви «право на разные подходы к исключительной тайне Христа», – право, которое в принципе уже было признано II Ватиканским Собором в Декрете об экуменизме (III, § 17) и в Декрете о миссионерской работе Церкви (III, § 22). Из этих предложений, которые адекватны позиции экуменизма, следует, что «вера одна, но выражения ее бывают многообразны. Это многообразие не требует подтверждения. Оно есть факт, вытекающий из самой потребности воплощения христианской веры в разных культурах».

Но разве можно оправдывать еретические формулировки тайны Христовой многообразием культур, как будто тайна веры обусловлена человеческими культурами, а не сверхразумной, не зависимой от них небесной данностью и Божественным откровением, которому культура и разум должны подчиняться (см.: 2 Кор. 10, 5)?

Во времена св. Иринея Лионского Церковь была уже распространена от Востока до Запада и церковное учение проповедовалось среди народов с отличной друг от друга культурой и психологией. Если следовать экуменической установке, то надлежало бы ожидать, что уже тогда эти культуры наложили свой отпечаток на тайну Христа и придали «плюрализм» вере. Однако ничего подобного не было. Наоборот, как свидетельствует Лионский Святитель: «Церковь, хотя и рассеяна по всей вселенной до крайних пределов земли, получила от апостолов и от их учеников веру. <...> Церковь живет как бы в одном доме: старательно сохраняет эту проповедь и веру и верует единодушно, как бы имея одну душу и одно сердце, и согласно с этим проповедует, учит и преподает, как бы имея одни уста. И хотя языки в мире не одинаковы, но сила Предания одна и та же. Церкви, основанные в германских странах, не по-своему уверовали и проповедуют веру; ни церкви в Иверии, ни у кельтов, ни на Востоке, ни в Египте, ни в Ливии, ни Церкви, основанные в средних землях. Но как солнце – это Божие создание, одно и то же во всем мире, так и проповедь истины повсюду светит и освещает всех людей, желающих достигнуть до познания Истины».

Итак, ясно, что не культуры изменили выражение тайны Христа и вместе с тем – истину о Нем, а отдельные еретики, вдохновляемые врагом Церкви – диаволом, каковы Арий, Несторий, Македонии, Евтихий и проч. Сегодня, однако, экуменизм стал переносить вину с ересиархов на культуры, чтобы оправдать возникшие среди христиан разделения и расколы как нечто якобы законное и чуть ли не необходимое.

Нелицеприятному православному сознанию понятно, что Церковь не может существовать в расколах. Считать Церковь разделенной величиной, все равно что отрицать ее, ибо всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет (Мф. 12, 25). Как же могла бы Церковь устоять против адовых врат, выдумывающих заблуждения и внушающих разделения (см.: Лк. 22, 31), если бы она была не едина в вере, если бы утратила свое единство и жила бы ныне только в расколах? С утратой своего единства в правой вере Церковь теряет и свое Божественное предназначение – быть Христовой Церковью – столпом и утверждением истины (см.: 1 Тим. 3, 15).

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Продолжение следует

 

ФАКТЫ ||
«Разве можно соединить несоединимое?..»

    

     Время от времени на апостасийном западе возникают идеи, которые кажутся европейцам гениальными. Однако на деле они оказываются в лучшем случае наивными, а зачастую утопичными и безумными, как, например, недавнее предложение протестантского теолога Рейнхарда Фрилинга.
     В частности, он призвал протестантов и православных признать первенство чести папы римского Бенедикта XVI. Только тогда, по его словам, «мечта всех христиан о единстве может стать реальностью». По мнению Фрилинга, «папа может и должен играть роль харизматического лидера», а в исключительных ситуациях мог бы выступать «от имени всего христианского мира». Празднование 500-летнего юбилея Реформации в 2017 году могло бы стать хорошим поводом для реализации этой идеи, считает он. Теолог призвал протестантские «церкви» отказаться от своей «самодостаточности» и «мужественно» следовать «экуменическим принципам».
     Православный ответ на этот призыв протестанта Фрилинга дал еще в прошлом веке святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Кто бы ни желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих? Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именуемых папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, – согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению. <...> Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиной?»
     Таким образом, причина нынешнего разделения – не в православных христианах, а в еретиках – католиках и протестантах, которые не желают покаяться в своих заблуждениях и соединиться с Церковью, чем создают непреодолимую преграду к желаемому единству.


Александр ИССОПОВ

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник