ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НАШИ ДЕТИ ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Кроме государственного долга у нас есть долг перед Господом, и он гораздо выше»

 

 

 

Официальная причина утверждения единого государственного экзамена (ЕГЭ) в России, как и реформы образования – стремление властей вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Стандартизация национальных систем образования – одно из обязательных условий членства во ВТО. В связи с этим многие российские вузы перешли на двухуровневую систему аттестации – бакалавриат и магистратура, а в российских школах ввели единый государственный экзамен.

Впервые эксперимент с ЕГЭ устроили в 2001 году в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях. С 2009 года ЕГЭ стал единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. Однако, как показывают статистические данные и свидетельствуют многочисленные акции протестов, письма и обращения, ежегодные громкие скандалы, связанные с ЕГЭ, – значительная часть учащихся, родителей и учителей выступают против навязанной нам реформы. Многие при этом недоуменно разводят руками: «Ничего не поделаешь!»

Но, оказывается, повлиять на сложившуюся ситуацию все-таки можно, и многое зависит от твердости наших убеждений и желания их отстаивать, добиваясь реализации своих гражданских прав.

 

– Ольга, почему Вы решили добиваться, чтобы Ваш ребенок сдавал экзамены традиционным способом?

– Наши дети деградируют из-за шаблонных ответов и стандартизации, примитивизации мышления, выбирая варианты решений наугад, но – и это важнее – при такой форме сдачи экзаменов имя ребенка заменяют цифровым кодом. То есть ЕГЭ – это еще один элемент глобализации. Многие сторонники такого экзамена видят в этом положительный момент, некую гарантию непредвзятого отношения педагога – когда учитель проверяет «кодированную» работу, он не знает, Иванов ее написал или Петров, и потому оценивает объективно. Но зато, как показал опыт прошедших лет, зачастую в институты с высшими баллами по ЕГЭ поступают абитуриенты, которые, например, вообще не умеют писать по-русски; идет уничтожение нашего традиционного образования, этот факт не вызывает сомнений.

 

– В школе, где учится Ваш ребенок, ЕГЭ обязателен для всех?

– Да. Исключения делаются только для детей-инвалидов, которые не могут работать на компьютере, и уровень стресса при такой форме экзаменации у них выше, чем при обычной. Поскольку моя дочка заканчивала девятый класс, дети сдавали не ЕГЭ, а ЕМЭ – единый муниципальный экзамен, его еще называют малым ЕГЭ или репетицией перед ЕГЭ. В отличие от ЕГЭ, он имеет муниципальный уровень, но суть та же, и он также обязателен для всех учеников.

 

– Какие действия Вы предпринимали, чтобы Ваша дочь не сдавала ЕМЭ?

– Началось все с того, что в школе потребовали от родителей подписать «Согласие» на автоматизированную обработку всех данных ребенка. Это стало нашим первым камнем преткновения – тем, с чем мы не согласились. Я написала «Согласие» только на сбор таких данных, как фамилия, имя, отчество и паспортные данные, но без автоматизированной их обработки, без применения кодов, штрих-кодов и любого иного кодирования информации. Такая форма моего «Согласия» не понравилась ни директору, ни завучу, ни классному руководителю. В результате у нас состоялось несколько встреч, на которых они втроем пытались доказать, что я ломаю жизнь своему ребенку. Говорили: «Убеждения – убеждениями, религия – религией, но ребенку нужно жить и учиться, почему Вы его во всем ограничиваете?» Грозились и доложить в Министерство образования о таком, по их мнению, из ряда вон выходящем случае.

Дело в том, что сегодня даже среди православных не все понимают опасность глобализации. Некоторые воспринимают участие в этом процессе как гражданский долг и считают, что если государство требует – можно пойти на уступки. Но ведь кроме государственного долга у нас есть и долг перед Господом, и он гораздо выше. Государство должно устанавливать законы на земле, сообразуясь с Божиими заповедями, а если оно предлагает, более того – вынуждает нас уклоняться от них, то мы обязаны противиться этому, не подчиняться. Слава Богу, пока в нашей Конституции есть такое право – действовать в соответствии со своими убеждениями. Поэтому мы заняли твердую позицию, которую, к сожалению, в нашей школе никак не хотели понять. Например, беседуя со мной, директор говорил о себе, что он тоже человек верующий, ходит в храм и общается со священниками, но таких «глупостей» себе не позволяет.

 

– То есть Вас воспринимали как не совсем адекватного человека?

– На меня всячески давили. Убеждали, что они в первую очередь заботятся о ребенке и очень жалеют мою Наташу, хотят, чтобы у нее хорошо сложилась судьба, чтобы она смогла учиться там, где она мечтает, и тут же напоминали, что без соответствующих документов она никуда не поступит, ее не примут без сертификата… Когда ребенок сдает ЕМЭ, ему выдают сертификат, а нам – при традиционной форме – сертификат не выдали, только аттестат. Но, слава Богу, оказалось достаточно и этого, чтобы поступить в престижный медицинский колледж, как и собиралась моя дочь. Господь все управил.

 

– Получается, в школе, где училась Наташа, учителя не осознают негативных последствий ЕГЭ?

– Я не могу сказать за всех учителей, потому что общалась по этому вопросу только с классным руководителем, завучем и директором. Последние двое, судя по их словам, действительно руками и ногами за ЕГЭ и ЕМЭ. Завуч убеждала меня, что это уже сложившаяся система, против которой ни в коем случае нельзя идти. А вот классная заняла двойственную позицию: в некоторых моментах она мне помогала и смягчала ситуацию, незаметно поддерживала.

 

– А как Вы обосновывали свои требования?

– О том, что такая форма экзаменов ведет к деградации детей, я говорить не стала, потому что поняла, что у них уже есть устоявшееся мнение на этот счет и доказывать им что-либо иное безполезно. Поэтому я делала упор на то, что мы с Наташей – люди верующие и не можем поступать против совести, не хотим, чтобы фамилия и данное при Крещении имя заменялись кодом, что для нас духовное выше материального… И потом я уже просила, чтобы они пошли мне навстречу. В итоге я написала заявление на имя директора с просьбой в порядке исключения, в связи с религиозными убеждениями и в то же время согласно нашей Конституции, разрешить моей дочери сдавать экзамены в традиционной форме.

 

– Вы с кем-то консультировались по поводу написания такого заявления?

– Да, во всех своих действиях я консультировалась с православным юристом. Он подсказал мне, как переделать бланк «Согласия» на обработку персональных данных, о котором я уже говорила, на какие статьи Конституции РФ можно ссылаться в нашем случае. Например, это статья 19: «Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

В конце концов директор и завуч школы согласились присоединить к моему заявлению свое ходатайство и направить их в Министерство образования с просьбой разрешить Наташе сдавать традиционные экзамены. Через некоторое время из Министерства пришел ответ – слава Богу, положительный. Моя дочь сдавала обычные экзамены вместе с теми несколькими детьми, которых освободили от ЕМЭ по состоянию здоровья.

 

– Ваш пример, безусловно, может послужить кому-то в назидание, что нужно добиваться своего, не отказываться от убеждений...

– Конечно! Об этом сказано и в Священном Писании в притче о вдове и неправедном судие, «который Бога не боялся и людей не стыдился». Видимо, своими безконечными хождениями, своей твердостью она его все-таки смилостивила. Пусть даже и так, почему бы и нет? Почему бы не постоять за правду? Ведь кто-то должен быть первым! Общество начинается с каждого, с одной личности, а личность выходит в общество из семьи, поэтому семейные устои имеют первостепенное значение. В своих семьях мы должны укреплять веру и приучать детей отстаивать свои убеждения, потому что иначе в этом мире их сомнут и затопчут. Сейчас, на мой взгляд, происходит уничтожение в людях личностного стержня, нас пытаются превратить в стадо, разучить думать, чтобы все были «как все», под один стандарт. А ведь известно, что самое легко управляемое общество людей – это толпа. В толпе крикни любой лозунг – она сломит все, будет на своем пути крушить стены, бездумно следуя неизвестно чьим приказам. Нам ни в коем случае нельзя в этом участвовать, мы должны оставаться людьми – мыслящими, имеющими свои взгляды и идеалы.

 

– Наверное, тем, кого Ваш пример вдохновит, нужно посоветовать в первую очередь найти верующего юриста?

– Да, без юридических консультаций сложно. Но не только без консультаций – сложно без молитвы, без поддержки единодушных православных, без духовного наставника… Если бы у нас всего этого не было, не знаю, как бы мы выдержали такое испытание. Хотя я верю, что Господь зрит на сердце человека и силен укрепить и помочь в любой ситуации, лишь бы мы сами имели решимость не сдаваться.

 

Беседовал Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник