ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
АНТИРАСКОЛ ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«ПОРЕВНУЙ О ТОМ, ЧТОБЫ В ТЕБЕ
НЕ БЫЛО ЗЛОБЫ»

 

Окончание. Начало см. на стр.4

 

– Как быть, если человек чувствует себя духовно одиноким, например, имеет твердую позицию по каким-то вопросам, скажем, относительно глобализации и экуменизма, а окружающие его не понимают, говорят: «Ну и что? Ничего страшного! Все можно…» и т.д.? Как себя вести? Как не впасть в уныние, не потерять ревности?

– Один брат рассказал мне такую историю. Когда он учился в семинарии, там усиленно насаждалось экуменическое, вероотступническое мировоззрение. К четвертому курсу обучения среди студентов осталось, кажется, всего двое молодых людей, ревностно относившихся к вопросам чистоты веры. Тогда у брата-семинариста, в силу такого его окружения, сложилось ложное впечатление, что настоящие, ревностные, благоговейные пастыри в наши дни практически оскудели. От этого он очень скорбел и чувствовал себя духовно одиноким. Но потом, спустя несколько лет, он пришел в монастырь и нашел там многих добрых пастырей, ревностных иеромонахов и игуменов, которые хорошо ориентировались в современной церковной ситуации, в вопросах глобализации и других актуальных в наши дни проблемах. И брат этот понял, что уныние было диавольской уловкой, через которую враг стремился поколебать его веру, оторвать его от Церкви и погубить.

Поэтому думаю, что и всем тем братьям и сестрам, которые сегодня чувствуют духовное сиротство, ни в коем случае нельзя впадать в уныние и верить лукавому, внушающему, что у нас в Церкви уже нет добрых пастырей и ревностных православных мирян. Таким людям надо постараться найти единомышленников, духовных руководителей. Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7), – сказал Господь. Если человек будет молиться, просить Господа и терпеливо искать, то обязательно обрящет все необходимое для спасения.

А поддержанию ревности, кроме того, что уже сказано, хорошо способствуют паломнические поездки по святым местам. Помимо небесной помощи от святыни есть в них еще один положительный момент: именно там, в наших духовных центрах, Православных обителях, многие находят стоящих в истине духовных отцов и настоящих братьев и сестер во Христе, по духу, единомышленников.

 

– Отец Августин, а что такое ревность не по разуму? Какие люди наиболее подвержены этому отклонению, в чем его основная причина?

– Понятие «ревность не по разуму» ввел святой апостол Павел: Свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму (Рим. 10, 2). Давайте опять обратимся к святым Отцам, просвещенным Духом Божиим. Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова Апостола: «Итак, это достойно извинения, а не осуждения. Если они были отвергнуты не по человеческой своей природе, а по ревности, то справедливее жалеть их, нежели наказывать. Но заметь, как <апостол> мудро и угодил им словом, и обнаружил неуместное их любопрение. Не разумеюще бо Божия правды (Рим. 10, 3), – говорит он. Еще предлог к извинению, который впоследствии усиливает обвинение и лишает всякого оправдания. И свою правду, – говорит, – ищуще поставити, правде Божией не повинушася. Этими словами он показывает, что иудеи впали в заблуждение больше по упорству и властолюбию, чем по неведению, и даже не представили той праведности, какая требуется законом, что <апостол> и выразил словами – ищуще поставити».

Из толкования святителя Иоанна видно, что ревность не по разуму – это неправильная, глупая, неуместная ревность. Говоря о ревности не по разуму, Апостол имел в виду ревность иудеев к исполнению Моисеева закона. Но уже тут он указывает одну важную черту всех неразумных ревнителей – упорство и властолюбие, иными словами – гордость.

А подлинная разумная ревность обязательно должна соединяться с кротостью и смирением. «Итак, в деснице Божией огненный закон, потому что избранные никогда не слушают небесных заповедей с холодным сердцем, но всегда воспламеняются огнем внутренней любви к ним, – говорит святитель Григорий Двоеслов. – Слово касается слуха, а душа их, гневная на саму себя, горит пламенем внутренней сладости. Но Дух Святой являлся и в виде голубя, и в огне, потому что Он всех, которых исполняет, соделывает и простыми, и огненными, – простыми по чистоте, огненными по ревностному подражанию. Ибо Богу не может быть благоугодна ни простота без ревности, ни ревность без простоты».

В последующие века ревностью не по разуму стали называть и всякую неразумную, ошибочную ревность. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как любовию вся терпящею, и ничем так не безчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью».

В наше время ошибочной, глупой ревностью можно считать уход некоторых верующих в расколы и склонение к этому других братьев и сестер.

 

– В чем тут неразумие и опасность?

– Неразумие этого поступка – ухода из Церкви – заключается в том, что человек, думая угодить Богу, на самом деле лишается своего спасения. Ибо вне Церкви нет спасения. Священномученик Иларион (Троицкий) пишет: «Нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет истины, нет жизни, нет спасения, – ничего нет без Церкви, и все это есть только в единой Церкви!»

 

– Как относиться к людям, ревнующим не по разуму? Как себя с ними вести?

– Если такой человек вредит только себе, о нем нужно сожалеть, молиться и можно попробовать его как-то вразумить. Если он не послушает, то надо сообщить об этом авторитетному в духовном плане отцу или брату, которого уважает и ревнитель не по разуму. Если такой горе-ревнитель не прислушается и к словам авторитетного отца, то тогда надо стараться избегать с ним общения. Так советуют старцы, указывая на слова Спасителя: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф. 18, 15–17).

Но когда раскольник совращает в раскол наших ближних, тогда надо обязательно предупредить их об опасности. Тут не должно быть равнодушия.

 

– Что делать, чтобы с одной стороны не впасть в теплохладность, безразличие к событиям, происходящим в Церкви и в мире, а с другой – не стать неразумным ревнителем, не уклониться в раскол?

– Надо молиться и просить об этом Бога. «Видишь величие дерзновения? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст. – Видишь, как простые рыбари презирают такое множество людей, беснующихся и готовых совершить убийство и предать их смерти? Но, слыша об этом, возлюбленный, приписывай случившееся не самим апостолам, а вышней благодати, которая укрепляла и оживляла их ревность».

Надо молиться Богу, чтобы даровал нам разумную ревность, чтобы помог не уклониться ни на шуе, ни на десно, то есть ни в ересь, ни в раскол. Хороша молитва Святому Духу из канона Параклиту, составленного преподобным Максимом Греком. Там есть такие слова: «Соблюди мя, Владыко, во всяком благочестивом и православном исповедании веры христианския…».

Думаю, еще нам надо молиться, чтобы Господь послал ревностных пастырей Своей Церкви. Можно молиться молитвой святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Господи! пошли ревностных деятелей в вертоград Твой, не ищущих своего (см.: 1 Кор. 13, 5), а ищущих яже Христа Твоего. Даруй им ревность пророческую, апостольскую силу и мудрость, да возделывают они неутомимо день и ночь нивы сердец человеческих».

 

Беседовал
Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

ФАКТЫ ||
Ижевские священники ушли в раскол


    

   О решении перейти в так называемую РПЦЗ(А) под руководством «митрополита» Агафангела (Пашковского) ижевские священники сообщили в своем блоге. В частности, там они разместили Обращения к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Высокопреосвященнейшему митрополиту Ижевскому и Удмуртскому Николаю, своему бывшему законному архиерею, а также протокол заседания «синода РПЦЗ» и заявление об их принятии в состав раскольнической организации.
   «Заявляем Вам, что отныне мы не только перестаем Вас поминать как нашего Патриарха, но и не признаем Вашу власть над нами», – подчеркивают бывшие православные священники в Обращении к Патриарху.
Приняты в «РПЦЗ» «священники» были третьим чином – через покаяние: «Мы хотя никогда не запятнали себя во время пастырского служения сергианством и экуменизмом, тем не менее принесли покаяние в том, что не обличали грехи священноначалия, умалчивая о них», – сообщают они в своем заявлении.
   Кроме того, перейдя в раскольническую структуру, «священники» пожелали оставить за собой название клириков РПЦ МП, поэтому получили особый статус: они и их приходы теперь являются якобы приходами РПЦ Московского Патриархата «под омофором РПЦЗ». Такой прецедент в истории структуры «митрополита» Агафангела произошел впервые.
    В своем выступлении на заседании раскольнического «синода» прот. Сергий Кондаков обосновал нужду в новом статусе «необходимостью отвести обвинения в оставлении тяжко больной части Русской Церкви Московского Патриархата, дабы не соблазнить немощных и не оттолкнуть множество церковного народа». То есть по сути – чтобы удобнее уловлять легковерные души в раскол.
    Поэтому православным верующим, чадам Русской Православной Церкви, необходимо быть бдительными и помнить, что, по учению святых Отцов, в раскольнической организации «можно иметь почесть, можно иметь таинство, можно петь „аллилуиа“, можно отвечать „аминь“, можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святаго Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме Православной Соборной и Апостольской Церкви, нельзя найти спасения» (блж. Августин).


Источник: http://inform-relig.ru

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник