Рейтинг@Mail.ru
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПРАЗДНИКИ ДУХОВНАЯ ТРАПЕЗА СТРАНИЦА 13
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Днесь острится секира духовная…

 

Предтечи рождеством острится
днесь секира духовная,
ею же вся посекаются
страстей взыграния, тайно же
процветают плоды покаяния

(Кан. Песн. 7, ст. 3).

 

И так, братие, грозная секира, виденная некогда Иоанном Предтечею (см.: Мф. 3, 10) при корне всякого древа, не творящего добра, цела и доселе! И чтобы кто не подумал, что священное острие ее притупилось уже о выи нераскаянных грешников, се ныне она, по свидетельству Церкви, снова острится рождеством Предтечи!

Оставим ли празднество, убоявшись того, что им острится секира духовная? Но тому, кто скончал жизнь свою под мечом, позволительно и при рождении привести на память меч! – Лучше подойдем ближе к грозной секире; рассмотрим, как она ныне острится, против кого и чего? И нет ли способа сделать самое острие ее для нас спасительным?


Явление на свет праведника всегда есть великая милость Божия к людям: ибо праведниками стоит и держится весь мир. Но тем не менее рождение праведника всегда есть некоторого рода обличение для мира, есть новый приговор противу его соблазнов и страстей; – ибо праведники своею противоположностию служат постоянным осуждением для жития грешников. Не имея пред своими очами праведников, грешники могли бы говорить, что закон Божий слишком тяжел, а природа человеческая слишком слаба. Но когда подобострастный им человек ходит во всех заповедех и оправданиях Господних непорочно (Лк. 1, 6); исполняет много даже такого, чего закон Божий прямо и не требует от людей; то уста людей грешных, желающих извинять свои измены закону, затворяются невольно, и они, по причине подобострастного им праведника, – вины не имут о гресех (Ин. 15, 22). Потому-то мир с таким ожесточением всегда и преследовал праведников, ибо в их жизни видел приговор самому себе.

Такое предназначение – служить осуждением для мира – с особенною силою выражается в жизни тех праведников, кои предопределены (ибо и праведники имеют разные предназначения) возвещать людям их грехи и нужду исправления. В день явления миру каждого из таковых, Богом воздвигаемых проповедников покаяния, секира гнева Божия подъемлется и острится снова для посечения тех, кои не воспользуются их проповедию, не тронутся их примером, останутся нераскаянными в своих грехах.

Но между всеми праведниками, приходившими в мир для проповеди покаяния, Предтеча Христов Иоанн есть первый и главный. Стоя на пределах двух заветов и связуя своим чрезвычайным служением царство благодати с временами подзаконными, он, судя по его проповеди и делам, кажется, ничего более не видел в продолжении жизни своей, кроме двух предметов: грехов человеческих и Агнца Божия, вземлющего грехи мира. Покайтеся! (Мф. 3, 2) – было началом; веруйте! (Ин. 1, 29) – было окончанием всех его слов. Что содержалось в словах, то самое выражалось и во всей жизни Иоанновой: она совмещала в себе все, что покаяние имеет сурового, а вера – высокого. Поелику же современники и соотечественники Иоанновы были большею частию люди упорные в предразсудках и страстях, так что Сам Спаситель не знал, чему уподобить род сей (см.: Мф. 11, 16); а посему, несмотря на проповедь Иоаннову, многие имели остаться в своих грехах, то сам Иоанн видел уже и вслух всех объявлял, что секира при корени древа лежит, и всякое древо, не творящее плода добра, будет (Мф. 3, 10) посечено и брошено в огнь. И нет сомнения, что со многими негодными древами в то время так именно и поступлено.

Но Иоанна давно уже нет, а секира Иоаннова продолжает лежать при корени безплодных дерев, и ныне воспоминанием рождества его паки острится! Чем и как острится? Разительною противоположностию его жизни нашим нравам и нашей жизни. Ибо что должен чувствовать и ныне каждый грешник, если в нем еще не подавлено грехом всякое чувство добра, – что должен чувствовать, воспоминая жизнь Иоанна и обращаясь от ней к образу своей жизни? Не смущение ли? Не осуждение ли самого себя? – Может ли вспомнить о пустыне Иоанновой без упрека совести тот, кто строит чертоги за чертогами? – Об акридах и меде дивем – тот, кто не знает счету своим яствам? – О поясе усменном и власах верблюжьих – тот, кто облачается непрестанно виссоном? – О главе на блюде спекулатора – тот, который сам среди пиров готов бывает отдать все за предметы похоти плотской?

Один взгляд на образ великого подвижника Иорданского производит в незагрубелой совести чувство, подобное тому, какое происходит в ране телесной от прикосновения к ней острия. Но начните всматриваться пристальнее в сей святой образ, заставьте себя размышлять более и более о жизни и проповеди Иоанновой, – и вы увидите, как секира, им указанная, будет видимо приближаться к вам, почувствуете, как в вас много такого, что подлежит необходимо посечению, сознаетесь внутренно, что вертоград души вашей давно, давно требует отребления. После сего вы не будете уже и спрашивать, против кого и чего ныне острится секира духовная?

<…> Что же делать тем, кои почувствуют в себе сей святой трепет? Ничего более, как добровольно подклонить главу под секиру Иоаннову и дать ей, по выражению Церкви, усечь до корени всякое страстей взыграние. Духовная секира страха Божия и покаяния имеет в себе то чудное свойство, что посекает всеконечно тех, кои убегают от нее своим нераскаянием, и, напротив, отребляет, избавляет от сухих ветвей, от нечистот и болезней и наконец от смерти тех, кои сами прибегают к ее спасительному действию. Итак, да взыдет, да взыдет скорее священное острие ее на все сухое и безплодное в нашем уме и сердце! Да посечет в самом корне гордость, сладострастие, гневливость, суесловие и, по выражению Церкви, всякое страстей взыграние! <…>

Для успеха же в великом деле самоотребления духовного будем, братие, чаще от сует мира, от шума и пререканий житейских переноситься мыслию в пустыню Иоаннову и молить его, чтобы он и в нас, как некогда в народе иудейском, уготовал путь Спасителю. Живя в духе с Иоанном, разделяя по возможности его подвиги, мы, без сомнения, скоро увидим, подобно ему, Агнца Божия, грядущего взять грехи наши. Тогда, приняв от Него, после Иоаннова крещения слез, крещение Духом, мы не согласимся променять духовной пустыни ни на какой земной рай и с слезами благодарности будем лобызать Иоаннову секиру покаяния, избавившую нас от смерти духовной. Аминь.

 

Свт. Иннокентий Херсонский

 

Источник: Сочинения Иннокентия,
архиепископа Херсонского и Таврического.
Том II. Слова и беседы на праздники
Богородичные. Слова и беседы на дни святых.
СПб., 1872.

 

ОПРОС ||
Язык беседы с Богом


    

   1. Понятны ли вам православные Богослужения на церковно-славянском языке?
      да – 98%; нет – 2%

 

  2. Нужно ли, на Ваш взгляд, что-то менять в наших Богослужениях?
      да – 1%; нет – 99%

 

  3. Поддерживаете ли Вы инициативу Межсоборного Присутствия относительного нового перевода богослужебных книг?
      да – 1%; нет – 99%

 

  4. Знаете ли Вы что-либо о деятельности о. Георгия Кочеткова?
      да – 90%; нет – 10%

 


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник