ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
АНТИРАСКОЛ ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«ПОРЕВНУЙ О ТОМ, ЧТОБЫ В ТЕБЕ
НЕ БЫЛО ЗЛОБЫ»

 

Проблема ревности в духовной и общецерковной жизни сегодня актуальна для многих верующих. Что значит быть ревнителем Православия? Как бороться с теплохладностью в своем сердце и во внешней среде? С чего начинается ревность не по разуму? И как, радея о чистоте веры, не превратиться в псевдоревнителя-раскольника? С этими вопросами мы обратились к иноку Августину, насельнику одного из монастырей Русской Православной Церкви.

 

– Отец Августин, расскажите, пожалуйста, от чего зависит наличие или отсутствие духовной ревности в человеке?

– Когда человек становится верующим, это, как правило, связано с ощутимым посещением его благодатью Божией. Видя, что Бог есть и Он близок к нему, христианин ревностно принимается за дело своего спасения. В это время при помощи благодати Божией всякое доброе дело кажется легким и совершается с желанием. Наверное, через это прошел каждый искренне верующий воцерковленный православный. Но потом, тоже по общему для всех закону, благодать отходит от новоначального подвижника, предоставляя ему самому потрудиться, приложить усилия в деле спасения. И вот тут к нему приступает нечистая сила и внушает нерадение, леность, охлаждение. Здесь испытывается произволение христианина к добру. И оно должно быть не вялым, а решительным и энергичным.

«Для стяжания добродетелей требуется душа мужественная и великая, и воля не какая-нибудь слабая и вялая, но решительная и сильная, с верным предзрением многих препятствий и тяжелых трудов и с готовностью все их поднять и перенести, – наставляет нас преподобный Никодим Святогорец. – В основе таких расположений должны лежать крепкое возлюбление каждой добродетели и всей добродетельной жизни и пламенная о том ревность. В этом – движущая по трудовому пути добродетели сила, которую потом непрестанно должно возгревать, чтоб не ослабела и не истощилась, так как при этом неизбежно прекратится и самое движение».

При этом враг старается погасить в человеке ревность. Преподобный Нил Мироточивый пишет: «Диавол постоянно ведет брань, чтобы победить <ревность> монаха и не допустить иноку войти в Царствие Небесное».

 

– Что же необходимо, чтобы постоянно возгревать в своей душе огонек ревности по Бозе?

– Преподобный Никодим Святогорец так учит возгревать ревность: «Итак, не ленись возгревать свою ревность о добродетели, с сердечным участием размышляя, как благоугодна Богу добродетельная жизнь, как прекрасна и высока добродетель сама по себе и как для нас она необходима и благотворна, ибо в ней начало и конец истинного нашего совершенства и преуспеяния в нем».

Еще возгреванию ревности способствует чтение житий святых и размышление над ними. Преподобный Антоний Великий наставляет: «Содержи в памяти деяния святых, чтобы памятующая заповеди душа твоя имела ревность святых образцом для себя».

Кроме того, святые Отцы советуют стремиться к стяжанию памяти смертной. Преподобный затворник Афанасий Киево-Печерский вел благочестивую жизнь, но не отличался особыми подвигами. Однажды он умер, но через два дня ожил. Братия начали его расспрашивать, что с ним было, но он им ничего не рассказывал, а лишь говорил, непрестанно проливая слезы: «Спасайтесь!» Потом он затворился в пещере и провел там в суровых подвигах 12 лет. Перед смертью он еще раз повторил свое наставление. Вот пример, как живая память смертная пробуждает в человеке пламенную ревность о добродетели.

 

– А что такое ревность по истине? Сегодня мы часто слышим это выражение, но, наверное, не все до конца понимают его смысл…

– Ревность по истине – это великая христианская добродетель, примеры которой показали нам Господь наш Иисус Христос, святые пророки, апостолы и многие святые.

Когда Господь нашел в храме Иерусалимском продающих и покупающих, Он взял бич и изгнал всех торгашей их храма. При сем, – пишет святой Иоанн Богослов, – ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин. 2, 17).

Другой пример ревности по Бозе из Священного Писания – святой праотец Финеес. Святитель Григорий Богослов пишет: «Прекрасна ревность: свидетели этого – Финеес, одним ударом копья пронзивший мадианитянку вместе с израильтянином, дабы избавить от поношения сынов Израилевых, и за свою ревность получивший себе славное имя; а после него – те, которые говорили: возревновал я о Господе (3 Цар. 19, 10); ревную о вас ревностью Божиею (2 Кор. 11, 2); ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 68,10), и не только говорили это, но и сильно чувствовали».

Еще один пример такой богоугодной ревности имеем в святом пророке Божием Илие, который, пылая этой ревностью, заколол 450 пророков Вааловых у потока Киссон (см.: 3 Цар. 18, 40).

Праведную ревность по Бозе Господь заповедует каждому христианину. В Апокалипсисе святой Иоанн Богослов передает слова Господа нашего Иисуса Христа Лаодикийской Церкви: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих <...> Итак БУДЬ РЕВНОСТЕН и покайся (Откр. 3, 15–16, 19).

Следуя этим заповедям, все святые имели горячую веру и ревность в деле Божием. «Господа мои, – пишет преподобный Иоанн Дамаскин во втором защитительном слове против порицающих святые иконы, – окажите снисхождение просящему, и от меня, непотребного и самого малого раба Церкви Божией, примите слово о том, что – вполне верно. Ибо, – Бог свидетель, – я приступил к речи не ради славы или того, чтобы показать себя значащим нечто, но вследствие ревности к истине. Ибо одну только ее [т.е. ревность] я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены».

Без горячей веры и ревности об истине сомнительно спасение человека.

 

– Связана ли ревность в духовной жизни с ревностью по истине?

– Конечно. Вряд ли человек теплохладный духом, которому вообще безразлична вера и христианские добродетели, которого больше волнуют вопросы материального благополучия, земного спокойствия и довольства, станет правдолюбцем. Подвижник же, вступая на поприще подвижничества, от многого отрекается, многие свои привязанности и пристрастия приносит как бы в жертву Богу, чтобы по возможности безпреткновенно шествовать по пути добродетелей. Именно поэтому часто наибольшую ревность в вопросах чистоты веры проявляют монашествующие. Ведь что такое монах – Бог да душа, по слову святителя Феофана Затворника. Для истинного монаха сокровище веры Христовой Православной всегда должно быть на первом месте. Ради него он отрекся от мира, от всего, чем дорожил, поэтому настоящему монаху нечего терять, и он не побоится, если будет необходимость, встать за веру и пострадать за истину.

 

– Есть ли здесь разница между священнослужителями, монашествующими и мирянами? Как одни, другие и третьи должны ревновать по истине?

– Ревность по Бозе в первую очередь необходима православным иерархам и пастырям, чтобы мужественно отстаивать учение Церкви от посягательств еретиков. В письме епископу Драконтию, удалившемуся со своей кафедры из опасения гонений от еретиков-ариан, святитель Афанасий Великий пишет: «Итак, если убоялся ты времени, и по страху сделал это, то это – не мужеский образ мыслей; в таком случае и надлежало показать ревность по Христе, с особенным дерзновением действовать в бедственных обстоятельствах, и сказать словами блаженнаго Павла: Во всех сих препобеждаем (Рим. 8, 37), – тем более, что подобает служить не времени, но Господу».

Ревностью отличались все святые мученики и исповедники. «Ничто до такой степени не побеждает гонителя, как ревность страждущего, – говорит святитель Марк Ефесский. – Да не явимся более робкими, чем те знаменитые Седмь Отроков, я говорю о Маккавеях, которые, когда вопрос шел только о свином мясе, перенесши всевозможные страдания, восприяли венец подвига… И если бы не было гонения, ни мученики не просияли бы, ни исповедники не восприняли бы венцов победы от Христа и своими подвигами не укрепили бы и не возвеселили бы Кафолическую и Православную Церковь. Подобает бо и ереси быти, согласно божественному Апостолу, да искусни явлени бывают (1 Кор. 11, 19). Уразумеем это, и таким образом будем бороться совершенно и сами будем совершать их подвиг, и унаследуем их славу и в радость Господа внидем, не устрашаясь ничего, ничего не постыждаясь: ни внешних врагов, ни между нами <находящихся> псевдохристиан, ни врагов Духа. И будем исповедовать до последнего издыхания с великим дерзновением благой залог святых Отцов: исповедание, известное нам с детства, которое мы впервые произносили и с которым, в конце, отойдем отсюда, унося, если не иное что, так – Православие!»

Но и у мирян есть обязанность отстаивать Православную веру, если ей угрожает опасность. Святитель Феофан Затворник пишет: «<…> Понудим, братия, себя узнать ее [истину] и, узнав, стать защитниками ее, учась сему у Церкви и тех поборников, каких она прославляет».

Разница между иерархами, священнослужителями, монашествующими и мирянами в борьбе за истину заключается лишь в степени ответственности. Иерархам и священникам больше дано, но с них больше и спросится. Епископы и священники не имеют права молчать, когда предается истина. Они на то и поставлены, чтобы ее блюсти. Епископы перед архиерейской хиротонией клянутся мужественно хранить догматы и каноны Православной Церкви, не взирая ни на какие опасности и гонения.

 

Окончание см. на стр.5

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник