ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Благовествовать победу добра

 

 

Большие колокола употреблялись
почти только при церквах и потому
зовутся также Божиим гласом.

 

Толковый словарь
В.И. ДАЛЯ

 

Во время последней поездки в Сербию в Белграде мы познакомились с представителем Ярославской колокололитейной Шуваловской фабрики Натальей Шатилиной, очень милой, изящной, интеллигентной женщиной. За границей всегда приятно встретить земляков, тем более православных. А когда речь зашла о русских колоколах, поступающих в Сербские монастыри и храмы, в сердце затеплилась надежда, что есть еще таинственная непреодолимая сила, способная вывести наши братские народы из тягостной незримой оккупации западным сообществом – из оккупации тех, кто ратует за устроение нового мирового порядка, называет патриотизм экстремизмом, защиту Отечества – геноцидом агрессоров, национальные обычаи и традиции – пережитками прошлого, Православную веру – ортодоксальным радикализмом.

Мы попросили Наталью подробнее рассказать о своем пребывании в Сербии, своей деятельности и о русской колокольной традиции.

 

 

– С чувством глубокой радости и от всего сердца хочу поблагодарить газету «Православный Крест» за предоставленную возможность рассказать читателям и моим соотечественникам о своей деятельности в Сербии. В эту братскую страну я приехала по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, для того чтобы представлять Ярославские колокола. Ярославская земля издавна славилась колокольными звонами, звонарями и колокололитейщиками. С большой радостью я осознаю, что частичка Ярославской колокольной культуры теперь будет присутствовать и на Сербской земле, что Православное Богослужение в сербских храмах ныне сопровождается чудесными русскими колокольными звонами.

Для меня это духовное и ответственное дело – рассказывать о колоколах и о колокольном звоне. Такую же ответственность я чувствую и перед главным и, по моему мнению, незаменимым человеком Николаем Александровичем Шуваловым, который 15 лет назад основал фабрику литья колоколов.

На Руси колокола появились с принятием христианства. Первое летописное упоминание о них относится к 988 году, то есть ко времени Крещения Руси. В Киеве были колокола при Успенской и Ирининской церквах. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI века. Тогда же стали впервые звонить в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме.

Колокола у нас существуют многих видов и названий. Так, известны набатные, вечевые, красные, царские, пленные, ссыльные, благовестные, полиелейные, золоченые и даже лыковые; существуют еще небольшие колокола под названием кандия или звонец. Ими звонарю дают знать на колокольню о времени благовеста или звона.

Первый из набатных колоколов висел в Москве, в Кремле, возле Спасских ворот, в настенном шатре или полубашенке (Российские Государи после своего коронования выходили сюда показаться народу, собиравшемуся на Красной площади), он назывался также царским, сторожевым и всполошным, в него звонили во время нашествия врагов, мятежа и пожара; такой звон назывался всполохом и набатом. На этой полубашенке висел прежде, как полагали, вечевой колокол, привезенный в Москву из Великого Новгорода.

 

– Наталья, что в Вашей жизни значит благовест?

– Благовест – был и будет всегда проповедью Православия. Колокольный звон, как раньше, так и сейчас, проходит через всю жизнь православного человека. С колоколом человек рождается, живет, трудится, молится, колокол и провожает его в последний земной путь и в жизнь вечную. Лично для меня значение благовеста трудно передать в словах, это где-то глубоко в душе, мне кажется, будто кто-то звонил в колокола и привел меня на это благое дело. В звонарском же искусстве благовестом называют равномерный бой самого большого колокола, что является основой всего трезвона задействованных колоколов.

 

– Могли бы Вы рассказать нам еще что-нибудь из области звонарского искусства?

– У слова «трезвон» старославянские корни. Так, по-старославянски «тре» значит «трижды». В ходе истории «три» означает не только число, оно также является синонимом таких слов как «сугубо» и «полностью». Вот почему употребляя слово «трезвонить», мы имеем ввиду веселый и согласный звон большого количества колоколов.
Кроме этого, очень часто употребляются такие выражения как «красный (особо красивый) колокольный звон», «звон во вся тяжкая» и «пасхальный звон». У настоящих звонарей есть такое правило – называть трезвон в три приема – «три трезвона», двузвон – «два трезвона» и один безпрерывный звон – «един трезвон».

Колокольный звон неприятен злым силам. В этом мы можем убедиться хотя бы на основании того, что в 1993 году на Пасху, в русском монастыре Оптина Пустынь сатанистом были убиты монахи-звонари Ферапонт и Трофим, а с ними иеромонах Василий (Росляков). Но никакие силы ада не способны заглушить глас Божий.

 

– Колокольный звон и мученическая кровь – предвестники духовного возрождения, ведь, по святым Отцам, кровь мучеников есть семя Церкви. Пути Господни неисповедимы, и, думается, Вы не случайно пребываете сейчас в многострадальной Сербской земле с колокольной миссией…

– Да, это так. Я очень полюбила сербский народ, здесь вырос и воспитан мой сын, сейчас он прислуживает в алтаре. Надеюсь, и дальше Бог нас не оставит. Что касается всенародного духовного возрождения, то здесь колокола на первом месте.

 

– Наталья, какая главная объединяющая сила России и Сербии?

– Главной объединяющей силой России и Сербии является, конечно же, Православие. Объединяет нас и богатейший опыт сотрудничества, схожие цели и взаимные интересы. Единое исповедание Веры говорит о том, что у наших народов один глас Божий – миссия благовествовать всему миру победу добра над злом и победу жизни над смертью.

 

Беседовала
Екатерина АНТОНОВА

 

 

ФАКТЫ ||
Хороший пример


    Как сообщают СМИ, полковник Миленко Павлович, погибший при выполнении боевого задания в воздушном сражении с авиацией НАТО в воздухе над Сербией 4-го мая 1999 года, посмертно награжден орденом святого Николая – одной из высочайших наград Сербской Православной Церкви. Церемонию награждения возглавил епископ Валевский Милютин. Недалеко от Валево в деревне Буячич на месте гибели пилота в память о его подвиге был установлен монумент в виде крыла от самолета, на котором разбился М. Павлович.
     Читая это сообщение, мысленно обращаешься к России. В нашей стране есть свои герои, оставшиеся совсем без наград. Есть воины, которые потеряли здоровье на войне; они получили боевые награды, но государство оставило их без должного внимания. Некоторые из них вынуждены идти по миру с протянутой рукой. Между тем, защищая Родину, они обезпечили нашей Церкви возможность свободно осуществлять свою спасительную миссию. И Церковь имеет больше возможностей помочь инвалидам локальных войн. Потому и РПЦ могла бы награждать русских героев церковными наградами, воздвигать им памятники и проявлять заботу не только об усопших, но и о живых.
     Также важно поддерживать семьи русских героев, оставшиеся без кормильцев. Это великая добродетель перед Богом. Преподобный Максим Грек советовал благоверному Царю Иоанну Васильевичу IV после похода на Казань помочь из казны вдовам и сиротам, указывая на их вопиющую нужду. Об этом важно не забывать и сегодня. Пример наших братьев-сербов достоин подражания и развития.

 

Александр ИКОННИКОВ


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник