ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
Рейтинг@Mail.ru
УРОКИ ИСТОРИИ ЛЮДИ БОЖИИ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Воспитание духа непобедимости

 


Памятник А.В. СУВОРОВУ
в Тирасполе

 

В нашей ратной летописи нет имени более славного, чем имя Суворова Александра Васильевича, Генералиссимуса Российских войск, военного гения России. По данным русских военных историков, великий воитель последней трети ХVIII столетия провел 20 военных походов, свыше 60 сражений и боев, в которых всегда выходил победителем. В большинстве случаев победы его армией одерживались над превосходящими неприятельскими силами.

Безусловно, Суворов – это личность, заслуживающая быть образцом для нашей молодежи, это – один из сонма доблестных сынов Великой России, на чьих примерах нужно воспитывать наших детей и силе духа которых мы должны стремиться подражать сами. А православные журналисты должны стараться нести людям свет и правду, чтобы противостоять захлестывающему современный мир смрадному потоку лжи и пошлости, вопреки тем мифам (о слабости, тупости, лени, безкультурье русских), которые, к сожалению, не без успеха всеваются ныне в молодые головы, не знакомые с родной историей.

Учитывая все эти факторы, я решила побеседовать о непобедимом русском полководце с преподавателем истории средней общеобразовательной школы Романом Ивановичем Шестаковым.

 

– Роман Иванович, А.В. Суворов еще при жизни стал легендой. Как Вы считаете, в чем главный секрет его успехов?

– Александр Васильевич был православным, глубоко верующим человеком. Он много молился, любил Бога, надеялся на Него и истинно любил свое Отечество. В сокровищницу военной библиотеки вошла суворовская «Наука побеждать», равной которой нет по сей день.

 

– Что необычного содержит «Наука побеждать»?

– Прежде всего – это школа военного искусства и воинского воспитания. Самое главное, на мой взгляд, это то, что в суворовском лексиконе не было слова «отступление». Полководец запрещал подчиненным даже помышлять об этом. Он видел, чувствовал душу простого солдата; умел говорить с ними их наречием. Характерная черта «Науки побеждать» в том, что она учит командиров воспитывать в нижних чинах дух непобедимости, превосходства над любым неприятелем. Полководец обращался к русскому солдату со словами: «Богатыри! Неприятель от вас дрожит!» Суворовский солдат был убежден, что для него не существует непреодолимых препятствий ни в походе, ни на войне.

 

– Как еще Суворов вдохновлял русских воинов на сражение?

– Расскажу об одном свидетельстве писателя Н.А. Полевого, записавшего рассказ старого солдата Сидора Карповича из авангардного отряда «князя Петра» Багратиона, впервые увидевшего прославленного полководца Суворова: «Все мы стояли в строю, и я глаза проглядел – так хотелось видеть этого отца солдатского, и я представлял его себе еще выше нашего Багратионова. Вот слышу ревут „Ура!“ И мы крикнули, и едет... Из див диво: стариченцо, худенький, маленький, в синей шинели, на казацкой лошади, поворачивается в седле направо, налево. Но как он подъехал, как заговорил, так и я узнал, отчего его любят. Все поняли мы, о чем говорил он, и так сладко, и так умильно говорил, что, когда он снял шляпу, начал молиться Николаю Чудотворцу, мы готовы были плакать и смеяться – от души и кричали мы „Ура!“»...

 

– Воистину русский дух в таких людях как Суворов непобедим. Готовясь к нашей встрече, я прочитала «Науку побеждать». Меня поразил тот факт, как Александр Васильевич мог найти подход к любому, к каждому солдату...

– Да, Суворов умел говорить к солдатам их наречием. Одной из составных его личной популярности в русской армии стал его суворовский лексикон, умение эзоповским языком говорить о привычных вещах солдатского быта иносказательно и красиво. Взять хотя бы такой пример воздействия на волю солдат, как вопрос о ранце. Он весил 20 фунтов (около 8,2 кг). И вот эту постоянно носимую солдатом за плечами тяжесть великий русский полководец в своей «Науке побеждать» называет словом «ветер». Военный теоретик генерал М.И. Драгомиров писал: «Не трудно понять, чем лежит этот „ветер“ на спине, протащившей его переход. Нужно, следовательно, расположить солдата не только не задумываться над тем и, напротив, шутить, бодриться, находить, что эта тяжесть ему нипочем, что она не тяжелее ветра. И когда Суворов находил, что этот ранец – ветер, протаскав его семь лет, то как же мог не находить этого солдат, жадно прислушивающийся ко всякой его остроте, заметке, веривший в него».

Все, что способствовало поднятию духа солдат, Суворов использовал очень умело. Шутки, с которыми он постоянно к ним обращался, представляли собой не столько чудачества, сколько один из излюбленных его способов влить веселье, а с ним и бодрость духа в простого русского воина.

 

– С таким полководцем уже не кажутся невозможными походы через леса, горы, реки...

– По суворовской мысли, для атакующего солдата «ров не глубок», «вал не высок», как и было при приступе Измаильской крепости. Ни густой лес, ни болото не могут задержать решительного наступления. Даже если переход через реку тяжел, он все же возможен. Солдаты должны пройти всюду, кроме «болотных и водяных мест». О казаках Суворов говорил особо – «те везде пролезут». «Наука побеждать» стала как бы итоговой вехой становления Александра Васильевича Суворова в ранге не просто великого, а победоносного и судьбоносного полководца России. Правильно понять Суворова можно только при условии суворовского же правила «смотрения на дело в целом». Поэтому от суворовского учения нельзя отделить суворовскую жизнь.

 

– Был ли счастлив Александр Васильевич в семейной жизни?

– Думаю, что не вполне. Его супруга Варвара Ивановна была красивой светской женщиной, любившей общество. Суворов же, напротив, не принадлежал ни обществу, ни себе, ни жене. Он был воин, подвижник. Всю нежность солдатского сердца он отдавал дочери Наташе. Посмотрите, как наставлял он свою Суворочку (так он часто называл дочь): «Помни, что вольность в обхождении рождает пренебрежение; берегись его; привыкай к естественной вежливости, избегай подруг, острых на язык: где злословие, там, глядишь, и разврат». Александр Васильевич постоянно делился с дочерью известиями о своих победах. После Кинбурнской победы, оправившись от ран, он писал: «Будь благочестива, благонравна, почитай свою матушку Софию Ивановну» (начальницу Воспитательного общества благородных девиц Смоленского монастыря). В другом письме читаем: «Будь непререкаемо верна великой Монархине. Я ее солдат, я умираю за Отечество... Смелым шагом приближаюсь к могиле, совесть моя не запятнана...»

 

Беседовала
Татьяна ИЛЬИНА

 

 

НАМ ПИШУТ ||
Яд в красивой обертке


    Недавно по «Православному радио Санкт-Петербурга» прозвучало очень насторожившее объявление о моноспектакле (моноспектакль, или театр одного актера – действо, когда на сцене на протяжении всего представления находится только один единственный исполнитель. – Примеч. ред.) «Последняя ночь последнего Царя» по повести Эдварда Радзинского. Какое отношение этот известный своей неприязнью к монархии автор имеет к Православию? Как он может писать и судить о том, о чем не имеет понятия? Ведь именно он был одним из тех, кто сфабриковал миф о «безвольном Царе, развалившем Россию». Почему и кто ставит его произведения на сцене для православного зрителя?
     Решила пойти и собственными глазами посмотреть спектакль. Ощущение тяжелое – как будто тебе дали яд, завернув его в красивую обертку. Может быть, у людей светских, свыкшихся с негативной оценкой Государя, которую сформировали Пикуль, Радзинский и иже с ними, от этого зрелища осталось хорошее впечатление. Но я говорю о своем ощущении – ощущении человека верующего и почитающего святого Царя-Мученика. «Искупительная жертва была принесена за все его правление» – эта цитата из спектакля выражает его суть. Как и неоднократные намеки в монологах Императрицы на «безволие» Государя и его вину в «развале» России. И это кощунство, повторяющее гнусную советскую клевету, подается под видом почитания Царя!
     В спектакле правда перемешана с ложью – как известно, гораздо опаснее зло, которое подается в качестве добра. Актер Альберт Макаров, исполнивший главную роль, хочется верить, не ведал, что творит. Возможно, в силу своей молодости и неопытности он не знаком с правдивой информацией о Государе, появившейся в последние годы. Кроме того, по его словам, благословил спектакль протоиерей Александр Сорокин, а он положился на мнение священника, считающего, что Царь прославлен не за свою жизнь, а только за свою кончину.
     Печально, что представление состоялось в канун Дня коронации Их Величеств и на той сцене, где несколько лет назад стоял аналой с мироточивой иконой Царя-Мученика.
     В 1913 году русский народ торжественно отмечал 300-летие Дома Романовых. А в 1917 предал своего Царя. Так и сейчас. Только тогда предали явно, в теперь тайно, завуалировано. И это происходит среди православного народа, среди надеющихся на возрождение России! Горько, но слова Императора: «Кругом измена, и трусость, и обман» получают все новое современное звучание.


Екатерина ПЕТРОВА,
г. Санкт-Петербург


 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник