ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ
НА СТРАЖЕ ИСТИНЫ
СТРАНИЦА 6
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

НЕПОГРЕШИТЕЛЬНОЕ ОСУЖДЕНИЕ

Продолжение. Начало см. в № 15 (15)

   Очень поучителен для нас пример св. Петра, архиепископа Александрийского, и его отношения к еретику Арию, изобретателю вреднейшей для Церкви в древности ереси – арианства.
   Арий был ученым александрийским пресвитером. Под влиянием гностических взглядов он начал проповедовать учение, противное Евангелию, – что Христос не есть истинный Бог, не есть Сын Божий, совечный и собезначальный Отцу, но лишь некое наивысшее первое творение Божие, некое орудие, через которое Бог сотворил мир. Этим своим лжеучением Арий подрывал богооткровенную веру во Святую Троицу, авторитет Священного Писания и учения об искуплении, согласно которому только Иисус Христос как Бог и воплощенный Сын Божий мог искупить весь род человеческий от греха, проклятия и смерти. Поскольку тварь не может искупить тварь, или, как сказал Псалмопевец, человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него (Пс. 48, 8).
   Св. архиепископ Петр заметил неправосмыслие Ария, многократно его укорял, вразумлял, обличал, увещевал, но напрасно. Арий упорствовал в своей ереси. Тогда праведный архиерей извергл его из сана и лишил общения с Церковью.
   В это время вспыхнуло гонение со стороны языческой власти против христиан. Жертвой гонения стал и архиепископ Петр. Он был заключен в темницу. Арий тут же догадался, что это подходящий момент для его восстановления в сане. Его тайным намерением было после смерти архиепископа Петра занять Александрийский престол. Поэтому он послал к Святителю двух приближенных к нему пресвитеров, чтобы те ходатайствовали за него и засвидетельствовали, что он якобы раскаялся и отказался от своих ложных убеждений.

 
   В ту ночь св. Петр имел видение в темнице. Сам Христос явился ему и открыл, что Арий покаялся неискренно и что нельзя принимать его в общение с Церковью. На другой день два пресвитера вошли в темницу архиепископа Петра и смиренно просили его простить Ария. Блаженный Петр со слезами на глазах им отвечал: «Возлюбленные, не знаете, о ком просите, – просите о том, кто терзает Церковь Христову. Вы знаете, что я люблю своих овец и не желал бы, чтобы какая-нибудь из них погибла. Больше всего я молю Бога, чтобы Он всем подал прощение грехов и спасение; только Ария я отвергаю, ибо он Самим Богом отвержен и от святой Церкви отлучен не столько моим судом, сколько Божиим, так как он не перед человеком, но перед Богом согрешил, хуля тайну Святой Троицы». А после этого добавил: «Не думайте, что я несправедлив к Арию и жесток по отношению к согрешающим. Грех, соделанный по человеческой немощи, хотя был бы и наибольшим, намного меньше злобы Ария».
   После этого архиерей открыл им, как ему явился этой ночью Сам Христос, облеченный в разорванную ризу. Объятый благоговейным страхом, св. Петр спросил: «Спасителю, кто Тебе ризу раздрал?» Господь ответил ему: «Арий безумный! Он отделил от Меня людей, которых Я стяжал Своей Кровью. Но ты внимай! Остерегайся и не принимай его в церковное общение: он замышляет лукавое и враждебное против Меня и народа Моего. Не принимай в стадо волка, притворяющегося овцой» (см.: Св. Димитрий Ростовский. Книга житий святых, месяц ноябрь, день 25).
Видение сщмч. Петру Александрийскому
Фрагмент иконы I Вселенского собора
 

   Особенно поучительно для нас в этом видении Христово отношение к еретикам. Они определены как враги Божии. Если воплощенная Любовь не терпит еретиков и наставляет православного архиерея отлучить Ария от Церкви, то разве мы можем покровительствовать врагам Божественной истины и относиться к ним со снисходительным расположением? Они раздирают Христову Церковь. Поэтому должны быть отлучены от нее, если не покаются.
   Святитель Петр умер мученической смертью в 311 году, а Арий был осужден на Первом Вселенском Соборе в 325 году как нераскаявшийся еретик.
   Случай с Александрийским архиепископом св. Петром поучителен и с других сторон. Православная Церковь в то время находилась в очень сложной обстановке. С одной стороны ее сильно истязали бури языческих гонений, а с другой – на нее наступала опасная ересь Ария, приобретающая все больше сторонников. Арий не был язычником, но христианским священником. Он был учителем веры в своей епархии, только ошибочно понимал тайну Христа.
   «Что из того?», – сказали бы сегодня многие, не понимающие, что Церковь не есть земная организация, допускающая различные мнения по тому или иному вопросу. Она есть Божественный институт, основанный на абсолютной и непреложной богооткровенной истине, – что Иисус из Назарета есть Христос, Мессия, Сын Бога Живаго (см.: Мф. 16, 16). Земные организации имеют земное основание и могут оспаривать свое превосходство друг перед другом. А Церковь Христова – это единственный в своем роде Богочеловеческий организм без равносильных соперников. Она есть сокровищница откровенных от Бога тайн веры, возвестительница благой вести о спасении, раздаятельница благодати и путеводительница в небо. Она не является распространительницей человеческих учений, чтобы входить в компромиссные союзы с различными земными религиозными содружествами. Она имеет Бога Отца Законодателем (см.: Исх. 20, 1–17), Бога Сына – Учителем (см.: Мф. 23, 8) и Бога Духа Святаго – Освятителем (ср.: 1 Петр. 1, 2; 2 Сол. 2, 13). То, что открыто Богом, – только то она принимает. Еретические же мнения решительно отвергает, потому что они противоречат пути спасения.
   Вот почему архиепископ Петр не мог пойти на компромисс с Арием. Последний был хитер и изворотлив. Он лукаво утверждал перед архиереем, что хочет иметь мир с ним якобы во имя общецерковных интересов. Перед общим врагом – язычеством – он предлагал объединить неправомыслящих ариан с православными христианами. Он как будто говорил Святителю: «На наших глазах идет гонение. Вот, ты сам арестован. Многие из вверенной тебе паствы погибли мученически. Можно ли сейчас, когда мы поставлены перед такой судьбоносной опасностью для Церкви, ссориться между собой из-за наших разномыслий? Мы веруем во Христа, хотя один так, а другой – иначе. Но мы Его не отрицаем, как отрицают язычники. Я готов в чем-то уступить. Пойди и ты на компромисс, и мы объединимся. Хорошо ли будет, если язычество нас уничтожит? Если нас будет больше после объединения, то мы сможем успешнее ему противостоять и в итоге победим!»
   Но верный Христу архипастырь так не думал. Он ясно понимал, что объединение с ересью означает не численный прирост в Церкви, а внутреннее ее разложение, ведущее к гибели. Потому что ересь – это диавольская бацила, которая разлагает, убивает, уничтожает…

   И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей (1 Цар. 2, 35).
   В чем верность пастыря Церкви Божией? В том, что он живет и учит не по своей человеческой воле и не сообразует ее с веяньем людским, а по заповедям Божиим. Евангелие, и вообще вся святая Библия, каноны и постановления Церкви Христовой – вот нормы жизни и деятельности православного пастыря. А кто уклоняется в угоду людей (обновленцы), жертвуя Христовой истиной, или действует по своей гордой воле, – те уже перестали быть верными служителями Божиими, а стали изменниками.

Сщмч. Онуфрий (ГАГАЛЮК)
«В защиту Христианской веры »

   Язычество гнало христиан извне, но внутренне их сплачивало. С виду оно умаляло чисто верующих, когда рождало многих мучеников. Но через их кровь, через их страдания и через возвышенный пример оно, напротив, способствовало разрастанию Церкви, умножению верных чад ее, как хорошо заметил Тертуллиан: «Кровь христианских мучеников – семя для распространения веры Христовой». Вместо одного умиравшего мученика появлялись сотни, а иногда и тысячи новых последователей Христа. Заходящие в гонениях мученики загорались как звезды в стране вечной жизни, поэтому в сущности они не гибли, но победоносно достигали конечной цели человеческой жизни – спасения души (см.: 1 Петр. 1, 9). Таким образом, языческие гонения оказались, вопреки намерениям безбожных Императоров, полезными и для Церкви, и для ее чад.
   Но не так было с ересями. Они не способствовали расцвету Церкви, потому что разрушали ее изнутри. Они похищали овец Христова стада и изводили их из церковной ограды, чтобы предать волку – диаволу. От этого происходили и количественное оскудение Церкви в ее членах, и вечная погибель покинувших ее.
   Святой архиепископ Петр понимал все это своим богопросвещенным умом и потому не мог не осудить Ария и его адскую ересь. Он не рассчитывал на человеческое множество, которое могло бы получиться в результате возможного объединения с Арием и его последователями, а полагался только на Христа Бога и на Его Божественную помощь, проявлявшуюся чудесным образом столько раз в истории Церкви. Еще при ее основании Христом, когда Церковь состояла из нескольких верующих и имела своими будущими кормчими только двенадцать апостолов, и то неученых, неподготовленных, слабых людей, Сын Божий сказал им: не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство (Лк. 12, 32). И вот – эти двенадцать душ с Божией помощью победили мир и распространили Евангелие повсюду. Сила Церкви – в истине, а не во множестве, в Божием благодатном укреплении, а не в ловкой дипломатии, в верности Христу, а не в компромиссных соглашательствах.

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ)

Перевод с болгарского
Анны САМСОНОВОЙ

Продолжение см. в след. номере.

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник