ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 

 
Рейтинг@Mail.ru
СИМ ПОБЕДИШИ
ЗА ДРУГИ СВОЯ
СТРАНИЦА 14
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

«Сегодня молиться, завтра поститься,
послезавтра победа или смерть!»

   

В связи с тем, что решение о введении института военного духовенства в российской армии так и не принято (см. ПК № 20 от 15.10.2010 г.), мы решили более подробно осветить эту тему, волнующую сегодня тысячи людей. Ниже мы приводим высказывания авторитетных военных, обосновывающих необходимость теснейшего сотрудничества Православной Церкви и армии.

 

 

   О роли военного священника в решении проблем военной безопасности России в начале XXI века говорит КОНСТАНТИН ВАЛЕНТИНОВИЧ СИВКОВ, действительный член Академии геополитических проблем, доктор военных наук:

   Анализ развития ВПО в период до 2015-го года показывает, что только путем возрождения мощи своих вооруженных сил Россия будет способна отстоять свои интересы на мировой арене и сохранить территориальную целостность.
   Важнейшей составляющей боеспособности ВС РФ является морально-психологическая подготовка личного состава. Ее основополагающим элементом является патриотическая позиция военнослужащего, его готовность служить Родине «за идею», а не «за зарплату», а если потребуется, то и отдать за Родину жизнь.

   Формирование такой позиции у военнослужащих может быть достигнуто только решением двух основных задач:
   – формированием «общинного» мировоззрения, в основе которого положено доминирование общих интересов над частными, когда высшей честью человека и гражданина является его служение Родине, а не себе лично, когда ценность и статус человека определяется не тем, что он потребил, а тем, что он дал обществу и стране;
   – формированием твердого убеждения, что высшей формой такого служения является защита Отечества.
   Естественно, создание патриотической позиции является многогранным процессом, включающим множество различных задач. Однако указанные две являются важнейшими, без решения которых такая позиция сформирована быть не может.
   Таким образом, ядро морально-психологической подготовки военнослужащих – их духовное воспитание, основным содержанием которого и является решение этих двух задач. В Советский период задачи духовного воспитания военнослужащих были возложены на политорганы, решавшие эту задачу на основе марксистско-ленинской философии, которая сама по себе была сугубо материалистической. В определенной степени это послужило одной из причин падения советской власти и распада СССР.
   Сегодня мы переживаем период духовного возрождения Православия на Руси, обращения нашего народа к Православным истокам его самосознания и могущества. Это определяет необходимость строить духовное воспитание наших военнослужащих на основе Православного мировоззрения, а соответственно, решение задач такого воспитания сегодня должны принять на себя военные священники.

 

 АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ЧЕРКАСОВ, генерал-майор, кандидат военных наук:
   Давно пора переходить к плановой практической работе по введению института военных священников и развертыванию системы их подготовки. Необходимо принципиальное решение Верховного Главнокомандующего и благословение Его Святейшества. Нужен старт, и затем осторожное и аккуратное наполнение этого решения содержанием, людьми.
   И хватит ссылаться на правовые трудности. Они мнимые. Никаких запретов на введение института военных священников в законодательстве России нет. Ссылки на Конституционное положение об отделении Церкви от государства, на светский характер нашего государства – не что иное, как лукавство. Это или от злого умысла, или от нежелания конкретно работать, или от незнания и маскировки того и другого заумными, но пустыми рассуждениями. <…>

   Каким должен быть войсковой священник?
   Он должен быть подготовлен для работы с различными категориями военнослужащих. Это с одной стороны, а с другой стороны, я помнил и понимал, что в разное время службы, независимо от звания и должности мне, всегда важнее всего было получить от священника утешение души, сердца и ума, которые часто бывали в смятении. Сегодня, по прошествии 42-х календарных лет служения Отечеству в Вооруженных Силах, мне представляется очевидным, что военный священник – это проповедник, носитель и воспитатель духовности, духовного опыта, миссионер и духовный утешитель. В любой ситуации, в любом виде Вооруженных Сил и роде войск, общаясь с любым военнослужащим, любого звания и должности, вплоть до начальника Генерального штаба и Министра обороны, священник должен быть именно служителем Господа, проводником Его Слова, призван наполнять сердца и души воинов благодатью Духа Святаго.
   Изучая сегодня нефальсифицированные исторические документы, мы вновь и вновь убеждаемся, что идеалы Православия всегда были духовной основой воинского воспитания и обучения войск и несли эти идеалы в армию и на флот православные военачальники и православные духовные пастыри.
   И вновь история распорядилась так, что сегодня только Православие и Русская Православная Церковь последовательно и во всей полноте противостоят духовному разрушению России и ее армии и флота. Православная вера и сегодня является самым надежным фундаментом для воинского и патриотического воспитания военнослужащих Российских Вооруженных Сил, она сохранила для этого историю, традиции, моральные идеалы и нормы, критерии и принципы, внутреннюю, нравственную чистоту, правду и силу.
   Русский народ, воины армии и флота России всегда были сильны своими духовными, морально-нравственными качествами. Главнейшими истоками этих качеств были Православная вера и любовь к Отечеству, освящаемая этой верой. Православие – и сегодня наше главное духовное оружие, и его, как любое оружие, надо хорошо освоить, и помочь нам в этом призваны военные священники.
   Отсюда и цена вопроса о подготовке военных священников. Это – ни мало ни много – государственно-национальная безопасность России, боеготовность и боеспособность ее Вооруженных Сил.
   <…> История сохранила для нас впечатляющие примеры самоотверженного служения военных священников. Вот лишь один пример.
   Крепость Измаил всеми признавалась неприступной. Мысль взять Измаил считалась безумной всеми, но только не Суворовом. Отработав в мельчайших деталях действия штурмовых колонн на макете крепости, Суворов приказал: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра победа или смерть!» Совершив молебен, Суворов приступил к штурму. Впереди шел священник с крестом. Крепость пала, участники штурма впоследствии сами себе не верили, что они совершили подобное чудо.


«Вперед с Богом!» Худ. СЕЗЬКО

   Глядя при дневном свете, куда им пришлось идти с боем, куда под огнем противника взбираться, они искренне изумлялись, как смогли это сделать. Весьма символично, что именно со взятием Измаила связано одно из первых документальных свидетельств о безпримерной твердости духа, самоотверженности и мужестве войсковых священников.
   В рапорте Главнокомандующему князю Потемкину Суворов писал: «Полоцкого пехотного полка, священник Трофим Куцинский во время штурма Измаильского, ободряя солдат к храброму с неприятелем бою, предшествовал им в самом жестоком сражении. Крест Господень, который он, яко знамение победы для воинов, носил в руках, пробит был двумя пулями. Уважая такую его неустрашимость и усердие, осмеливаюсь просить о пожаловании ему креста на шею». Императрица Екатерина II пожаловала отцу Трофиму наперсный крест с бриллиантами на Георгиевской ленте.
   <…> Главная цель восстановления института военного и морского духовенства – возродить Православный дух армии и флота России, вернуть высший духовный смысл воинской службы, обезпечить ее духовную наполненность.

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ,
по книге «Наука побеждать.
За веру и Отечество»

 

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник