Рейтинг@Mail.ru
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 
Рейтинг@Mail.ru

 
ДУХОВНАЯ БРАНЬ
НА СТРАЖЕ ИСТИНЫ
СТРАНИЦА 8
   
 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

ЕДИНОЕ НА ПОТРЕБУ

Окончание. Начало см. на стр. 7

   Богозрачное солнце Православной Истины, херувимский ревнитель Православной веры, пресветлое око Церкви святой Симеон Новый Богослов, игумен, в присутствии многих вельмож говорил своему надлежащему епископу, Патриарху Цареградскому, который безосновательно послал его в изгнание: «Начни учить нас согласно Священному Писанию, следуя за святыми Отцами, и мы примем тебя как равного Апостолам и будем земля и прах под твоими святыми ногами; и будем попираемы тобою, и будем считать это посвящением, как хиротонию. И не только это, но и твои распоряжения будем исполнять до смерти. Но, если ты не хочешь учить нас так, но только будешь требовать, чтобы покорялись твоим приказам, в таком случае мы не можем ничего другого, кроме как повторить за учениками Христовыми: „Больше надо покоряться Богу, нежели людям“» (Из писаний Никиты Стифата. Рим, 1928).
   Такова позиция, таков путь, такова Истина Православной Церкви Христовой от святых Апостолов по сей день и до скончания века. Никакие компромиссы или уступки не допустимы по отношению к Истине. Ни от кого, даже от самого Вселенского Собора, если он состоится.
   Горя и сгорая в пламени упомянутых проблем, мы, по сути, сжигаемы богоотступничеством. Со всех сторон народ Божий святосаввский превращается в пепел в огне богоотступничества. О, сколько сегодня сотен тысяч в святосаввском роде сербском некрещеных, невенчанных, неотпетых! А мы? Что мы делаем, чтобы остановить это невиданное уничтожение душ сербских? Погребальный плач пробуждает нашу совесть, и мы из сердца святосаввского с болью вопрошаем: откуда все это у нас?
   Оттуда, что мы оставили апостольский путь святых Отцов. И наша обязанность, наша православная всеобязанность – исповедовать устами святого Максима Исповедника: «Тяжело нам, несчастным, ведь оставили мы путь святых Отцов и поэтому пусты от всякого духовного дела». Это святое слово произнес святой Максим в VII веке, во время гонения на Православную веру и Церковь со стороны еретиков и кесаря, а сам же святой Максим верно следовал путем святых Отцов. А мы? Будем же искренни и до конца последовательны апостольско-святоотеческой логике, совести и мысли и евангельски верно поставим диагноз нашей сложной болезни.
   За свою тысячелетнюю историю Сербская Православная Церковь никогда не имела более тяжелой болезни, чем сегодня; больной на смертном одре, в ропоте агонии. Надо сразу безотлагательно лечить. Вселекарь – есть. Это Богочеловеческий путь святых Апостолов и святых Отцов; а за ними и с ними – святых сербских Божиих угодников со святым Саввой во главе. Без этого лекарства – вселекарства – все остальное – безсмысленный пластырь.

* * *

   Зло, как эпидемия, неистово косит души наших детей и нашей молодежи, пребывающей без православного наставничества! Духовная смерть опустошает наш православный народ, не просвещенный православно и святоотечески! О своей вере Православной и жизни, и пути святоотеческом он почти ничего не знает, оттого так легко и попадает в плен всевозможных сектантов, которые распространяются по нашей земле святого Саввы. Жаль также, что наши богословы и в семинариях, и на факультетах не знают святоотеческого пути в вере и жизни, в церковной деятельности и в церковной организации, в православной догматике и этике, в православной экклесиологии, в православной литургической и духовной жизни; одним словом – во всех областях Богочеловеческого православного бытия и существования, православной аксиологии и критериологии.
   И как бы наши бедные дети могли знать этот православный, апостольско-святоотеческий путь, если мы, пастыри, его не придерживаемся, то есть от нас они не могут ни научиться, ни взять с нас пример? Поэтому первая и последняя сегодняшняя наша потребность – возвращение на православный путь святых Отцов во всех отношениях и на всяком поприще церковной жизни и труда. Ведь едино всецелое возвращение на Богочеловеческий путь святых Апостолов и святых Отцов, а с ними и святых сербских Божиих угодников – то есть возвращение к их твердой Православной вере в Богочеловека Христа, к их благодатной жизни в Церкви Духом Святым, к их свободе во Христе, которой нас одарил Христос (см.: Гал 5, 1), к их благодатному опыту в Духе Святом, к их Богочеловеческому святому совершенству.
   Только это может нас, унылых и недостойных, спасти и освободить от рабства различным человекоугодникам и человекослужителям и омыть множество совершенных нами грехов. Ведь это рабство сродни идолопоклонству, подобно служению ложным божкам нашего антихристианского нигилистического века. Иначе, без апостольско-святоотеческого пути, без апостольско-святоотеческого решительного следования за Единым Истинным Богом во всех мирах и служения Единому Истинному и Живому Богу – Богочеловеку и Спасителю Христу, Главе Церкви Православной, мы непременно захлебнемся в мертвом море европейского культурного идолопоклонства и вместо Живого и Истинного Бога будем служить ложным идолам мира, в которых нет спасения, нет воскресения, нет обожения для унылого существа, нарицаемого человеком.
   Избавленные Богочеловеком Господом Христом от идолопоклонства во всех его видах, вот что нам в завещание оставляют святые Отцы Семи Вселенских Соборов как единственный Православный путь, путь Богочеловеческий, которым надо неустрашимо следовать через все исторические провалы и преграды этого мира:
   «Святые Отцы наши, исполняя божественную заповедь Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, не сокрыли светильник божественного знания под спудом, но поставили во главу самого важного учения, чтобы светил всем в доме, то есть всем, кто славит Бога в Православной Вселенской Церкви, чтобы никто из православно исповедующих Господа не преткнулся о камень еретического зловерия.
   Ведь святые Отцы изгнали вон всякое еретическое заблуждение и отсекли все гнилые члены как неизлечимо больные; имея лопату в руках своих, они очистили гумно, и пшеницу, то есть питательное слово, подкрепляющее сердце человека, собрали в житницу Православной Вселенской Церкви, а плевелы еретического зловерия откинули долой и сожгли огнем неугасимым. <…>
   И мы, придерживаясь различным образом догмата и дел тех Богоносных Отцов наших, проповедуем едиными устами и единым сердцем, ничего не прибавляя и не отымая от того, что нам передали, но утверждаем и укрепляем, и так исповедуем, так учим, как Шесть Святых Вселенских Соборов определили и подтвердили. И мы веруем, <…> что нас спасает не посредник, ни ангел, но Сам Господь (см.: Ис. 63, 9). И Ему следуя, и Его глас усвоив, мы громко восклицаем: ни собор, ни царская власть, ни обман богопроклятых не спасли Церковь от идолов, как твердит глупости еврейский Синедрион, но сам Господь славы – Воплощенный Бог спас и освободил Церковь от идолопоклоннического заблуждения. Потому Ему слава, Ему благодать, Ему благодарение, Ему хвала, Ему величание, ведь Его искупление, Его спасение, так как только Он имеет силу спасать, и никто другой из бедных земных человеков…»
   И далее: «Как то, что Пророки видели, как то, что Апостолы научили, как то, что Церковь приняла, как то, что Учители сделали догматами, как то, с чем вселенная согласилась, как Благодать засияла, как Истина доказала, как ложь изгнана, как Премудрость смело явила, как Христос подтвердил, – так мыслим, так говорим, так проповедуем Христа, Истинного Бога нашего <…> Это вера Апостольская, это вера Отеческая, это вера Православная! Эта вера утвердила вселенную» (Акт Св. Седьмого Вселенского Собора. Заседание 4, Синодикон Православия).

В день св. Саввы, 1971 год.
Монастырь Челие, Валево

Текст объявлен заслугой раба Божиего Зорана Чворовича
Перевод с сербского

Екатерины АНТОНОВОЙ

 


Безвредно ли посещение еретических «храмов»?

Старец, посещавший еретические «храмы», только тогда избавил свою душу от мук,
когда изъявил желание быть похороненным по православному обряду

   Один монах, живший в монастыре святого Феодосия, хотя был и православный, но, по своей простоте мало обращал внимания на различия вер, часто выходил из келлии и отправлялся в церкви либо египтян, либо армян и других еретиков и там постоянно до конца выстаивал их службы, нисколько не думая о том, что это грешно. Этому иноку однажды явился Ангел и спросил его: «Скажи мне, старец, когда ты умрешь, то какой хочешь обряд погребения чтобы совершался над тобой – египетский, армянский, какой другой еретической секты или православный?» Старец отвечал: «Не знаю». Тогда Ангел сказал ему: «Так размысли о себе, через три недели я приду к тебе, и тогда мне скажешь».
   После явления Ангела инок пошел за советом к одному прозорливому старцу и передал ему слова Ангела. Тот, выслушав их, внимательно посмотрел на гостя и сказал: «Да уж не ходишь ли ты в церкви иноверных?» «Да, – отвечал инок, – где застану пение, там и слушаю его – армянское ли, египетское или другое какое еретическое – мне все равно». Прозорливец тогда воскликнул: «Горе тебе, брат, хотя ты и считаешь себя православным! Горе тебе будет за твое хождение в церкви к тем, которых отметают правила Соборов и святых Отцов! Образумься скорее и, когда придет к тебе Ангел, тотчас скажи ему: „С этого времени хочу быть православным!«»
   Прошло три недели, и Ангел действительно явился иноку и спросил: «Ну что? Ты размыслил о себе?» «Да, хочу быть православным», – отвечал старец. «Хорошо ты это сделал, – сказал ему Ангел, – ибо теперь только и освободил свою душу от муки». После этих слов Ангела старец тут же скончался.

Прот. В. ГУРЬЕВ
«Пролог»

     

 
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник