ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
 

 
В ЭТОТ ДЕНЬ...
ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ
СТРАНИЦА 11
   
 
Рейтинг@Mail.ru

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

     

 

22 декабря / 4 января – день тезоименитства Вел. Кн. Анастасии Романовой

«Солнечный лучик»

 

   Последние именины младшей дочери Царская Семья отметила в 1917 году в Тобольске.
   «Отпраздновали именины Анастасии молебном в 12 часов», – записал в своем дневнике Государь. Анастасия была четвертой дочерью в Царской Семье Романовых. Все ждали, что наконец-то родится Наследник, но на свет появилась девочка, которая по характеру напоминала сорванца.

   

   Анастасия была очень резвой, веселой, бойкой, любила шалить. Чертами лица она напоминала бабушку – Императрицу Марию Феодоровну, мать Николая II. У нее были длинные светлые волосы, живые глаза. Жизнелюбие, остроумие, сметливость – основные черты юной Великой Княжны. Она во всем умела находить повод для радости, обладала даром утешения – рядом с ней всякое уныние и душевная туга исчезали безследно. Домашние обожали Анастасию, она, подобно весеннему солнечному лучику, согревала всех окружающих. Даже в трудные дни заточения Великая Княжна Анастасия оставалась веселой и жизнерадостной. Когда Царская Семья взошла на свою Голгофу, Анастасии Романовой было только 17 лет.

Подготовила
Анна ШУБИНА

25 декабря / 7 января

Рождество Христово в Тобольске

   Последнее в земной жизни Рождество Христово Царственные Мученики праздновали в Тобольске.
   В Императорском дневнике читаем: «К обедне пошли в 7 час., в темноте. После Литургии был отслужен молебен пред Абалакской иконой Божией Матери, привезенной накануне из монастыря в 24 верстах отсюда. <...> Узнали с негодованием, что нашего доброго отца Алексея притягивают к следствию и что он сидит под домашним арестом. Это случилось потому, что за молебном 25 дек. диакон помянул нас с титулом...»
   Священник Алексий Васильев и диакон Евдокимов, который провозгласил многолетие Царю и его Семье, арестованные революционерами, на допросах держали себя с достоинством. Настоятель прямо заявил, что он не подотчетен «рачьим и собачьим депутатам», а диакон заметил: «Ваше царство минутное, придет скоро защита Царская, погодите еще немного, получите свое сполна». Владыка Гермоген, которому удалось вызволить арестованных и отослать их в Абалакский монастырь (чем спас их жизни), заявил совдеповцам: «Россия юридически не есть республика, никто ее таковой не объявлял и объявить не правомочен, кроме предполагаемого учредительного собрания <...>, по данным Священного Писания, государственного права, церковных канонов и канонического права, а также по данным истории, находящиеся вне управления своей страной бывшие Короли, Цари и Императоры не лишаются своего сана как такового и соответственных им титулов», а потому в поступке о. Алексия Васильева «ничего предосудительного не усмотрел и не вижу».
   В следующий раз в храм Царственным Мученикам удалось попасть после двухмесячного перерыва – 7 марта, на Литургию Преждеосвященных Даров в среду первой седмицы Великого Поста.

Царский Сборник
Паломник, 2000.

«Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог»

 
   Двадцать пятого декабря / седьмого января 1812 года Государь Император издал Манифест, извещающий об окончательном очищении России от французов.
   Чтобы увековечить память об отечественной войне, Император Александр I приказал выбить медаль с изображением Всевидящего Ока и надписью: «Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему...» Эти слова свидетельствуют о том, что единственным Защитником и Спасителем России от неприятеля Император Александр считал Всевышнего Бога.
Воскресенский собор в г. Арзамасе.
Построен в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г.
 

   Ту же мысль, что Россия обязана своим спасением только Господу, Царь повторил и в Манифесте, в котором объявлял о необходимости сооружения в Москве храма в честь Христа Спасителя.
   По совершенном окончании войны высшие сановники повергли к стопам Государя прошение прибавить к своему титулу слово «Благословенный». Александр отказался, прося: «Да благословляет меня в сердцах своих народ мой». Но этот эпитет сохранился за ним в истории.
   В России дореволюционной существовал и другой памятник войны 1812 года.
   В праздник Рождества Христова, 25 декабря / 7 января, после Божественной Литургии совершалось особенное, благодарственное Господу Богу молебствие за спасение государства в 1812 году, с провозглашением «вечной памяти» Императору Александру I и с поминовением «воинов, за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших». Многознаменательны слова, которыми начиналось это молебствие: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог». В этих словах как бы содержится указание на то, что Россия одолела французов с помощью Божией. «Рука Всевышнего Отечество спасла», – говорили современники про нашествие Наполеона. В честь пробеды над французами в России было построено много храмов и памятных сооружений.
   России были не страшны никакие внешние враги, пока крепка в ней была Православная вера.

По материалам «Саратовского духовного вестника», № 48, 1912 г.


Царский календарь

с 19 декабря / 1 января
по 1 / 14 января

20 декабря / 2 января – в 1816 г. Александр I изгнал иезуитов из Петербурга и мальтийский орден из России;
– в 1709 г. Император Петр I въехал в Москву после Полтавской победы, проведя парад пленных шведов.

21 декабря / 3 января – день памяти святой благоверной Княгини-мученицы Иулиании Вяземской и Новоторжской (1406).

22 декабря / 4 января – день тезоименитства святой новомученицы Великой Княжны и Царевны Анастасии Николаевны Романовой.

25 декабря / 7 января – в 1761 г. последовала кончина Государыни Императрицы Елизаветы Петровны;
– в 1812 г. Император Александр I издал Манифест, извещающий об изгнании войск Наполеона из пределов Отечества. В сей день ежегодно совершалось «воспоминание избавления России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 г.»

28 декабря / 10 января – в 1806 г. родилась Елена Павловна, супруга Великого Князя Михаила Павловича, четвертого сына Императора Павла I и Императрицы Марии Феодоровны (до перехода в Православие – Фредерика-Шарлотта-Мария, принцесса Вютермбергская).

31 декабря / 13 января – в 1563 г. почил митрополит Московский и всея Руси Макарий, духовник и наставник Благоверного Царя Ивана IV Грозного. Когда колокол ударил к заутрени, «Преосвященный же дивный Святитель и Пастырь Русския митрополия всея Русии предаде душу свою в руце Живаго Бога, Егоже возлюби из младых ногтей и, взем ярем Его, последова невозвратным помыслом». Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было «яко свет сияя, за его чистое и непорочное, и духовное, и милостивое житие и за прочая добродетели, не яко мертвецу, но яко спяща видети». Все дивились этому чудному видению, вознося славу Богу, прославившему Своего угодника. Блаженны, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14, 3).

 

 
     
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
   
   

     
     
  © ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник