ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 19:

ПОСЛЕДОВАНИЕ ИСХОДНОЕ
И ПОГРЕБЕНИЕ МИРСКИХ ЧЕЛОВЕК

 

§ 4

КАЖДЕНИЕ ПРИ ПОГРЕБЕНИИ

 

«И вложив фимиам в кадильницу». Употребление фимиама при погребении умерших есть обыкновение древнее. Тот же святой Ефрем и в том же предсмертном завещании говорит: «Молю, не погребайте меня с ароматами». И немного ниже: «Но дайте благовоние кадильного фимиама в дом Господень; мне сопутствуйте наипаче с молитвами; ароматы же вознесите Богу». Равно и Тертуллиан против язычников (в гл. 42) пишет: «Фимиамы неужели мы вовсе не покупаем? Если они родятся в Аравии, то знают савские жители, что их товаров несравненно более и на дражайшие цены издерживают христиане на погребение усопших, нежели сколько сами они употребляют его для курения богам своим».

Святитель Симеон Солунский объясняет причину каждения над усопшими (в гл. 361) следующим образом: «Таким образом, тело христианина, как освященное, предается земле с молитвою, трисвятою песнию и с кадилом – потому, что он предал свою душу Богу. Кадило приносится Богу в жертву умилостивления Его о лежащем, в знамение выражения благочестивой и православной жизни почившего, – жизни благоуханнейшей, как святой».

 

§ 5

СВЕЧА ПРИ ПОГРЕБЕНИИ

 

«С лампадою». В числе древних христианских обрядов, даже в те времена, когда по большей части существовали язычники, соблюдался и тот, по которому умершие погребаемы были с предшествующим собором всего клира с лампадами или свечами. В особенности мученические мощи всегда сопровождали священники и диаконы с пением и употреблением возжженных свечей, – во свидетельство духовного их блеска, который выражался и в наружной их жизни.

Так в житии священномученика Киприана (августа 31 дня), пострадавшего в третьем столетии, пишется: «Взяв тело святого мученика, христиане несли его с честным провождением, со свечами, кадилами и псалмопением, и погребли его со славою в нарочитом месте, прославляя Христа». Подобный обряд, совершенный над Павлою, описывает Иероним в письме к ее дочери Евстохии: «Она перенесена была руками епископов, возложивших одр ее на рамена свои; другие епископы предшествовали с лампадами и свечами, а иные составляли клир поющих».

Свечи, употребляемые при погребении, имеют свое знаменование. Святитель Симеон Солунский (в гл. 361) говорит: «Потом берут тело и несут в храм с лампадами, изображая тот непрестанный и Божественный свет, которым просвещен христианин в Крещении».

 

§ 6

ТРИСВЯТОЕ ПРИ
ВЫНОСЕ УМЕРШИХ

 

«И начинаем пети: Святый Боже». При выносе умерших тел поется трисвятая песнь, а не другая. Святитель Симеон Солунский (в гл. 363) говорит: «Когда несут тело священных лиц и простых христиан к погребению – поют протяжно трисвятую песнь, потому что все скончавающиеся суть рабы Святой Троицы, Ее провозвещали в жизни, в Ней скончались, к Ней шествуют по смерти и вчинятся с ангелами, непрестанно воспевающими песнь трисвятую».

 

§ 7

ДАРЫ СВЯТЫЕ ВО ВРЕМЯ
ХЕРУВИМСКОЙ ПЕСНИ
ПЕРЕНОСЯТСЯ ДО ПРИТВОРА

 

«Полагаются в паперти». Поелику тела умерших мирских людей для отпевания полагаются на паперти или в притворе (о сем см. ниже, гл. 21, § 2), – то для освящения оных священники входят в притвор как во всяком богослужении с каждением (о чем сказано было во 2-й части гл. 1, § 18), так и во время Литургии, совершаемой для очищения грехов всех живых и умерших, со Святыми Дарами, которые переносятся при Великом Входе с особенным обрядом, и преходят даже до притвора, как бы сообщая часть священнодействия живым и усопшим.

 

§ 8

«АЛЛИЛУИА» ПРИ ПОГРЕБЕНИИ

 

«В конце коегождо стиха поем: аллилуиа». Святитель Симеон Солунский (в гл. 366) говорит: «И опять начинаются псалмы с припевом после каждого стиха песни „аллилуиа“, что значит: грядет Господь и являет Второе пришествие Его, при котором Он восстановит всех нас умерших». И ничто так часто не поется при погребении усопших, как песнь «аллилуиа».

 

 

Блаженный Иероним Стридонский о кончине Фабиолы († 399; древнеримская святая, знатная римлянка, друг блаженного Иеронима, – примеч. ред.) пишет к Океану: «Тогда разнесшийся слух, возвестив такую печаль, созвал на погребение народ со всего города: гремели псалмы и позлащенные верхи храмов колебала на высоте песнь „аллилуиа“».

Посему при погребении усопших многократно поется «аллилуиа». В этой песни выражается как приветствие оставшихся в живых умершему, как перенесшему все бедствия жизни и уже достигающему участия в пренебесном блаженстве, так и попечение Святой Церкви о том, чтобы утешить всех опечалившихся о смерти ближних и возбудить их к праведному прославлению недоведомых судеб Божиих. И часто действительно бывает, что душа, огорченная смертию ближнего и как бы пораженная ее нечаянностию, когда соображает чувства и движения свои с судьбами Божественной воли, в облегчение своей печали, с сердечным желанием произносит эту надгробную песнь: «Слава Тебе, Господи» и «аллилуиа».

 

§ 9

«НЕПОРОЧНИИ В ПУТЬ»,
«АЛЛИЛУИА» И ПРОЧ.

 

«Непорочнии в путь, аллилуиа: Заповеди Твоя, помилуй раба Твоего: Имя Твое, аллилуиа». Выше (в 2 ч., гл. 4, § 11) было показано, что вся 17-я кафизма, от второго слова «непорочнии», называется «непорочны». Подобным образом и здесь выражение «непорочнии в путь», которое поет сначала один на клиросе, и притом особенным некоторым напевом, означает то, что сию же 17-ю кафизму, именуемую «непорочными» или «непорочнии в путь», должны начинать и все прочие тем же напевом с присоединением после всякого стиха сей первой статьи песни «аллилуиа». Точно так же и пред второю статьею и с тою же целию один из клириков начинает: «Заповеди Твоя, помилуй раба Твоего», – и пред третьею: «Имя Твое, аллилуиа». Все это означает, что во второй статье, после каждого стиха, равно как и после слов «заповеди Твоя» (вместо сего на русском языке стоит «заповедем Твоим»), должно присоединять слова «помилуй раба Твоего»; а на третьей статье после первого же стиха и после слов «имя Твое», – должно прилагать «аллилуиа»; – и все последующие стихи так же немедленно и теми же напевами должны петь все, как и окончательные стихи первых стихов предначал петь один. Все сии припевы здесь значат то же, что ирмосы или подобны, и суть такие частицы пред этими тремя статьями, которые подают ликам образ пения для всех последующих стихов статей положенных.


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

МУДРОСТЬ ||
«Избегаем праведного наказания»

    


      Вопрос: Неужели усердная молитва с сокрушенным сердцем не может заменить крестные ходы?
     Ответ: Истинно верующему страшно прекословить Богу и избирать себе от закона что хочется, а должно безпрекословно исполнять волю Божию.
     Неужели все праведники – Моисей и Давид, Соломон и весь Израиль – не имели сокрушенного сердца и усердной молитвы? Все это они имели, но и крестные ходы совершали. От крестного хода Иордан разделился и стены Иерихонские пали. Вот и у нас во время различных наказаний гнева Божия за грехи наши – глада, засухи, мора, губительной болезни на людей и на скот, нападения врагов на Отечество – совершаются крестные ходы. Поэтому ими вместе с общей молитвой, постом и покаянием, по примеру ниневийских жителей, избегаем праведного наказания, посылаемого нам от Бога.


Игумен Арсений (АЛЕКСЕЕВ).
О святых иконах и крестных ходах:
в вопросах и ответах. М., 2003.

 

      

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник