ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИМОДЕРНИЗМ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Верный в малом...»

 


Русская красавица в костюме Нижегородской
губернии, XIX век

 

Верный в малом
и во многом верен,
а неверный в малом
неверен и во многом.
Лк. 16, 10

 

Сегодня даже среди священнослужителей распространено мнение, что «внешнее ничего не значит» и «не надо быть фарисеями». Но Святые Отцы наставляют, что внутреннее начинается с внешнего. И невозможно человеку, состоящему из души и тела, бороться со страстями и духовно возрастать, не предпринимая никаких реальных физических действий.

Так, если ты подвержен страсти гнева, учат святые, то никак не можешь сразу обрести в сердце чувство любви к своим обидчикам. Прежде всего нужно стараться в момент раздражения сдерживаться и хотя бы не отвечать словесно, не выражать негодования. Навыкнув этому, постепенно можно начать оправдывать врагов, подавлять уже внутренние греховные движения. А потом, с Божией помощью, – дойти и до искреннего самоукорения, сознания заслуженности для себя всяческих скорбей и нелицемерной любви к недругам…

«Видел я троих, вместе потерпевших безчестие... Один из них почувствовал оскорбление, но смолчал; другой порадовался за себя, но опечалился за поносившего; третий же, напечатлевши в уме вред ближнего, горячие пролил о нем слезы. Тут видны делатели страха, мздовоздаяния и любви», – пишет преподобный Иоанн Лествичник.

То же касается и всех прочих человеческих пороков и добродетелей. Начало премудрости – страх Господень, разум же благ всем творящым и (Пс. 110, 10)…

Нижеследующая публикация подготовлена на основе простенькой, но вразумительной, на наш взгляд, интернет-заметки анонимного автора и небольшой подборки поучений Святых Отцов и современных старцев о наружном облике христианина.

 

На словах мы, современные верующие, – с Богом, верим в Него. Мало кто сейчас отрекается от Бога открыто. Но на деле – противимся Ему. За «свободой» жить и делать «что и как хочу» стоит наша развращенная воля – богопротивление.

Красноречиво свидетельствует об этом наш внешний вид. Женщины – в большинстве своем в брюках, с косметикой. По их словам, это «удобно», «модно» и «красиво»… Но что за этим скрывается?

Как известно, за нашим внешним следует внутреннее – внешность влияет на духовное состояние. Если человек противится Божиим заповедям, его покидает Ангел Хранитель и, лишенный Божиего покрова и Его благодати, он становится легко уязвимым для воздействия темных сил. К нему подходит бес-искуситель, внушает ему свои помыслы и влечет его, куда хочет.

А дух темный – это мятежный дух, не знающий радости, покоя, гармонии, мира. Его спутники – пустота и мечтания о себе, гордость и тщеславие, зависть и высокомерие, лукавство и злоба сердечная… В уме, теоретически, мы можем быть добрыми и хорошими, но вот в сердце… Сами не понимаем порой, что с нами происходит, откуда возникает ненависть и неприязнь к людям… Вот, это тот дух, который ежесекундно отравляет нас, если мы не с Богом, если мы не ограждены Его благодатью.

Платочек на голове – это смирение перед Богом и людьми, а где смирение – там благодать. Там уже Божий Дух, помощь от Ангела Хранителя, мирное и спокойное состояние духа. Все. У Бога все просто. Противимся – получаем духа противления: гордого, своевольного, кичливого, злобного. Не могущего дать ни счастья, ни радости, ни мира душе. Смиряемся пред Богом, начинаем в своей повседневной жизни следовать Его воле, а не собственной, начинаем с малого, с внешности – и получаем большее: мирное устроение духа. Потому что за смирением приходит благодать, потому что Ангел Хранитель опять рядом, а темные духи не смеют приблизиться, пока человек находится под покровом Божией благодати.

Кто бы нам объяснял это с детства – не были бы такими несчастными от своеволия, от своего духовного невежества, от незнания своей веры. Раньше на Руси так было принято, вся жизнь строилась на заповедях Божиих, и растолковывать особенно ничего не требовалось: делай как все – и спасешься. Сейчас же, когда вера и народные традиции вытравлены из повседневной жизни, нужно самому заботиться о своем спасении, не смотреть на большинство, не идти вместе с ним широким путем в ад.

И внешний вид – это первое, с чего следует начать. Чтобы не было, как у большинства наших женщин и девушек: идем в церковь – надели длинную юбку, платочек, стерли губную помаду. Вышли за порог храма – платочек сняли. Пришли домой – опять косметика, брюки, шорты, соблазняющее декольте, оголенное тело. Ведь это все соблазны, и сеятелями их становимся мы, пусть и не осознанно, но вина с нас за это не снимается.

Если мы стыдимся перед людьми, если мы боимся выглядеть не как все, прослыть белой вороной, выделяться – то нелишне вспомнить евангельскую, заповедь: Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8, 38). И в другом месте: Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32–33).

Ни много ни мало – отрекаемся от Господа здесь, во временной жизни: мыслями, поступками, своей внешностью (от которой и мысли, и поступки!) – не сможем быть с Ним и в Жизни Вечной. А значит – рай будет для нас недоступным, мы не сможем сами, без Божиего соизволения, туда попасть, как бы нам этого ни хотелось. И ничего уже не поделаешь тогда – что заслужили, то и получим. Все будет в высшей степени справедливо, и останется обижаться только на самих себя. Да еще на врагов своих – бесов. Но лучше бы мы обижались на них в земной жизни, узнавали бы про них и боролись с ними с помощью Божией, пока позволяет время…

 

+   +   +

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ: Ты желаешь украсить лицо свое? Украшай его не жемчугом, но целомудрием и скромностью… Ими ты привлечешь любовь не людей только, но и ангелов. За них восхвалит тебя Сам Бог… Не тело нужно делать белым и блестящим, но украшать душу.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААК СИРИН: В одеянии своем люби бедные одежды, чтоб уничижить рождающиеся в тебе помышления, т. е. высокоумие сердца. Кто любит блеск, тот не может приобрести свободных мыслей, потому что сердце внутренно настраивается по подобию внешних образов.

 

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК: Дух миролюбцев еще ведом: это – дух самости, гордыни…, всестороннего наслаждения и чувственности. Но приложение этого духа, закон и правила мира так шатки, неопределенны, изменчивы, что никто не может поручиться, чтобы завтра в мире не начали считать недобродетельным того, чем ныне восхищаются. Обычаи мира текут, как вода, и правила его для одежды, речей, встреч, соотношений, стоянья, сиденья, вообще касательно всего – непостоянны как движение воздуха: ныне так, а завтра невесть откуда налетит мода и все переворотит. Мир есть сцена, на которой сатана издевается над бедным человечеством, заставляя его вертеться по мановению своему, подобно обезьянам или куклам в балаганах, заставляя его считать чем-то ценным, важным, существенно необходимым то, что само по себе мелочно, ничтожно, пусто.

 

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ: Не на лицо телесное засматривайся, а смотри пристальнее внутренним оком на лицо души своей, каково оно: не обезображено ли страстями. Истребляй это безобразие молитвой и слезным покаянием. Не на одежду красивую засматривайся: она – тлен, а на одеяние нетленное души своей, каково оно: не гнусно ли и нечисто по причине частых грехопадений, тайных и явных. И стяжи одежду души в нетленной красоте кротости, смирения, целомудрия и чистоты, милосердия и правды.

 

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ: Вы пишете, что Вам и трем Вашим дочерям вполне хватало бы пенсии, которую Вы получаете как вдова офицера. Но «мода уносит все». Дочери перестали Вас слушаться и признают только суровый диктат моды. Советы, просьбы, объяснения – все напрасно, на все один ответ: «Ты ничего не понимаешь, мама, это культура, просвещенность, вкус. Почему мы должны быть не как все?» И каждую весну и каждую осень требуют новых модных платьев. А в доме нищета. Давно не было ремонта, мебель обветшала, посуда в трещинах, постельное белье превратилось в лохмотья. Живете впроголодь, если пообедаете, ужинать нечем. Не хватает денег на необходимое, но на модную одежду, на выход должны быть. Увы, мода и улица лишили Вас авторитета в доме. Спрашиваете, что Вам делать.
В Македонии каждый сказал бы Вам: молитесь Богу, чтобы Он очистил души чад Ваших. Советуйте с молитвой. Пусть насмехаются, а Вы свое говорите. Рано или поздно истина принесет свои плоды. Господь все слышит, и в свое время Он повторит дочерям Ваши уроки, но уже более сурово. Ибо и Священное Писание, и наш опыт нам свидетельствуют, что Господь ничто не наказывает так строго, как непочитание родителей.

Объясняйте дочерям, что модной одежды требуют не культура и просвещенность, а торговля. Те, кто выдумывает моду и навязывает ее легковерному миру, думают исключительно о деньгах. При своем торговом ремесле они думают о культуре и просвещенности не больше, чем жаба о звездах. Это обычные рыночные хищники, которые лукавством выманивают у людей деньги. У них своя агентура – дизайнеры, художники и опытные знатоки человеческих страстей. За деньги они выдумывают все новые и новые фасоны одежды, до изнеможения они работают над новыми моделями и начинают навязывать женщинам такую одежду, которая выходит за пределы приличия и нравственности. Но разве есть им дело до нравственности, девичьей стыдливости, человеческой души, здоровья нации и мизерных материнских пенсий? Деньги и только деньги – вот девиз и цель творцов модных поделок, торговцев и их агентов.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ГАВРИИЛ (УРГЕБАДЗЕ) († 1995): По церковным канонам женщина не должна носить мужское одеяние. По одежде человека видно его духовное состояние.

 

СХИАРХИМАНДРИТ ХРИСТОФОР (НИКОЛЬСКИЙ) († 1996) обязывал женщин всегда носить юбочки и платочки, а кто подходил в брюках и без платочков к Исповеди и Святому Причастию – не допускал.

За послеперестроечной свободой, расцветом и подъемом Церкви он прозревал катастрофическое падение нравов. Мир в его глазах был тяжело болен, и главная причина болезни заключалась в отсутствии любви. Сам образ жизни современного человечества, говорил он, очень греховен, поэтому все грешники глубоко больны, их надо пожалеть, о них надо молиться, явить им любовь. И вообще преодоление этого страшного падения возможно только через молитву и надежду на милосердие Божие, потому что иных путей исправления человечества при сохранении данного образа жизни батюшка не видел. Надо менять сам образ жизни из греховного в любовный, т. е. изменять святая святых человека – его волю, чтобы она была не ко злу направлена, не была пассивна перед ним и даже великое зло побеждала малой любовью.

 

Подготовила Серафима СМОЛИНА

 

По материалам
https://nasledie77.wordpress.com

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник