ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Мы продолжаем публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили славный день Победы Русского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – отдав и саму свою жизнь.

 

 

ЗЮЗИН

ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ

Полковник авиации в отставке П. Д. Зюзин был награжден: Золотой Звездой Героя Советского Союза, орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды и медалями. Предлагаем к прочтению воспоминания Петра Дмитриевича.

 

Родился я в одном из красивейших мест Подмосковья – в деревне Жуковке, в семье Русского крестьянина. Отец умер, когда мне было два месяца, в 1922 году. Мать попала под поезд, когда мне было семь лет. Семью мне заменила школа ФЗУ связи (фабрично-заводского ученичества, – примеч. ред.)… Весной 1941 года добровольно поступил в Черниговскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в мае 1942 года. И понял: авиация – моя жизнь. Это навсегда.

В действующей армии я – с марта 1943 года, в составе 29-го гвардейского Волховского истребительного авиационного полка (Ленинградский фронт). А с сентября 1944 года сражался в Советском Заполярье (Карельский фронт). Особенно напряженные бои разгорелись на рубеже реки Нарвы, где наши войска успели отвоевать у противника несколько плацдармов. Мы прикрывали наши наземные войска, сменяя друг друга. Приходилось вылетать по 4–5 раз в день. Эти вылеты стали настоящей школой мужества и мастерства.

26 марта 1944 года я в четырех вылетах провел четыре воздушных боя и лично сбил три самолета противника; два ФВ-190 и один бомбардировщик-пикировщик Ю-87. 30 мая 1944 года во главе восьмерки «яков» я прикрывал наземные войска южнее Нарвы. Сначала в воздухе царило спокойствие, и было обидно понапрасну жечь горючее. Я решил перелететь линию фронта и осмотреть аэродром противника.

Но то, что я увидел, превзошло все мои ожидания. Вблизи аэродрома кружили девять девяток бомбардировщиков Ю-87 – 81 пикировщик! А с аэродрома взлетали истребители ФВ-190, которые должны были прикрывать их для полета на бомбежку. Я передал ведущему второго звена, чтобы он связал боем ФВ-190, а сам, своей четверкой, напал на бомбардиров. Немцы не ожидали, что их рискнет атаковать горстка советских истребителей, да еще над чужим аэродромом. А фактор неожиданности на войне – большое дело.

Наша внезапная атака ошеломила фашистов, а последующие атаки внесли полнейшую сумятицу в их ряды, Ю-87 один за другим стали сбрасывать бомбы и налегке удирать в разные стороны. Замысел немцев был сорван, и их налет на наши войска не состоялся. Кроме того, немцы потеряли в том бою пять Ю-87 и два ФВ-190. Все наши самолеты вернулись на аэродром. Однако одному ФВ=190 все же удалось прорваться к моей машине. Вражеские снаряды рвались рядом с кабиной, я был ранен, бензиновые баки пробиты. Самолет приходилось пилотировать очень осторожно, т. к. из=за утечки горючего мог возникнуть пожар. Кровь заливала глаза, намокла гимнастерка, «красные шарики» замелькали в глазах, и, чтобы не потерять сознание, я надел кислородную маску и довел свой подбитый «як» до аэродрома.

 

 

…После посадки в моем воздушном судне было обнаружено 108 пробоин. Но я не задержался в госпитале, упросил врачей не удалять осколки из правой руки, воевать они не мешали. Только через 15 лет, в 1958 году, эти осколки дали о себе знать. Пришлось повторить хирургическую операцию. Врач подарил мне два осколка на память и разрешил дальнейшую летно-испытательскую работу.

Всего за войну я совершил 208 боевых вылетов, в 41 воздушном бою лично сбил 19 самолетов противника. В воздушных боях на Ленинградском фронте был дважды ранен: в 1943 и в 1944 годах.

...Был со мной на фронте и лирический эпизод. Артисты эстрады Москвы и Ленинграда сдали свои личные сбережения на постройку четырех самолетов-истребителей и подарили их нашей эскадрилье. На борту шла надпись «Эстрада – фронту». Мне самолет вручала народная артистка Советского Союза Лидия Андреевна Русланова. От лица всех экипажей я пообещал, что мы будем с удвоенной силой биться с врагами и одновременно беречь эти самолеты, чтобы на них встретить день Победы. Затем все отправились в штаб дивизии, находившийся в девяти километрах от аэродрома, где в клубе была подготовлена сцена для выступления артистов.

Концерт прошел с большим успехом. В перерыве Лидия Андреевна Русланова попросила познакомить ее поближе с летчиком, которому она вручала самолет, т. к. в темноте плохо меня рассмотрела. И я был вновь представлен ей. Она спросила о моей семье и, узнав, что я в семь лет остался круглым сиротой, тяжело вздохнула. А потом, поинтересовавшись, за что я получил звание Героя, предложила выпить за мое здоровье. И добавила, что всегда будет охотно отвечать на мои заявки: спеть какую-нибудь песню – на концертах, по радио. И позже, много лет подряд, в праздничные дни я всегда заказывал по радио песни в исполнении всеми любимой певицы Лидии Руслановой.

После войны, до 1951 года, я участвовал во всех воздушных парадах над Москвой и в Тушино, ощущал радость и в то же время волнение, потому что за моим полетом наблюдали тысячи глаз… С 1951 по 1959 год я был старшим летчиком-испытателем в Государственном научно-испытательном институте имени Чкалова. Летал на всех типах самолетов. Но, пожалуй, самым памятным стало испытание нового истребителя в стратосфере.

…Набрав заданную высоту, я начал выполнять фигуры высшего пилотажа. Неожиданно услышал, что пропадает привычный для слуха звук двигателя. Приборы подтвердили мои опасения, обороты резко падали. Двигатель остановился. Все попытки снова запустить его ни к чему не приводили. Идти на посадку? Но еще никому не приходилось сажать такой самолет с остановленным двигателем. Можно, конечно, было воспользоваться катапультой и парашютом, но тогда конструкторы и инженеры не узнают, почему остановился двигатель. И, может быть, следующий полет на таком же самолете будет стоить кому-то жизни. Я решил садиться на аэродром. Шасси и щитки-закрылки пришлось выпускать аварийно.

Посадка прошла благополучно. Осмотрев самолет, специалисты обнаружили причину остановки двигателя. На больших высотах, из-за разряженного воздуха, насос, установленный на двигателе для подачи горючего, не обезпечивал его подачу из баков, расположенных в крыльях, и двигатель останавливался. В конструкции самолета была проведена доработка. После устранения этого недостатка машины вновь были допущены к полетам.

После увольнения из армии по состоянию здоровья (случилось это в 1959 году) связь с авиацией по-прежнему не терял. Почти четверть века работал старшим инженером в Опытном конструкторском бюро (ОКБ) им. Микояна. И по-прежнему, по старой, еще фронтовой традиции, почти всегда заказывал в дни праздников Русские песни в исполнении всеми любимой певицы Лидии Руслановой.

 

Зюзин Петр Дмитриевич скончался 15 апреля 1999 года, похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.

Подготовил
Евгений ПОЛЕВОЙ

 

По материалам http://otvoyna.ru


Продолжение см. в след. номере

 

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1). 

 

УРЕКАТЬ – попрекать.

УРЕМА – влажная низменность в пойме реки, обычно поросшая камышом, кустарниками и мелким лесом.

УРУП – один из наиболее крупных притоков Кубани. Вытекает с западной стороны хребта Абишира-Ахуба. В Уруп впадает очень много быстрых горных речек, которые текут по необыкновенно живописным ущельям, покрытым густыми лесами. В 60 км от своих истоков он прорезывает Черные горы и течет через них 15 км. На берегах реки Уруп располагались семь казачьих станиц, но верховья его больше чем на 60 км были необитаемы; Уруп впадает в Кубань вблизи Армавира, пройдя свыше 200 км.

УРУПСКАЯ – станица Лабинского отдела; 10 тыс. населения, две школы, ватная фабрика, особо развитое пчеловодство.

УРУПСКИЙ ПОЛК – первоначальное название кубанского Линейного полка. Во время революционных безпорядков 1905 года казачьи полки, во исполнение долга присяги, должны были подавлять демонстративные выступления народных скопищ, способствуя восстановлению порядка в различных городах и разгоняя нагайками погромные толпы. На такую службу был командирован и 1-й Урупский казачий полк. Он выполнял ее в Центральной России. Но казаки 2-го Урупского полка, мобилизованные для той же цели со второй очереди, отказались препятствовать мятежникам.

В следующем году делегация от 1-го Урупского полка во главе с командиром полковником Кокунько выступила с верноподданническим ходатайством о наделении полка новым именем, т. к. прежнее было опорочено поведением рядовых казаков второй очереди. 9 апреля 1906 года, в ответ на это ходатайство было указано именовать Урупские полки Линейными. Появился 1-й Линейный казачий генерала Вельяминова полк.

 

По материалам: Казачий словарь
справочник: В 3-х т. / Сост.
Г.В. Губарев. Редактор-издатель
А.И. Скрылов. М., 1992.

 

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник