ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
«КРОВЬМИ ИСТИНУ СОБЛЮДШИЯ...» НОВОМУЧЕНИКИ СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Согрешихом, беззаконновахом…»

3/16 июня – память прмч. Киприана (Нелидова);
4/17 июня – память сщмч. Петра Беляева

 


 

 

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК
КИПРИАН (НЕЛИДОВ)

 

Преподобномученик Киприан родился 14 июля 1901 года в городе Казани, в семье врача, потомственного дворянина Алексея Павловича Нелидова и его супруги Веры Алексеевны, и в Крещении был наречен Константином. Вскоре после его рождения родители развелись; отец переехал в Нижний Новгород, а мать уехала в Житомир. Мальчик жил в Нижнем Новгороде у мачехи Веры Алексеевны, Александры Барсовой. Окончив школу, Константин четыре года отслужил в армии рядовым, а вернувшись со службы, целиком посвятил себя Церкви.

В 1925 году митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) постриг его в мантию с именем Киприан и рукоположил во иеромонаха. С 1928 года отец Киприан служил в Казанском храме казахстанского города Кзыл-Орда. В начале 1932 года владыка Сергий пригласил его в Москву для работы в канцелярии Священного Синода. В августе того же года иеромонах Киприан был назначен настоятелем храма апостола Иоанна Богослова в Богословском переулке. Большую часть времени он проводил в канцелярии Синода и в храме, а жил в квартире московского архитектора Виталия Ивановича Долганова, где обитали также мать хозяина, Елизавета Фотиевна, его сестры, Фаина и Валентина, и находившийся за штатом епископ Варнава (Беляев).

15 марта 1933 года ОГПУ арестовало епископа Варнаву, иеромонаха Киприана и сестер Фаину и Валентину Долгановых. Отца Киприана допросили сразу же в комендатуре ОГПУ на Лубянке. На следующий день его перевезли в Бутырскую тюрьму и 8 апреля снова вызвали к следователю. Виновным себя в предъявленном обвинении батюшка не признал.

23 апреля следствие было закончено. Арестованным инкриминировали создание на квартире Долгановых нелегального монастыря и религиозное влияние на молодежь. «Вербуемым в монашество внушалась мысль, что при существующей советской власти молодежь развращается, необходимо спасаться от развращения, уходя в монашество для защиты религии», – написал следователь в обвинительном заключении.

10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Варнаву и иеромонаха Киприана к трем годам заключения в исправительно-трудовой лагерь, а Фаину и Валентину Долгановых – к трем годам ссылки в Северный край. Отца Киприана отправили в лагерь на Алтае, на строительство Бийского тракта.

Находившаяся в том же лагере православная мирянка из Москвы вспоминала о нем: «Чудная, светлая личность был этот отец Киприан. Всегда ровный, светлый, ясный, на вид – Русский витязь полный сил и здоровья... Сначала определили ему земляные работы, а потом назначили кладовщиком. И тут посыпались беды. За честность, неподкупность, нежелательную для окружающих, его оклеветали и отправили в штрафную командировку к самым отъявленным разбойникам и жуликам...»; «Более мрачное место (Ущелье Коркучи, – примеч. ред.) трудно представить. Среди горных хребтов бурно бежит речка Катунь, но ее не видно с той площадки, на которой расположился лагерь; только прачечная и баня стоят на краю реки, но к ним надо добираться узкой крутой тропкой, почти вертикально сбегающей глубоко вниз по круче обрыва. Обрыв высокий... А горы так расположены, что солнце видели только те люди, которые уходили на дорожные работы за выступ горы. Сам же лагерь всегда был покрыт тенью от нее»; «На площадке, лишенной солнечного света, расположились два лагерных отделения: одно просто конвойное, другое – строго конвойное. Последнее было отделено частоколом, окружено вышками со „скворечником“ – солдатом с ружьем».

В лагере вместо бараков стояли палатки с двухэтажными нарами, которые обогревались железными печурками. Здесь отцу Киприану многое пришлось претерпеть – «его окружали грубость, распущенность и развращенность. Но он все побеждал своей кротостью. Будучи дневальным в палатке этих разнузданных людей, он им не перечил, не укорял, старался услужить..., любил их, и когда вскоре умер..., то один из них вспоминал о нем со слезами».

Иеромонах Киприан (Нелидов) скончался 16 июня 1934 года в лагерном лазарете и был погребен в ущелье Коркучи, в отдельной, ныне безвестной, могиле. Смерть преподобномученика произвела большое впечатление на заключенных, даже на уголовников, увидевших в нем образец истинного ученика Христова.

 

 

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК
ПЕТР БЕЛЯЕВ

 

Священномученик Петр (Петр Васильевич Беляев) родился в 1874 году. Окончив Владимирскую духовную семинарию, в 1895 году он был назначен псаломщиком в храм Успения Пресвятой Богородицы села Карачарова Владимирского уезда (ныне Собинский район), а в 1897 году рукоположен во священника.

В 1904 году отец Петр служил в Казанском храме Казанской женской общины в Каслинском заводе Екатеринбургского уезда Пермской губернии (ныне город Касли Челябинской области). 17 августа 1905-го священник был перемещен в Успенскую церковь в том же Каслинском заводе. Среди прихожан он почитался тружеником, с терпением и любовью несущим пастырский крест.

В Великую Среду 18 апреля / 1 мая 1918 года большевики устроили в Каслинском заводе атеистический митинг. Множество ораторов в своих речах яростно нападали на Православную Церковь и ее священнослужителей и с бранью поносили их. В ответ не было ни одного голоса в защиту Матери-Церкви. Безмолвная толпа в каком-то параличе воли внимала хулам и кощунствам, едва ли сознавая, что тем самым она сама участвует в них, присоединяясь к распинателям Христовым.

Спустя несколько дней после митинга, на второй день Пасхи, 23 апреля / 6 мая, состоялся Крестный ход из всех каслинских церквей к часовне святого великомученика Георгия Победоносца. По описаниям церковной периодики, история его происхождения была такова: «Несколько лет тому назад... завод был посещен страшным бедствием, в... день святого великомученика Георгия завод сгорел наполовину. Жители это бедствие приписали гневу Божию за то, что они в этот день работали, и впредь установили этот день праздновать; в память же события построили каменную часовню в честь великомученика Георгия, к которой ежегодно совершается Крестный ход. В первые годы Крестный ход совершался из всех церквей, но с течением времени этот благочестивый обычай был оставлен и Крестный ход совершался только из главного заводского храма Успения Божией Матери».

И вот 23 апреля / 6 мая народ пошел в церкви и шел «...сплошной волной. Храмы, несмотря на свою большую вместимость, едва вмещали молящихся. По окончании Литургии Крестный ход с прибывшими Крестными ходами из других церквей двинулся к часовне... Лес хоругвей, блестящих на солнце, духовенство в светлых облачениях и многотысячная молитвенно настроенная масса народа... Глядя на многотысячную массу, становилось радостно на душе: народ не забыл Бога и Церковь и праздновал... праздник праздников. Несмотря на холодную погоду, Крестный ход собрал не менее пяти тысяч народа».

Но эта приверженность вере и Церкви, к сожалению, оказалась лишь внешней – над участниками Крестного хода сбылась евангельская притча: Когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется (Мф. 13, 21). И когда вновь вспыхнула злоба бесовская и ожесточились гонения, никто из тех пяти тысяч не вступился за своего пастыря, прослужившего немало лет в Каслинском заводе.

3 июня 1918 года отец Петр отслужил Литургию и, совершив в храме отпевание почившего прихожанина, проводил погребальную процессию до кладбища. В это время из разных мест стали раздаваться звуки перестрелки между красногвардейцами и отрядом местного народного ополчения. Вернувшегося с кладбища священника сразу арестовали. Прощаясь с родными и уже догадываясь об уготованной ему Богом мученической кончине, он оставался совершенно спокойным. Господь укреплял его Своей благодатью; отдавая последние распоряжения, батюшка попросил родных передать всем, кому он вольно или невольно принес огорчение, чтобы простили его. Отец Петр был расстрелян почти сразу же после ареста, в ночь на 4 июня, в штабе красногвардейцев в Каслинском заводе.

От пришедшей наутро узнать судьбу мужа супруги большевистские власти скрыли, что священник уже расстрелян, сказав, что его увезли в Екатеринбург. Тело замученного пастыря было найдено через несколько дней после освобождения Каслей от большевиков.

7 июля в Каслинском заводе отпевали и погребали убиенных безбожниками: отца Петра, протоиерея Александра Миропольского, иерея Петра Смородинцева и 27 человек верующих мирян. Накануне вечером в Успенском храме, где служил священномученик, была совершена заупокойная Всенощная, а наутро – Литургия.

Современник так описывал эти события: «Народу собралось много, каждый хотел проститься с почившими. Духовенство облачилось в белые облачения, народ поднял иконы и хоругви и с пением „Волною морскою...“ двинулись ко гробам. Ясный солнечный день благоприятствовал процессии, хоругви ярко блестели на солнце, с церквей несся красный звон... На каждом проулке процессия встречала и принимала новых богомольцев, которые издали уже молились, увидев лес хоругвей, отражающих лучи солнца и разбрызгивающих блеск в различные стороны... А хор поет: „Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою...“ И эти слова являлись как бы вздохом не единичных личностей, а всей массы народа, которая достигла до десяти тысяч... Около церкви процессия была встречена большой толпой народа. Гробы мирян были поставлены в ограде на приготовленные помосты, а гробы священников были внесены в церковь и поставлены рядом с гробом отца Петра Беляева... Церковь была переполнена народом, и продолжительное отпевание было совершено под несмолкаемые рыдания молящихся... Вот Царские врата отворились и священноцерковнослужители вышли ко гробам, хор запел: „Помощник и покровитель...“ и процессия двинулась вокруг храма под звон всех церквей, и через несколько минут над могилой погибших мучеников-иереев возвышался могильный холм близ правой стены главного алтаря...»

 

Подготовила
Ксения МИРОНОВА

По книге игумена Дамаскина
(ОРЛОВСКОГО) «Жития
новомучеников и исповедников
Российских ХХ века. Июнь»
(Тверь, 2008. С. 9–21)

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник