ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ:
О МОЛИТВАХ И ПОСЛЕДОВАНИЯХ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТРЕБНИКЕ

 

ГЛАВА 6:

ПОСЛЕДОВАНИЕ СВЯТОГО
КРЕЩЕНИЯ И МИРОПОМАЗАНИЯ

 

§ 19

КРЕСТИВШИЙСЯ ПРИГОТОВЛЯЕТСЯ
К СВЯТОМУ МИРОПОМАЗАНИЮ
И ПРИЧАЩЕНИЮ

 

«И по еже облещи его, молится священник». Настоящею молитвою: «Благословен еси, Господи Боже Вседержителю…» крестившийся приготовляется к святому Миропомазанию и Причащению.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 66-й) говорит: «Прежде Миропомазания, после Крещения, когда крещаемый облачился в одежду, которая благословляется архиереем, он возносит благодарение Богу о спасении возрожденного водою и Духом. Потом молится об удостоении его святого Миропомазания и, чрез него, дара и освящения Божественного Духа. Ибо чрез Божественное миро он является святым и запечатанным Христу, предметом попечений для Ангелов, а для врагов неуловимым, если только будет бодрствовать. Молится также о том, чтобы крещаемый сподобился Причастия Святых Таин».

 

§ 20

ПОМАЗУЕТСЯ СВЯТЫМ МИРОМ

 

«Помазует крестившагося святым миром». Миропомазание есть второе Таинство, которое как в прежние, так и в нынешние времена преподается новопросвещенным вместе с Крещением.

Гавриил, епископ Филадельфийский, говорит: «Восточная Церковь не только архиереям, но чрез них и священникам без опасения вверяет совершение Миропомазания после святого Таинства Крещения для того, чтобы кто-либо из крещеных не лишился этой благодати, если ему случится, как бывает с людьми, отойти из этой жизни нечаянною или преждевременною смертию».

Поелику святое миро подает различные дары Святаго Духа, то для сего оно и состоит не из одного какого-либо вещества, но составляется из весьма многих благовонных веществ; в сложности своей оно представляет и многомощные действия, и многообразные дары Святаго Духа и Его благоуханную святыню. Как при Крещении Христовом, совершившемся на водах Иорданских через Иоанна Предтечу, явился с неба и Дух Святый в виде голубя, – так и здесь, не довольно того, что крестившийся погрузился в воде, но потребно ему иметь и нисшествие Святаго Духа. Сие-то действие и совершается здесь через Таинство Миропомазания.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 64-й) поясняет: «Как там, в Крещении Спасителя, было нисхождение Духа, дабы явить нам в Воплотившемся всю полноту Божества, – так и у нас за Крещением следует Помазание миром для того, чтобы и мы получили благодать Духа. Ибо „от исполнения Его, – сказано, – и мы вси прияхом и благодать возблагодать“». И далее (в гл. 65-й): «Миро даруется нам и как печать и знамение Христово, как и Сам Христос называется так именно потому, что Он и телесно имел в Себе Самом от Отца всю силу Духа. О сем же говорит Исаия: „Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя“».

Так и мы, получив от Него благодать в мире, называемся христианами и делаемся христами (помазанниками) Господними.

Святитель Кирилл Иерусалимский (в 3-м тайноводственном поучении) говорит: «Христос помазался мысленным елеем радования потому, что есть Виновник духовной радости, – вы же, помазавшись миром, сделались общниками и причастниками Христу»

 

§ 21

«ПЕЧАТЬ ДАРА ДУХА СВЯТАГО»:
СВЯТЫМ МИРОМ ПОМАЗУЮТСЯ МНОГИЕ ЧЛЕНЫ

 

«Печать дара Духа Святаго». Святой Симеон (в той же 65-й гл.) говорит: «Помазуя уже крещенного, архиерей произносит слова: „Печать дара Духа Святаго, аминь“, показывая при этом, что Помазание есть знамение Христово».

Таковою печатию Духа Святаго, или знамением Христовым, помазуются многие и различные члены крестившегося.

Святитель Кирилл Иерусалимский (в 3-м тайноводственном поучении) говорит: «Помазаны вы были на челе, чтобы избавиться вам от стыда, какой первый преступник человек носил всюду с собою, и чтобы откровенным лицом созерцать вам славу Господню. Потом – на ушах, дабы получить вам ухо для слышания Божественных таин, ухо, о котором сказал Исаия: „И приложи ми [Господь] ухо, еже слышати“ (Ис. 50, 4), и Господь Иисус в Евангелии: „Имеяй уши слышати да слышит“ (Мф. 11, 15). После сего – на ноздрях, дабы вы, облагоухавшись Божественным миром, возглаголали: „Христово благоухание есмы Богови в спасаемых“ (2 Кор. 2, 15). Далее – на персях, да облекшеся „в броня правды“, станете „противу кознем диавольским“ (Еф. 6, 14, 11). Ибо как Христос по Крещении и по наитии Святаго Духа победил супостата, – так и вы по святом Крещении и по таинственном Миропомазании, облекшеся во всеоружие Святаго Духа, стали против силы супостата и побеждаете оную, восклицая: „Вся могу о укрепляющем мя [Иисусе] Христе“ (Флп. 4, 13)».

Помазание миром в сем Таинстве именуется «печатию», по словам апостола Павла: Извествуяй же нас с вами во Христа и помазавый нас, Бог, Иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша (2 Кор. 1, 21–22). Отсюда святой Кирилл Иерусалимский (в 18-м огласительном поучении) пишет: «Печать вам дана общением Святаго Духа». Как в Таинствах вода, вино, хлеб и елей, хотя сами по себе вещи простые, но по освящении преподают нам Божественные Дары, так и миро. Посему святой Кирилл (в 3-м тайноводственном поучении) говорит: «Но смотри, не почитай оного мира простым. Ибо как хлеб в Евхаристии по призывании Святаго Духа не есть уже простой хлеб, но Тело Христово, – так и святое сие миро не есть более простое, ниже, если бы кто сказал, обыкновенное по призывании, но дар Христа и Духа Святаго, присутствием Божества Его бывающий действительным. Им знаменательно помазуются твое чело и другие орудия чувств. И когда видимым образом помазуется тело, тогда Святым и Животворящим Духом освящается душа».

 

§ 22

ОБРАЗ КРУГА ПРИ КРЕЩЕНИИ

 

«Творит священник круга образ». Народ израильский творил круги, или лики после преодоления и потопления фараона в море, при чем воспел: Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море (Исх. 15, 21). Равным образом и здесь, погребши ветхого человека в водах спасения и свергнув свирепость врага человеческой свободы, священник и восприемник с новопросвещенным творят божественный лик и обходят вокруг купели. Это есть доказательство их духовного веселия. Сделавшись сыном света, новопросвещенный в знамение сего имеет в руках возженную свечу; и поелику плод Духа Святаго есть радость, то по принятии сего дара от купели все они, радуясь, обходят вокруг оной.

Весь сей обряд святой Симеон Солунский (в гл. 6-й) описывает следующим образом: «Крестившийся соделался сыном света и всецело нескверным и чистым: если он возрастный, то сам держал свечу во славу и знамение Божественнейшего света; а если младенец, то свечу вместо него держит восприемник. Между тем клир поет: „Елицы во Христа крестистеся…“; архиерей же радостно берет крещаемого за руку и, составив лик, как бы сликовствуя и веселясь вместе с Ангелами, трижды обходит купель, радуясь о духовной матери и рожденном от нее силою Божественного Духа».

Описанный здесь обряд принят Церковию издревле. Святитель Григорий Назианзин (в беседе 40-й, о Крещении) говорит: «Это состояние, когда ты станешь пред святым алтарем после Крещения, есть предначертание будущей славы; это псалмопение, с которым примут тебя от купели, есть предначатие тамошнего [небесного] песнопения; эти светильники, которые возжжешь ты, суть таинственные прообразы тамошнего световодительства, с которым мы, как светлые и девственные души, с светлыми свечами, сретим Жениха, не предаваясь сну от лености».

Хотя таким образом и объясняется здесь совершение круга, но оно может быть принято и в другом знаменовании. Круг всегда служит знаком вечности. Посему новопросвещенный, обходя трижды вокруг купели, дает о себе знать, что он обещается служить Триипостасному Богу и веровать в Него вечно, т. е. до конца своей жизни, и притом просит Его сподобиться вечного блаженства.

 

§ 23

ВОДА И ЕЛЕЙ
НЕ ПРОСТО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ

 

«И священник творит отпуст». По совершении двух Таинств, т. е. Крещения и Миропомазания, и после отпуста, куда следует употребить елей и воду, вновь освященные при Таинстве? На это отвечает святитель Симеон Солунский (в гл. 70-й): «Останки святого елея радования иерей не должен употреблять, как случится, – ибо он есть прообразование Божественного мира; но должен блюсти его в особом и священном сосуде, иждивать в лампаде пред престолом, а не употреблять в пищу, как елей обыкновенный. Равным образом и Божественная вода Крещения, в которой поглощен грех, на которую нисходил Христос, снисшел Дух Святый и посредством которой воссоздан человек, должна быть излита на священном месте, дабы, будучи вылита где и как случится, не была попрана людьми, неведущими Таинства»


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.
Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
 
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник