ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... БОЖИЙ ВЕРТОГРАД СТРАНИЦА 10
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

Огнь Христов

 

 

Антиохия – в начале Христианства – столица Востока, где язычество являлось в полноте безобразия: здесь был сброд магов, мимов (актеров – примеч. ред.), жрецов, город плясок, вакханалий, оргий исступленных, разврата наглого, роскоши бешеной. Чудная перемена произошла в столице, когда явилось тут Христианство.

При святителе Златоусте в Антиохии и ее окрестностях были уже целые сонмы чистых дев: «Девы, еще не достигшие двадцатилетнего возраста, проводившие все время в своих покоях, воспитанные в неге, почивавшие на мягком ложе, пропитанные благовониями и дорогими мастями, нежные по природе и еще более изнеженные от усердных ухаживаний, не знавшие в продолжение целого дня другого занятия, как только украшать свою наружность, носить на себе золотые уборы и предаваться сластолюбию, не делавшие ничего даже для себя, но имевшие множество служанок, носившие одежды более нежные, чем самое их тело, употреблявшие тонкие и мягкие покрывала, постоянно наслаждавшиеся запахом роз и подобных благовоний, эти девы, быв внезапно объяты огнем Христовым, бросили всю эту роскошь и пышность; забыв о своей нежности, о своем возрасте, расстались со всеми удовольствиями, подобно храбрым борцам, вступили на поприще подвигов. Я слышал, что эти столь нежные девы достигли такой строгости в жизни, что надевали на свои нагие тела самые грубые власяницы; ноги их оставались босыми, и ложем их были тростниковые прутья, большую часть ночи проводили они без сна. Трапеза у них бывает только вечером, трапеза, на которой нет ни трав, ни хлеба, а только бобы, горох, елей и смоквы. Постоянно заняты они прядением шерсти и другими более трудными рукоделиями, чем какими занимались у них служанки. Они взяли на себя труд лечить больных, носить одры их, умывать ноги им. Такую имеет силу огонь Христов!»

При Златоусте в Антиохии явились даже и порицатели девства, точно такие же, каковы они и ныне. Нового не придумали новые умники, а повторяют старое, изношенное. Для них святитель Златоуст писал в Антиохию обширное сочинение о девстве. Дав понятие об истинных девах, показав и то, что между еретиками не может быть истинных дев, как не было их между язычниками, он пишет: «Скажет кто-нибудь: если лучше не касаться жены, то к чему же введен в мир брак? Что помешает быть истреблену людскому роду, если на место умерших не будет рождающихся? Род наш держится не силою брака, а силою Господа, сказавшего: „Раститеся и множитеся“ (Быт. 1, 28). <…> Без воли Божией брак не умножит людей и девство не уменьшит. <…> Не девство грозит гибелью людскому роду, а грозят беззаконные сожития. Это показано в быстром истреблении всех животных при Ное. Если бы сыны Божии воспротивились гнусной похотливости и не смотрели преступными очами на дщерей человеческих, погибель не пришла бы. Когда мир весь наполнился людьми, остается одна причина брака – предотвращение нечестивой похотливости». Святитель показал, что всякий брак есть неотвратимое рабство; как легче деве, чем замужней, достигать Царства Небесного.

Христовым огнем горела душа благородной антиохиянки – святой Публии. Она была выдана была замуж за благородного антиохийца, но он скоро умер. Благословенным плодом честного брака был сын Иоанн. Блаженная Публия со времени вдовства своего вела жизнь строгую, в посте и молитве. Почтенная священным саном диаконисы, она собрала себе дев и вдов, решившихся, подобно ей, жить для Господа. С ними постоянно славила она Творца и Спасителя Бога.

На престол Империи взошел Юлиан и открыто встал на сторону язычества. Когда отступник шел мимо обители дев, подвижницы громче обыкновенного запели псалмы; нечестивец с гневом запретил петь, когда он будет проходить мимо. Когда Юлиан снова проходил мимо обители, святая Публия начала петь: Да воскреснет Бог, и расточатся врази его (Пс. 67, 2). Юлиан в бешенстве велел привести к себе начальницу хора и приказал слуге бить по щекам проповедницу правды, и тот обагрил свои руки кровью ее. Безтрепетная диакониса говорила Юлиану, что жалеет о больной душе его, но считает истину Божию выше всего. С хвалою Богу на устах возвратилась она в свою обитель. Недолго после того длилась жизнь ее: она с миром предала дух свой Господу, а Юлиан погиб на войне.

 

Избранные жития святых,
изложенные по руководству
Четьих-Миней архиепископа
Филарета Черниговского.
Т. 2. М., 2011.

 

 

 

 

2/15 октября. Неделя 19-я по Пятидесятнице.

Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304). Блж. Андрея, Христа ради юродивого (936). Прав. воина Феодора Ушакова (1817). Мчч. Давида и Константина, кнн. Арагветских (740) (Груз.). Блгв. кн. Анны Кашинской (1368). Преп. Кассиана Угличского (1504). Мц. Александры Булгаковой (1938).

 

3/16 октября. Понедельник.

Сщмчч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского, Рустика пресвитера и Елевферия диакона (96). Преп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XV). Преп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Блж. Исихия Хоривита (VI). Свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1928). Обретение мощей преп. Иосифа, старца Оптинского (1988). Трубчевской иконы Божией Матери (1765).

 

4/17 октября. Вторник.

Сщмч. Иерофея, еп. Афинского (I). Обретение мощей свтт. Гурия, архиеп. Казанского, и Варсонофия, еп. Тверского (1595). Собор Казанских святых. Блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, чудотворца (1052). Препп. Елладия и Онисима Печерских, в Ближних пещерах (XII–XIII). Преп. Аммона, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мчч. Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона (III). Сщмч. Петра Капетолийского (III–IV). Мцц. Домнины и дщерей ее Виринеи (Вероники) и Проскудии (Просдоки) (305–306). Преп. Аммона (ок. 350). Преп. Павла Препростого (IV). Мчч. Давикта (Адавкта) и дщери его Каллисфении (IV). Св. Стефана Щиляновича (1515) (Серб.). Сщмч. Димитрия Вознесенского пресвитера (1918); сщмчч. Николая Верещагина, Михаила Твердовского, Иакова Бобырева и Тихона Архангельского пресвитеров, прмч. Василия Цветкова (1937); св. Хионии Архангельской исп. (1945).

 

5/18 октября. Среда.

Мц. Харитины (304). Свтт. Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария. Препп. Дамиана пресвитера, целебника (1071), Иеремии (ок. 1070) и Матфея (ок. 1085) прозорливых, Печерских, в Ближних пещерах. Преп. Харитины, кн. Литовской, в Новгороде подвизавшейся (1281). Сщмч. Дионисия, еп. Александрийского (264–265). Мц. Мамелхвы Персидской (ок. 344). Преп. Григория Хандзтийского (861) (Груз.). Преп. Гавриила Игошкина исп. (1959).

 

6/19 октября. Четверг.

Апостола Фомы (I). Сщмч. Иоанна Рыбина пресвитера (1937)

 

7/20 октября. Пятница.

Мчч. Сергия и Вакха (290–303). Свт. Ионы, еп. Ханькоуского (1925). Преп. Сергия Послушливого, Печерского, в Ближних пещерах (ок. XIII). Преп. Сергия Нуромского (Вологодского) (1412). Обретение мощей преп. Мартиниана Белоезерского (1513). Мчч. Иулиана пресвитера и Кесария диакона (I). Мц. Пелагии Тарсийской (290). Мч. Полихрония пресвитера (IV). Сщмч. Николая Казанского пресвитера (1942). Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление» (1524).

 

8/21 октября. Суббота.

Преп. Пелагии (457). Преп. Досифея Верхнеостровского, Псковского (1482). Преп. Трифона, архим. Вятского (1612). Собор Вятских святых. Преп. Таисии (IV). Св. Пелагии девицы (303). Сщмчч. Димитрия, архиеп. Можайского, и с ним Иоанна Хренова диакона, прмчч. Амвросия Астахова и Пахомия Туркевича, прмц. Татианы Бесфамильной, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937); сщмч. Ионы, еп. Велижского, прмч. Серафима Щелокова, сщмчч. Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского пресвитеров, мчч. Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и мц. Елисаветы Курановой (1937); прмч. Варлаама Ефимова (конец 1930-х).

 

9/22 октября. Неделя 20-я по Пятидесятнице.

Память святых отцов VII Вселенского Собора (787). Ап. Иакова Алфеева (I). Препп. Андроника и жены его Афанасии (V). Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 г. до Р. Х.). Мчч. Еввентия (Иувентина) и Максима воинов (361–363). Св. Поплии исп., диакониссы Антиохийской (ок. 361–363). Преп. Петра Галатийского (IX). Сщмчч. Константина Сухова и Петра Вяткина пресвитеров (1918); сщмч. Константина Аксенова пресвитера (1937). Обретение мощей преп. Севастиана Фомина исп. (1997). Корсунской иконы Божией Матери.

 

10/23 октября. Понедельник.

Мчч. Евлампия и Евлампии (303–311). Свт. Иннокентия, еп. Пензенского (1819). Преп. Амвросия Оптинского (1891). Свт. Амфилохия, еп. Владимиро-Волынского (1122). Блж. Андрея, Христа ради юродивого, Тотемского (1673). Собор Волынских святых. Мч. Феотекна (III–IV). Преп. Вассиана (V). Преп. Феофила исп. (VIII).

 

11/24 октября. Вторник.

Ап. Филиппа, единого от семи диаконов (I). Преп. Феофана исп., творца канонов, еп. Никейского (ок. 850). Преп. Льва Оптинского (1841). Собор преподобных Оптинских Старцев: Льва (1841), Макария (1860), Моисея (1862), Антония (1865), Илариона (1873), Амвросия (1891), Анатолия (1894), Исаакия (1894), Иосифа (1911), Варсонофия (1913), Анатолия (1922), Нектария (1928), Никона исповедника (1931), Исаакия преподобномученика (1938). Преп. Феофана, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII). Мцц. Зинаиды и Филониллы (I). Сщмчч. Филарета Великанова и Александра Гривского пресвитеров (1918).

 

12/25 октября. Среда.

Мчч. Прова, Тараха и Андроника (304). Преп. Космы, еп. Маиумского, творца канонов (ок. 787). Преп. Амфилохия, игумена Глушицкого (1452). Мц. Домники (286). Свт. Мартина Милостивого, еп. Турского (ок. 400).
Перенесение из Мальты в Гатчину части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки Иоанна Крестителя (1799). Св. Иоанна Летникова исп. (1930); прмч. Лаврентия Левченко (1937); сщмч. Александра Поздеевского пресвитера (1940); свт. Николая исп., митр. Алма-Атинского (1955). Иерусалимской (48), Ярославской-Смоленской (1642), Рудненской (1687) и Калужской (1812) икон Божией Матери.

 

13/26 октября. Четверг.

Иверской иконы Божией Матери (принесение в Москву в 1648 г.). Мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, Агафодора и мц. Агафоники (ок. 251). Преп. Вениамина Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Флорентия (I–II). Мч. Вениамина диакона (421–424). Преп. Никиты исп. (ок. 838). Свт. Мелетия, Патриарха Александрийского (1601). Воспоминание чуда вмц. Златы (Хрисы) в Скопье (1912). Сщмчч. Иннокентия Кикина и Николая Ермолова пресвитеров (1937). Обретение мощей сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского (1993). Седмиезерной иконы Божией Матери (XVII).

 

14/27 октября. Пятница.

Мчч. Назария, Гервасия, Протасия, Келсия (54–68). Преп. Николы Святоши, кн. Черниговского, Печерского, чудотворца, в Ближних пещерах (1143). Преп. Параскевы-Петки Сербской (XI). Мч. Сильвана, пресвитера Газского (IV). Сщмч. Михаила Лекторского пресвитера (1921); свт. Амвросия исп., еп. Каменец-Подольского (1932); сщмч. Петра Лебедева пресвитера (1937); прмч. Максимилиана Марченко (1938). Яхромской иконы Божией Матери (XV).

 

15/28 октября. Суббота.

Димитриевская родительская суббота. Преп. Евфимия Нового, Солунского (898). Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского (312). Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (1962). Свт. Иоанна, еп. Суздальского (1373). Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах (1243). Мчч. Сарвила и Вевеи (II). Свт. Савина, еп. Катанского (760). Сщмч. Симеона Конюхова пресвитера (1918); сщмч. Димитрия Касаткина пресвитера (1942). Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» (XIX).

 

16/29 октября. Неделя 21-я по Пятидесятнице.

Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (I). Преп. Лонгина, вратаря Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Преп. Лонгина Яренгского (1544–1545). Св. Георгия Троицкого исп., пресвитера (1931); сщмч. Евгения Елховского пресвитера (1937); сщмч. Алексия Никонова пресвитера (1938); сщмч. Иоанна Заседателева пресвитера (1942).

 

17/30 октября. Понедельник.

Прор. Осии (820 г. до Р. Х.). Прмч. Андрея Критского (767). Преп. Антония Леохновского, Новгородского (1611). Мчч. безсребреников Космы и Дамиана Аравийских и братий их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303). Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского (898). Сщмчч. Неофита Любимова и Анатолия Ивановского пресвитеров, прмчч. Иакинфа Питателева и Каллиста Опарина (1918); сщмч. Александра, архиеп. Семипалатинского (1937). Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница».

 

18/31 октября. Вторник.

Апостола и евангелиста Луки (I). Обретение мощей преп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (2001). Мч. Марина (IV). Преп. Иулиана (IV). Вмц. Златы (Хрисы) (1795) (Болг.). Сщмчч. Андрея Воскресенского, Сергия Бажанова, Николая Соколова и Сергия Гусева пресвитеров, мц. Елисаветы Крымовой (1937).

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник