ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«Утешь, Боже, Своих!»

 

«Царский Друг» Григорий
Ефимович Распутин

 

 

 

В дополнение к беседе с директором издательства «Царское Дело» Сергеем Игоревичем Астаховым мы публикуем фрагменты из упомянутой в интервью книги о «Царском Друге» Г. Е. Распутине «Вериги любви».

Духовный опыт Григория Ефимовича строился, можно сказать, на трех краеугольных камнях: молитве, любви и страдании – как необходимой составляющей для искупления грехов. Мысль о важности этих насущных для каждого верующего человека деланий он и старался донести до своих почитателей. Эта мысль проходит лейтмотивом через все т. н. проповеди Распутина, которые сохранила для нас история. Своей рукой он их, по малограмотности, чаще всего не писал, но, запечатленные благодарными слушателями, его краткие поучения были опубликованы в брошюрах и статьях и таким образом стали доступны и спустя сто лет после его мученической кончины.

 

ТРУДНАЯ МОЯ МИНУТА,
ДНИ МОИ – СКОРБИ

 

Более скорби нет, когда своя своих не познаша.

Терпеть очень больно! Именно бес очень опытен, прожил веки и всегда отнимает у человека то, что любит. Многие не выносят, убивают себя, эти люди не подружились с Богом. Дружба с Богом – тяжелые гонения и потеря [того], что любишь. Но скорби – с Богом дружба! Рай – за правду и гоненья – в них есть красота рая.

Не могу, а увижу Святых Отцов и мучеников. Сколько пришлось им потерпеть – почитаешь их жития!

Боже! Дай силы!

Ведь и меня враг всячески искушает.

Пошлют злых людей, а злой язык – хуже беса: не боится ни храма Божия и ни Святого Причащения, и все святое нипочем.

Господи! Как умножились враги мои! Мнози возстают на меня! Многие говорят душе моей: «Нет ему спасенья в Боге» [см.: Пс. 3, 2–3].

В душе скажу: «Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня» [Там же, 7]. Крепко люблю слово Твое, Господи! Не отчаивайся! Покаяние – радость Богу и Ангелам! Наследник у Бога будешь!

И я надеюсь на милосердие Бога, и оно велико! И все близкие убоялись зла и оставили на посмешище меня! Я скажу в душе моей: «Господи, Заступник мой, никого не убоюсь. Послушание и покорность – на милость Твою!» Всегда готов с рассуждением.

Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! Ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих, сокрушаешь зубы нечестивых [Там же, 8].

Все пишут гадкую сторону по наученью беса и от зависти на день Суда Божия! Я им не противился, а старался сделать добро, помогать устраивать церковные дела.

В чем обвиняют – невиновен, увидимся на Суде Божием! Там оратор не оправдается и все колена земные.

Ловко и клеветать – человек не оправдывается, а готовит [ответ] на день Суда Божия и этим желает узреть Бога.

Друзи мои, помолимся вместе, и успокоит нас Господь! И храм – наш ковчег, Святые Тайны – радость неизмеренная. Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные.

Посмотрим на лицо писателей, сколько неправды есть! И не убоимся зла, как нас учит Святая Церковь.

И будем проводить истинную беседу, и пущай нас учит Бог и утешает в беседе. Не раз видели славу Его, ею мы питались.

Правда всегда и на мучениках, и на праведниках, то есть перенесут [неправду] на своей спине – и получат венец.

Оратор у людей прав, а у Бога не видно, потому что он получает похвалу здесь, от мира сего.
Скажу тихо о соперниках Господу, величественно спасающему Царя и творящему милость Помазаннику Своему Давиду и потомству его вовеки.

 

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА К ТИМОФЕЮ, ГЛ. 2, СТ. 15

 

Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

Скорби чем забыть? В трудах, более в природе и в Святых Тайнах, более одному, а по духу с братом или на рыбной ловле, или на физической молитве в поте лица. [Если] все это исполнишь, и не поможет, и от скорбей умрешь, то получишь [венец] мученика, потому что все разно получают венцы.

Враги наши готовят венцы. Горе, что себя не видят и милосердие Божие забывают. Свои грехи забыты, а чужие – на глазах.

Скорби – рыцарь: опыт идти на войну каждый день; чем более проживешь, тем более встретишь бесовского войска: старайся победить. Главное – опыт с миром в душе.

Потом очень осторожно! Бог дает скорби, вынесешь – победа, Небеса! Попадешь потом на искушение – не давай значения, что он тебя искусит за добрые дела, делай более.

И будит бес – покажет, что нет тебя грешнее; врет бес – милосердие Божие более всего: делай добро, потом бес убоится.

Потом [бес искушает] леностью и большой знатностью, и более лицемерием на посте и блуде, на скупости и на прелести, и на молчании, и на подвигах, более на гордости. Гордость так тонка, она себя корежит: и генералом, и архиереем [тебя представит]. Тут монахов бес ловит: «Вы – светила, выдержанность вам нужна, а не нищета духа – это пусть у простячков, а вы будьте выдержаннее, а то аристократия не полюбит». Вот бес как выгодно ловит всех. Скорби весь этикет вышибут: бес остался ни с чем. Спасайся не для корысти всеми силами – скорби спасут.

Скорби – чертог Божий. И все знатные Божии без скорбей не живут. Они ведут к истинной любви. Поверим – загробную жизнь узнаем: ад – рай!

Тяжелые переживаю напраслины. Ужас, что пишут, Боже! Дай терпения и загради уста врагам! Или дай помощи небесной, то есть приготовь вечную радость Твоего блаженства.

Трудный час на земле – сладкая минута на Небе. Утешь, Боже, Своих! Дай Твоего примера. Укажи, Боже, что такое небесное и земное. Мы увидим и возрадуемся всем злым языкам, что они привели к познанию высшего познания духовной жизни, и увидим красоту Бога Живаго! Увидимся, увидимся в вечном блаженстве рая и здесь насладимся премудростью!

 

ЕДИНЕНИЕ ДУХОВНОЕ

 

Духовное единение – почему глас Господень? А потому что у духовных един дух.

И переносит скорби на утешение, а почему? А потому, что у них, когда они беседуют, то земного как [будто] нет, то есть и ничто не существует.

У них всегда в сердцах их Библия и Новый Завет. И находится мир и премудрость: и враги им без цены, потому в них живет дух святыни. И у них материнские сердца: мать никогда не покажет детям озлобленного сердца и проявит ласку детскую. И у духовных нет скрытого, потому у них и заключается единение.

Ложь не допустит Бог, Бог любит единодушие. И у них [, единодушных,] в очах их земная природа вся за рай, и все свято, потому что они наполнены благодатью.

Без благодати – природа [воспринимается] за роскошь, [это] тоже утешение, но земное – утешение разных садовников, и все хотят развести прекрасные лилии.

Кому рай – а другие при лилиях назовут музыку и забывают земные скорби.

И вот тут-то Господь сказал: обратится ваш смех в плач и ваша роскошь в печаль.

А у духовных, то есть [у тех,] кто ходит в храм и проводит остальное время в пении и беседует с Евангелием, у них ум – красота Божия, и наполнены славы Бога Живаго, тем более Евангелие не берутся по своему рассуждать.

И духовные любят трудиться, помнят слова апостола Павла: «Кто не трудится, да не ешь». У них труд, да людям [он] непонятен, потому [что] они с Богом – у них успех удачный.

И труд – не суета и не работа вражья – ими Бог руководит, а потому что благословясь [трудятся]. И у них в начале трудов про себя читают «Царю Небесный», а по окончании трудов «Достойно есть». И наполнены братолюбия, посреди них Бог – Помощник.

А почему у них всего более? Потому что подают милостыню, и дающая рука да не оскудеет вовек.

А почему они веселые? А потому [, что] их утешает Ангел и умудряет Бог, в них всегда книга жизни премудрости.

А почему в них премудрость? А потому что не говорят праздно, и вот у них ум в Боге, Бог – в них.

А почему не говорят праздно? А потому, что боятся Бога. За всякое праздное слово Богу ответ отдашь. Кто говорит праздно, у тех рассеянность и разбросан ум. И в храме стоять не могут, и Божие служение коротают.

А у Божиих людей храм – за страх, и служба – на утешение. Что такое утешение? Беседа со святым и с мучеником, как страдали за Христа.

А почему так легко им беседовать и видеть страдания святых? А потому, что они все время заняты.

О святом без храма [можно размышлять], то есть [проводить] всю седмицу в размышлении о Боге и о Его святых; вот поэтому и храм [почитается] за ковчег, и служба – за радость, и пение церковное кажется за ангельский звук.

А почему ангельский звук представляют? А потому, что люди духовные себя не ценят, чем святее – тем себя становят грешнее.

Чем более молятся – кажутся себе грешнее, почему что [им] все видать, от всех малостей является страх в душе, и все мало молитвы – и невольно спасение получают.

Себя не унижают и хвалить забыли, потому [что пребывают] в молитве – в привычке.

Они не судят почему? А потому, что заняты молитвой – им некогда.

А почему им везде хорошо? А потому, что они [пребывают] в размышлении с Богом.

Им некогда разбираться, и они хотели бы, но на всяком месте Владычество Его. Поэтому и покой живет в них, а [если] непокой – суета сует, не блажен человек.

Хотя и молится, и Бога любит, и аскет, а непокойны… в нем есть черта непокорности и осуждения – глава греха, прелесть своего рода.

Или дух власти, беснованье – и не дает покоя, монаху [внушает]: «Пойди там в монастырь, [где] настоятель хорош», – а епископу: «Пойди в богатую епархию или в пустынь».

А [если] Божий человек – ему и во хлеве рай.

И дело послушанья – земное послушание – небесный чертог, за него глава рая.

 

МОЛИТВА – ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ

 

Горе на земле – радость на Небе. За что радость на Небе? За скорби и за молитвы. За какие? За те: в скорбях ходили в храм и причащались Святых Таин.

В скуке молись, увидишь – радость восторжествует в тебе. Очень трудно – молись, потеря – молись. Бог обратит Своими судьбами потерю. Молись за разные нападки, молись. И злоба разбирает – помолись, забудешь врагов – молись! Очень не хочется молиться – молись, это более услышит Бог. Заставишь себя – это послушанье Небес, всему послушанье, высота доброты. И за болезнь – молись, Бог покажет истину, и увидишь сам: страданье – с Богом беседа. Молись, куда идешь; молись, враги поклонятся (пред тобою): не перед тобой, а перед Господом, и потому, что Господь бывает в человеке, кто молится – молись странно, молись душой помочь, и это доброе дело, молись в трудах, молись, труд – добрых дел молитва. Храм будет для тебя обновлением. Молись, когда враги ищут посрамить тебя, молись. И когда радость – молись, и когда обманывают – молись, потому что делают опыт, молись – опыт очень высоко стоит, молись, без опыта человек не может доброго дела, молись. Опыт – глава жизни и златницы идеал. Ошибка – наука: молись – научишься, молись, более всего ошибка научит быть христианином. Молись – ошибка пропадет. Гордость – молись, поправишься. Молись – и для тебя Святые Тайны [станут] обновлением души и тела.

 

По книге: Распутин-Новый, Григорий.
Вериги любви. Статьи, письма,

размышления, изречения. СПб., 2017.

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник