ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ «ВОСЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ» СТРАНИЦА 5
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«От словес своих осудишься»

Проект документа «Всеправославного собора»
«Отношения Православной Церкви с остальным
христианским миром» в свете святоотеческой традиции

 

 

 

Окончание. Начало см. на стр. 3

 

Но посмотрим еще, как объясняет это место святитель Феофан, ссылаясь на толкование святого Иоанна Златоуста: «Если вы, как бы так говорит святой Павел, содержите таких, приходящих к вам в качестве учителей, которые управляют вами, показывают власть над вами, поступают с вами, как с рабами, и не только берут с вас добровольное, но даже с вымогательством и дерзостью (ср.: 2 Кор. 11, 20), то мы тем большее имеем право <…> на ваше содержание. И что же? Мы по своей воле не пользовались у вас своим правом, и не потому, чтобы не нуждались в вашем содержании, нет, были в нужде и алкали, и жаждали, и наготу терпели, и страдали (см.: 1 Кор. 4, 11). Но все это не принудило нас нарушить закон, который мы сами для себя установили. Почему? Да потому, чтобы не соблазнить вас, принимая плату за свое учение, и тем не причинить ни малейшего замедления и остановки в распространении учения Христова».

А в другом месте тот же Апостол говорит: Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего (1 Кор. 8, 13).

Т. е. текст Послания отражает жертвенную любовь Апостолов к духовным чадам, ради которых они были готовы на все, лишь бы не воспрепятствовать, вольно или невольно, распространению веры Христовой. Но разве таково настроение «православных» экуменистов, авторов рассматриваемого проекта? Не походят ли они более на упомянутых Апостолом самозваных учителей, которые порабощали коринфян, вымогали с них плату и творили другие безчинства? Если бы сторонники экуменизма имели в себе дух апостольский, то уже давно прервали бы всякое общение с еретиками на соблазн православного духовенства, монашества и мирян. Тем более что церковные чада их об этом неоднократно просили, выставляя на вид возникающие от этого смущения, разногласия и расколы. Однако экуменисты трепетно и нежно любят еретиков и со злобою поносят православных ревнителей благочестия. Так, например, Константинопольский Патриарх Варфоломей на последнем Синаксисе в Шамбези отметил, что «Всеправославный собор» еще прежде созыва был «заклеймен» некоторыми «защитниками Православия» «разбойничьим», и указал на необходимость канонических мер в отношении тех, кто не подчинится его решениям.

Но вернемся к проекту. Следующий сакральный текст в документе взят из первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа. Пункт 8-й гласит: «Конечно, ведя диалог с прочими христианами, Православная Церковь не недооценивает трудностей, связанных с этим делом, но и понимает, какие препятствия лежат на пути к общему пониманию предания древней Церкви. Она надеется, что Святой Дух, Который „весь собирает собор церковный“ (стихира на вечерне Пятидесятницы), „восполнит оскудевающая“ (молитва на хиротонии). В этом смысле в своих отношениях с остальным христианским миром Православная Церковь опирается не только на человеческие силы их участников, но, по благодати Господа, молившегося: „Да будут все едино“ (Ин. 17, 21), уповает прежде всего на помощь Святого Духа».

Из текста следует, что якобы Сам Господь молился об объединении православных христиан с еретиками. Но невозможно допустить такое кощунство, ибо известно, что Спаситель, напротив, завещал беречься лжепророков (см.: Мф. 7, 15).

Блаженный Феофилакт пишет: «Обычно еретики бывают хитры и лукавы; поэтому говорит: „Берегитесь“. Они говорят приятные речи и показывают вид как будто честной жизни, но внутри их – уда. Овечья одежда – это кротость, которой пользуются иные лицемеры с тою целью, чтобы льстить и обманывать. От своего плода они узнаются, т. е. по делам и жизни. Хотя бы они на время и скрывались, но внимательными изобличаются».

Конечно, приведенные слова Господа вовсе не подразумевают объединения с еретиками-лжепророками. «А как Он достаточно предал их Отцу, – объясняет блаженный Феофилакт, – чтобы Он освятил их верою, и совершил за них святую жертву для истины, говорит, наконец, опять о единомыслии, и с чего начал, т. е. с любви, тем и заканчивает речь, и говорит: „Да будут все едино“, т. е. да имеют мир и единомыслие, и в Нас, т. е. по вере в Нас».

Как видим, Спаситель вознес молитву о единстве Своих учеников в Православной вере во Святую Троицу.

Подобным образом рассуждает и святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Кто бы ни желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно – во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих?! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именуемых папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, – согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению<...>. Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиной?»
Значит, суетно упование авторов проекта на помощь Святаго Духа в деле экуменического объединения православных с еретиками.

Последний пункт, в котором не к месту вставлен евангельский текст, – 24-й: «Православная Церковь сознает тот факт, что в ответ на новые условия и новые вызовы современного мира движение за восстановление единства христиан принимает новые формы. Необходимо, чтобы Православная Церковь продолжала нести свое свидетельство разделенному христианскому миру на основании апостольского Предания и своей веры. Мы молимся, чтобы христиане совместно трудились, дабы приблизить день, в который Господь исполнит надежду Православных Церквей, и будет „одно стадо и Один Пастырь“ (Ин. 10, 16)».

Из контекста следует, что Восточная Православная Церковь якобы ждет не дождется, когда же Господь объединит ее с нераскаянными еретиками. Но на самом деле здесь идет речь совсем о другом. Святитель Иоанн Златоуст толкует этот фрагмент следующим образом: «Потому благовременно вводит слово и об язычниках. „Есть у Меня и другие овцы, – говорит, – которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести“ (Ин. 10, 16)». Т. е. под овцами из другого двора Спаситель разумел язычников, которых необходимо обратить к истинной вере, а не еретиков, именуемых в Священном Писании хищными волками (см.: Деян. 20, 29).

Итак, мы рассмотрели евангельские и апостольские слова, на которые ссылаются авторы проекта «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», пытаясь обосновать свои неправославные измышления. Все эти цитаты использованы ими неудачно и при верном их понимании ясно обличают заблуждения экуменистов.

 

Иеромонах Петр (СЕМЕНОВ)



     Библиографический список:
     1. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова // Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб.: Санкт-Петербургская Духовная академиия, 1902. Т. 8. Кн. 1–2. Ч. 1. Беседа 60-я.
     2. Преп. Петр Дамаскин. Творения. Кн. 1. М.: Скит, 1993 (репринт. переизд.: Киев, 1905).
     3. Рудинский, Н., священник. Толкование Посланий святого апостола Павла по трудам святителя Феофана Затворника. СПб., 2001.
     4. Святитель Игнатий (Брянчанинов). О невозможности спасения иноверцев и еретиков // Сочинения. М.: Правило веры, 1993. Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. Письмо 28.
     5. Святитель Феофан Затворник. Слово в Неделю Православия // О Православии с предостережениями от погрешений против него. Минск, 2003.
     6. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Живой колос с духовной нивы. Белорусская Православная Церковь, 2014.
     7. Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского: В 2-х кн. М.: Сибирская благозвонница, 2015.

 

 

 

 

ФАКТЫ ||
Епископ Петр: «Я противник ереси экуменизма»

    


      Епископ Унгенско-Ниспоренский Петр (Мустяцэ) (Молдавская Православная Церковь Московского Патриархата) ответил на обращение духовенства и монашествующих своей епархии по поводу документов «Всеправославного собора».
     В официальном заявлении Владыки на епархиальном сайте говорится: «Ознакомившись с обращением монашеских общин (260 человек), настоятелей и настоятельниц монастырей Унгенско-Ниспоренской епархии относительно „Святого и великого собора Православной Церкви“, который состоится в июне 2016 года, а также подготовленных к нему документов, с печалью признаю, что тексты проектов содержат ошибки и моменты, нарушающие Православное вероучение».
     «Подтверждаю, что я – противник ереси экуменизма и экуменического учения. <…> Многие говорят, что „Всеправославный собор“ не будет заниматься делами догматов, не изменит церковный календарь и посты, монашество и богослужение. Но они не говорят, что изменится догмат о Церкви (догмат – это вечная истина, открытая Богом и необходимая для спасения людей). И молчаливо признают идею о том, что в Церковь входят все отпавшие от Церкви, которые якобы имеют благодать, апостольское преемство и спасение, принимая именование „христианских церквей и конфессий“», – пишет епископ Петр.
     Кроме того Владыка высказал убеждение, что «Православная Церковь должна выйти из „Всемирного совета церквей“ и строго придерживаться богословских и церковных терминов», а также «осудить экуменические документы Русской Православной Церкви».
     «Возносим молитвы о том, чтобы Всемилостивый Господь укрепил нас в деле несения света истины в жаждущие сердца, а также чтобы каждое дыхание хвалило Господа в Духе и правде. <…> Станем добре, станем со страхом, вонмем во исповедании Православной веры!», – призывает молдавский архиерей.

По материалам сайта Унгенско-Ниспоренской епархии:
http://episcopia-ungheni.md/index.php/main/article/10621/roCu

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник