ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ПАЛОМНИЧЕСТВО РОДНАЯ СТОРОНУШКА СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

ЗА ЖИВОЙ ВОДОЙ БЛАГОДАТИ

 


Скульптурное изображение преп. Серафима

над его мощами, почивающими под спудом

 

Вырица – дачный поселок, расположенный на берегу извилистой реки Оредеж в 60 км к югу от Петербурга. Это благодатное место находится в зоне знаменитых реликтовых сосновых боров и считается настоящим климатическим курортом, целебный воздух которого помогает в борьбе с различными недугами.

Северо-западное приграничье России необычайно живописно: нас встречают чистейшие родники, песчаные холмы, огромные, покрытые мхом валуны и безкрайние речные луга. Древние курганы в окрестностях Вырицы свидетельствуют о том, что история поселения насчитывает несколько веков, хотя сам городок возник лишь в конце XIX века. В былые времена в истоках Оредежа располагались царские охотничьи угодья; особенно любил отдыхать здесь Император Александр III. Современные рыболовы говорят, что в оредежских водах и теперь водится крупная форель и даже хариус.

Эта местность издавна привлекала петербуржцев, и к началу XX века оформилась как дачный поселок столичных жителей, который по площади застройки опередил Царское Село и Павловск. Параллельно с развитием инфраструктуры в окрестностях Вырицы возникла необходимость в строительстве храмов. И уже в 1908 году на пожертвования местного населения в поселке при станции была возведена церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – в память о чудесном спасении Царской Семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году.

Под сводами этого небольшого, строгого и лаконичного по архитектуре деревянного храма хранилось множество православных святынь. Особенно прославился чудесами мощевик с частицами святых останков апостолов Петра и Павла, священномучеников Игнатия Богоносца и Климента Римского, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова, Льва Римского, святого первомученика архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Анастасии Узорешительницы, мучеников архидиаконов Лаврентия и Севастиана и преподобного Алексия, человека Божия. Здесь от этих святынь, собранных воедино, совершилось множество исцелений – как до революции, так и после. В годы советской власти мощевик, казалось, был безвозвратно утерян, но в наше время вновь обретен. Безценным украшением церкви являются и иконы  с частицами мощей других угодников Божиих, которые в свое время жертвовали прихожане, скорбевшие о пропаже главной ценности.

В честь празднования 300-летия Дома Романовых 14 июля 1913 года в Вырице был заложен еще один храм – в честь Казанской иконы Божией Матери; шедевр деревянного зодчества 20 столетия. А ровно через год, день в день, его освятил священномученик Вениамин Петроградский, бывший в то время викарием Гдовским.

М. Красовский, один из архитекторов храма, так представлял свое детище в пояснительной записке: «Авторы проекта церкви для Вырицы (ему помогал архитектор В. Апышков, – примеч. ред.) руководствовались как для плана, так и для фасадов теми принципами, которые господствуют в церквах олонецких и вологодских, совмещая их с требованиями нынешней техники <…>, композиция построена на энергичной пластике выступающих кровель, крылец, необыкновенной звонницы – трехпролетной, выполненной в виде прорезанных срубов и установленной на западной оконечности притвора».

Сухой технический язык, конечно, не передает красоту этого архитектурного чуда. Самобытный и неповторимый памятник в классическом русском храмовом стиле напоминает другие жемчужины деревянного зодчества, такие как Кижи и Витославлицы. Но с одним замечательным от них отличием – этот храм и поныне действующий. Окруженный сосновым бором, он создает волнующие образы и картины, похожие на Маковец с триптиха М. Нестерова, посвященного преподобному Сергию Радонежскому. Так что сегодня любой паломник, оказавшись в этой чарующей чаще древнерусского леса с величественным деревянным силуэтом, ощущает себя будто в прежние времена, на Святой Руси.

Роспись иконостаса выполнил академик Н. Кошелев, принимавший участие в украшении храма Христа Спасителя в Москве. Если бы в Казанском храме отсутствовали все прочие святыни, то одни лишь его архитектура и фрески могли бы уже считаться редкими ценностями и, безусловно, притягивали бы сердца и взоры верующих, как это и происходило в первые годы его обустройства.

В 1930 году в летописи Вырицы началась новая страница. По благословению священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского, сюда переехал на постоянное жительство духовник Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим (Муравьев).

Василий Николаевич Муравьев родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии, в благочестивой православной семье, получив во святом Крещении имя в честь преподобного Василия Нового. С детства Василий проявлял незаурядные способности – самостоятельно выучился грамоте и математике. Первыми его книгами стали Евангелие, Псалтирь и жития святых. Образцами для подражания в будущем были избраны пустынные отшельники Макарий, Пахомий и Антоний Великие, Мария Египетская и Павел Фивейский.

После преждевременной кончины отца, в возрасте десяти лет отрок отправляется на заработки в Петербург, где последовательно занимает должности рассыльного, подручного приказчика, приказчика, параллельно продолжая самообразование. Уже в это время Василий стал задумываться о монашестве, но заветной мечте суждено было сбыться лишь несколько десятилетий спустя.

Молодой человек часто ездил в качестве посыльного из Петербурга в Москву и всегда посещал Гефсиманский скит Троице­Сергиевой лавры, где подвизался старец Варнава (Меркулов), ставший его духовным отцом, под руководством которого он пребывал впоследствии 20 лет. Оказывая благодатному старцу безусловное послушание, он и сам соделался причастником благодати Святаго Духа, обитавшей в его наставнике.
Около 1890 года по благословению духовника Василий вступил в брак с девицей Ольгой. У них родилось двое детей, Николай и Ольга, но когда дочь-младенец скончалась, семейная пара приняла решение жить в целомудрии, как брат и сестра.

Слова Господа – не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться <...>. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31, 33) – исполнились на Василии Муравьеве. Господь благословил его труды, и, подвизаясь в духовной жизни, он значительно преуспел на поприще житейском, в продаже пушнины, став одним из пяти ведущих столичных мехоторговцев. От своего имения он щедро благотворил монастырям, храмам и нуждавшимся людям. Как мы отметили выше, в семье Муравьевых соблюдался строгий, по сути монашеский устав православной жизни. А часто ли можно встретить подобное в среде современных бизнесменов?

Духовный отец благонравной четы старец Варнава скончался в 1906 году и перед смертью дал супругам благословение со временем принять монашество. По преставлении старца Василий Николаевич окормлялся у ректора Санкт-Петербургской Духовной академии епископа Ямбургского Феофана (Быстрова), а когда Владыку перевели на Полтавскую кафедру – у епископа Гдовского Вениамина (Казанского).

Василий Муравьев считался богатейшим человеком Санкт-Петербурга. После революции 1917 года купец имел возможность эмигрировать, спасая свое состояние, но поступил иначе: все деньги и имущество пожертвовал монастырям, в частности, Александро-Невской лавре, написав затем прошение о принятии его в братию обители. 29 октября он был пострижен в монашество с именем Варнава – в память о своем старце, затем рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1921 года – в иеромонаха. В тот же день его жена Ольга Ивановна приняла ангельский чин в женском Воскресенском Новодевичьем монастыре.

Большой духовный и практический опыт вскоре поставил отца Варнаву в число преуспевавших подвижников лавры. За советом к нему обращались не только миряне и монашествующие, но и епископы. В 1926 году он был пострижен в великую схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского, и избран братией духовником. У него окормлялись священномученики епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) и митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов). Последний еще в бытность архимандритом составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и активно участвовал в прославлении Саровского чудотворца. И вот, в годину гонений Господь промыслительно даровал ему в наставники нового Серафима – в духе и силе преподобного старца.

Три года, не щадя себя, отец Серафим нес духовническое послушание. Авторитет его среди братии и прихожан был непререкаем. Архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому) он предсказал Патриаршество, увидев в нем духовным зрением будущего Предстоятеля Русской Церкви Алексия I. Обращался к нему и епископ Петергофский Николай (Ярушевич), ставший впоследствии митрополитом Киевским и Галицким.

Однажды старец без перерыва принимал людей двое суток. От долгого стояния и постоянного переохлаждения у него развились межреберная невралгия, ревматизм и варикозная болезнь. Страдал батюшка и сердечной недостаточностью.

Когда по рекомендации врачей и настоянию митрополита Серафима святой переехал в Вырицу, келейницей его стала бывшая супруга, в то время уже схимонахиня Серафима, а помогала ей их 12-летняя внучка Маргарита, послушница Новодевичьего монастыря.

 

Окончание на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник