ПАЛОМНИЧЕСТВО | РОДНАЯ СТОРОНУШКА | СТРАНИЦА 15 |
Казанский храм
Окончание. Начало на стр. 14
Старчествование иеросхимонаха Серафима на новом месте продолжалось почти 20 лет. Он всячески старался подражать преподобному Серафиму – в частности, столпническим молением на камне, находившимся у него в саду. В то же время крест болезни роднил его с преподобным Амвросием Оптинским, который, сам претерпевая жесточайшие страдания, возвращал физическое и духовное здоровье тысячам людей. В старце Серафиме еще с конца 20-х годов также стал проявляться дар исцеления. Однажды к нему привели умиравшую от дизентерии девочку; он помолился, причастил ее – и ребенок в тот же день выздоровел. Другой посетительнице, слепой женщине, святой благословил привязать на ночь к глазам артос и трижды прочесть Символ веры, после чего она прозрела. А когда к нему обратились мать с дочерью, у которой высохла левая рука, старец как бы невзначай облокотился на плечо болящей и страдалица сразу почувствовала приток крови в недужной конечности. Известно и о множестве других исцелений по молитвам преподобного, который во всех таких случаях просил, чтобы благодарили не его, а Серафима Саровского, ибо «сии чудеса совершаются с его помощью».
В годы Великой Отечественной войны угодник Божий усилил столпнический подвиг на камне, ежедневно прося Господа о даровании России победы над фашистскими захватчиками. И нет сомнений, что именно духовная армия наших святых (куда входила также блаженная Матрона Московская и иные молитвенники) оказала решающее влияние на итог войны.
Свою эпоху старец называл исповеднической. «Ныне пришло время покаяния и исповедничества, – говорил он. – Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, безсмысленно идти против Его святой воли». Прозревал он и будущее нашей Родины: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь будет всегда гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощренный и непредсказуемый характер».
Сбывается слово святого: в наши дни деньги стали вожделенным кумиром для миллионов и ради материальных благ многие готовы отдать не только свои силы, время, но и принести в жертву судьбы родных, близких, не говоря уже о нравственных принципах и Божиих заповедях. И разве сейчас мы не наблюдаем гонения на верующих? Сколько священнослужителей было выведено за штат или запрещено в служении из-за их сопротивления антихристовой глобализации и ее религиозной разновидности – ереси ересей экуменизму! Сколько монашествующих из-за этого изгнано из монастырей! Сотни тысяч людей до сих пор терпят дискриминацию по причине отказа от электронных документов. Но по телевидению и радио об этом не говорят, вбрасывая отвлекающие сообщения об авариях и новых выходках эстрадных «звезд». Воистину, наступило царство зла и лжи! Но старец Серафим предсказал и светлые события:
«Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И Крест Святой Божественной красою
Над храмом Божиим вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит.
Открыты будут вновь обители святые
И вера в Бога всех соединит.
Утихнут грозные невзгоды,
Своих врагов Россия победит,
И имя русского великого народа
Как гром по всей вселенной прогремит».
В последние годы земного бытия болезни настолько одолели святого, что он уже почти не вставал с постели. Перед смертью преподобный Серафим спал в течение 12-ти дней. По пробуждении он сказал одной из монахинь: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от Православия».
Накануне кончины старцу, как и его небесному покровителю, явилась Пресвятая Богородица – у окна под березой. 3 апреля 1949 года со словами «Спаси, Господи, и помилуй весь мир!» он тихо почил, перейдя в Жизнь Вечную. Спустя полвека, в 2000 году схиархимандрит Серафим был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
Угодник Божий предрекал появление в Вырице другой подвижницы благочестия – блаженной Наталии.
Евстигнеева Наталия Михайловна родилась в 1890 году. Сведения о первой половине ее жизни не сохранились; известно лишь о том, что в поселке она поселилась по благословению старца Серафима.
Блаженная имела дар прозорливости: так, архиепископу Симбирскому и Мелекесскому Проклу, когда тот еще учился в семинарии, она предсказала священство и епископство. Во время молебна, состоявшегося прежде прославления Иоанна Кронштадтского и Ксении Петербургской, юродивая пела: «Святой Иоанн Кронштадтский, моли Бога о нас! Святая блаженная мати Ксение, моли Бога о нас!» Тогда же она прорекла присутствовавшему на священнодействии семинаристу, что он будет участвовать в открытии их мощей, что впоследствии исполнилось. На Смоленском кладбище у часовни блаженной Ксении Наталия Михайловна была частой гостьей, иногда молясь там ночи напролет.
По ходатайству подвижницы пред Богом совершались и многие исцеления. Почти каждому из своих гостей она делала какой-либо подарок, как правило, со значением, и зачастую его тайный смысл открывался позднее. Все, что ей приносили благодарные верующие, Наталия Михайловна раздавала нуждавшимся, благотворя также и от своего имения. В тяжелые моменты жизни, во время духовной брани или при нашествии скорбей, она неизменно оказывалась рядом с несчастными. Прозревая их духовное состояние, блаженная спешила на помощь, несла пищу и земную, и духовную, утешала, ободряла, но при необходимости и вразумляла.
Могилка блаженной Наталии
Перед смертью подвижнице явился святитель Николай Чудотворец, возвестивший о предстоявшей кончине. Наталия Михайловна почила 16 января 1976 года в возрасте 86 лет. Погребли ее на Вырицком кладбище, в самый праздник Богоявления. 4 октября 2012 года ее честные останки были перезахоронены на погосте Казанского храма, рядом с часовней, в которой почивают под спудом мощи преподобного Серафима и его супруги схимонахини Серафимы. В настоящее время собираются материалы для ее прославления в лике святых.
За алтарем Казанской церкви покоится и еще один подвижник благочестия – протоиерей Алексий Кибардин.
Батюшка родился в 1882 году. После семинарии женился на девице Фаине (ее могилка находится рядом) и был рукоположен в священники к Феодровскому Государеву собору в Царском Селе. Со временем он стал его настоятелем и исповедовал и приобщал Святых Христовых Таин Царскую Семью.
После революции, когда начались гонения на Церковь, отец Алексий приходил в Александро-Невскую лавру к старцу Серафиму, испрашивая совета – оставаться ли в России или эмигрировать? Старец благословил его не уезжать, сказав, что он нужен здесь, на Родине. В 1930–1934 годы подвижник претерпевал темничное заключение за Христа, а после освобождения служил в Ленинградской области. В 1945 году его назначили настоятелем Казанского храма Вырицы. Здесь он снова повстречал преподобного Серафима, с которым у него установилась тесная духовная связь. Последние две недели земной жизни старца священник ежедневно причащал его Святых Таин и после кончины провожал в последний путь.
В 1950 году, через год после преставления старца, отца Алексия снова арестовали. Так он славил Господа исповеданием Его святого имени перед грешным богоборческим миром...
…Но вот, нам пора в обратный путь. Память сохраняет последние увиденные детали, святыни: чудотворная Казанская икона Божией Матери – келейный образ преподобного Серафима и его икона с принадлежавшей ему епитрахилью, а также икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Мы идем пешком в сторону станции, и высокие сосны постепенно скрывают и Казанский храм, и источник рядом с ним.
Да и саму Вырицу можно назвать духовным источником, к которому стекаются верующие со всей России – за живой водой благодати Христовой. Как справедливо заметил кто-то из паломников, семена веры, посеянные здесь столетие назад, взошли и принесли обильные плоды – святых старцев, исповедников и блаженных, которые ныне невидимым небесным кольцом окружают это благодатное место.
Слава Господу нашему и Его Пречистой Матери, что сподобили нас побывать в сем северном Иерусалиме, припасть к его святой земле и напитаться райским духовным ароматом жизни и подвигов просиявших тут Божиих людей!
Александр МАЛИНИН