ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ТВОРЧЕСТВО ВОСКРЕСЕНИЕ РУСИ СТРАНИЦА 7
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

«ВСЯКОЕ ДЫХАНИЕ ДА ХВАЛИТ ГОСПОДА!»

 

 

 

Окончание. Начало на стр. 6

 

Например, удивительный его образец, вышедший из глубины верующего, не сомневающегося, благоговейного сердца, – повесть И.С. Шмелева «Лето Господне». Здесь мы видим Православную Русь глазами ребенка, познающего Бога не через догматику, а чувствубщего Его присутствие в быту, где все пропитано Православием. И этот уклад сформировал образ бытия православного человека, духовного бытия России.

 

– Маяковский считал, что стихи, как заводскую деталь, может делать каждый, используя готовые шаблоны и правила. Как полагаете Вы, можно ли научиться создавать стихотворения, или эта способность даруется лишь Господом Богом?

– Маяковский был ярким представителем формализма. Это направление в литературе, которое отделяет форму от содержания, отдавая ей предпочтение. Формализм лежит в основе всех модернистских течений – футуризма, символизма, акмеизма... и «несть им числа». В своих опытах представители этого т. н. «чистого искусства» доходят до полного обезсмысливания слова. Эксперименты В. Хлебникова – «у-бе-щур», «чурлю журль» – говорят сами за себя. Понятно, какие силы вдохновляют эту нервную дисгармонию и неестественность. Формализм лишает искусство того, что делает его искусством – неповторимости, индивидуальности, художественности.

Можно ли научиться писать стихи? Человек, очевидно, может научиться всему. Но знания, навыки, ремесленничество и даже мастерство – это одно, а талант и вдохновение – другое. Поэзия не рождается из пустоты, из механического конструирования готовых шаблонов. Она творится вдохновенным сердечным пением, когда все неразрывно, взаимосвязано, естественно.

 

– Бытует мнение, что, мол, поэт должен быть бедным и голодным. Что только стрессовые ситуации и уникальные психологические состояния вроде влюбленности, ненависти к врагу, утраты близкого человека и проч. – способны вдохновить его на создание глубоких произведений. При этом одни авторы утверждают, что поэзия – это тяжелый кропотливый труд (не исключающий, разумеется, таланта). А другие говорят, что сочиняют легко, что стихи не пишутся, а случаются. Что Вы думаете о «бедном и голодном поэте»? Как пишите сами?

– Вряд ли крайняя бедность может способствовать творчеству, тем более быть его вдохновляющей силой, если человек подавлен и озадачен попечениями о пропитании. Стрессовые ситуации также не служат источником настоящей поэзии. Она не нуждается в искусственном подхлестывании и не творится из аффектов и нервных потрясений. Да и не события своей жизни стремится оплакать или воспеть поэт. Не из праха повседневности рождается подлинное искусство. Поэт даже и через мелочи быта раскрывает великий, главный смысл мира. «Он бьет кривые наши зеркала, чуть приоткрыв завесу мирозданья». И свои глубоко личные, сокровенные переживания переплавляет в этот главный смысл. Тогда и читатели воспринимают их как собственные мысли и чувства.

Как же понимать тогда слова Пушкина: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»? Не о житейских бедах и скорбях говорит тут поэт, но о той мировой скорби, которая есть сострадание, сопричастность к трагедии мира. И это приближает его не только к людям, но и к Богу. Ведь и Господь так возлюбил мир, что сошел в него и пострадал за нас.

Нужно ли трудиться поэту, если его мастерская – сердце? Формула настоящего творчества неизменна: талант – труд – вдохновение. Быстрое, непринужденное рождение стихотворных строк или их кропотливая шлифовка? Это не два способа творчества, а разные этапы одного и того же творческого процесса. Конечно, самые значительные, самые любимые для поэта стихи, это появившиеся тогда, когда, как говорил Пушкин, муза «сама свирель из рук брала». Но в любом случае автор, ответственный перед своей совестью, перед Богом и людьми, всегда посмотрит и подумает: а не погрешил ли он в том, что так легко и блестяще облеклось в один миг в поэтические строки? Единственно ли верные и необходимые слова и образы выразили то, что выношено сердцем? И чем ярче дарование поэта, чем глубже его ответственность, требовательность к себе, тем больше он работает над стихами. У каждого это происходит по-своему. Счастливы те поэты, у которых и труд осенен вдохновением. Вдохновение, как и талант – неуловимая, необъяснимая тайна.

 

– Как и когда Вы обрели дорогу в православный храм? Какую роль играет вера в Вашей жизни и творчестве? Чем произведения верующего, воцерковленного поэта отличаются от сочинений нерелигиозного человека? Могут ли поэзия и вообще искусство быть религиозно нейтральными, не имеющими знака «плюс» или «минус», т. е. не различающими сторон добра и зла? Или они, безотносительно к осознанию этого автором, в любом случае станут либо служением Богу, либо – его противнику, врагу рода человеческого? Какова цель творчества думающего, осознающего происходящее в Церкви и мире православного поэта ХХI века?

– Я родилась в верующей семье. По-разному складывалась жизнь, но ощущение присутствия Божия не покидало никогда. Дедушка, деревенский батюшка, оказывался всегда рядом в трудные моменты и помогал. Бывало, мама не знала уже, что делать, а утром он стучал в окно… Помню дедушкины очень большие, толстые книги в кожаных переплетах, с металлическими застежками. И храм, где он прослужил всю свою жизнь. Там меня и крестили в младенчестве... Иконостас в нашем доме. Особенно впечатляла в детстве Казанская икона Пресвятой Богородицы в окладе с выпуклыми виноградными гроздьями... Утро. Мама сосредоточенно стоит перед иконами. В сумерках горит огонек лампады. Я слышу, как она перечисляет наши имена... Или – праздники с их чистой и тихой радостью: «И капал желтый воск со свечек. И пахло чем-то милым, вечным. И ощущение добра – Рождественские вечера».

Серьезное воцерковление, уже не подспудно, а милостью Божией, собственным горячим осознанным желанием и усилиями, с ощущением необходимости этого, началось позже. В то время я уже серьезно занималась поэтическим творчеством. Было издано несколько книг, я вступила в Союз писателей Латвии… Тогда, в горячем первоначальном максимализме веры, подумалось, что стихи теперь не нужны, есть дела и поважнее. Но они продолжали сочиняться, только уже о другом. Главным направлением для меня стала духовная поэзия.

Ни искусство, ни поэзия не могут быть нейтральными – не различающими добра и зла. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30), – сказал Господь наш Иисус Христос. Сегодня мир или прямо гонит Православие, или заигрывает с ним. Появляется все больше произведений, подделывающихся под Православие, но при этом не отражающих его истин, опровергающих или дискредитирующих его. Предназначение же православного поэта – нести в мир дух Христов, исповедовать истины святой веры, помогать себе и людям на пути спасения, быть искренним и любящим гражданином Отечества земного. Всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150, 6).

 

– Отчасти Вы уже затронули эту тему, но давайте остановимся на ней подробнее. Какие позитивные и негативные явления можно отметить в современной поэзии и как противостоять последним? Каковы возможные пути ее дальнейшего развития, от чего оно будет зависеть? Что бы Вы хотели сказать и пожелать своим собратьям по перу, особенно молодым людям, желающим сегодня серьезно заниматься литературным творчеством?

– Как я уже говорила, современная поэзия, отошедшая от Бога, становится все более безпредметной и безответственной. Опускается до уровня самых низменных запросов, служит увеселению, развлечению и растлению человеческой души. Да и художественности в ней все меньше. Нынче в моде безформенное, безобразное, безсмысленное. Какой смысл, например, можно найти в стихах популярной молодой поэтессы, если она признается, что разговаривает в них со своими кроссовками и бейсболкой, а не с нами?! Игра слов? Но поэт – не создатель пустых словесных фейерверков. Слово всегда действенно, искусство всегда воспитывает так или иначе, как бы от этого ни отпирались неформалы и модернисты.

Есть свои проблемы и у православной литературы и поэзии. Так, порой писатель идет на поводу у мира, и тогда появляются, например, повести о захватывающих приключениях монаха. Или же, рассчитывая на примитивного читателя, создает упрощенную, «лубочную» литературу. Иногда от избытка сердца говорят уста (Мф. 12, 34), и человек не вполне контролирует свои чувства и мысли. К сожалению, все это создает у обывателей впечатление несовместимости православной традиции и истинной художественной литературы...

Дальнейшее развитие поэтического слова и всего искусства вместе с судьбой России зависит, как и прежде во все века нашей истории, от возвращения к вере, от обращения к Богу. Только в Нем – путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6).

Молодым поэтам желаю крепкой веры, любви к Богу, Отечеству и людям. Учиться, познавать родную литературу и богатейший, тонкий и выразительный, всеобъемлющий русский язык. Стараться видеть и слышать, быть неравнодушными, иметь чувство ответственности и требовательность по отношению к себе самим.

 

– Ваши пожелания редакции и читателям «Православного Креста»?

– Газете «Православный Крест» – стойкости, духовного и гражданского мужества, помощи Божией, многочисленных верных читателей и преданных талантливых сотрудников. И – многая лета! Читателям – милости Божией и спасения.

Беседовал Алексей ФЕДИН

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник