ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
«БЛЮДИТЕ УБО...» ПРОТИВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ СТРАНИЦА 4
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СМИРЕНИЕ – КЛЮЧ К РАССУЖДЕНИЮ

О причинах непонимания священнослужителями опасности
электронной идентификации человека

 


Архимандрит Кирилл (ПАВЛОВ)

 

 

В данной статье мы хотим рассмотреть важный вопрос, в последнее время вызывающий все большее безпокойство в связи некритичным отношением к нему православной паствы, духовенства и иерархии. Речь идет об электронной идентификации личности. Зачастую у людей возникает недоумение – почему по этой теме среди верующих нет единомыслия? Почему, казалось бы, даже ревностные пастыри и архипастыри не придают никакого значения процессу электронной идентификации человека, игнорируя множество уже имеющихся по поводу этой проблемы официальных документов Русской и Элладской Православных Церквей?..

 

С этими вопросами некоторые чада нашей Церкви, в том числе и священнослужители, обращались ко всероссийскому духовнику архимандриту Кириллу (Павлову). Известна его ясная и четкая позиция в отношении не только ИНН, но и всего процесса электронной идентификации. Из богодухновенных слов отца Кирилла однозначно следует, что присвоение людям номеров – дело богоборческое. А что же он говорил о непонимании этой проблемы православными? «Причина, – пояснял старец, – лежит в ущербности и искаженности духовной жизни этих людей». Он также замечал, что очень сложно поднимать указанный вопрос в силу «отсутствия у духовенства и епископата евангельского сознания», поскольку «они не пропитаны духом Евангелия». Т. е., сообразуясь с учением Церкви, можно сказать, что духовенство и епископат в большинстве своем пребывают в душевном состоянии, причем совсем не том, которое в Священном Писании характеризуется как «усыновление Богу».

Приведенное мнение старца Кирилла крайне важно. Следуя святоотеческой традиции, батюшка всегда был немногословен, но его отличало умение говорить по существу, так что все сказанное им обладало глубоким смыслом, являлось «евангельской солью». И это закономерно, ведь он опытно прошел путь Святых Отцов-подвижников, глубоко изучив их наследие и в течение многих лет поддерживая тесное духовое общение со старцами Глинской пустыни.

Затрагивая проблему ущербности духовной жизни священнослужителей, архимандрит Кирилл видит ее корень в крайне поверхностном восприятии Предания Церкви и ее учения о спасении. Сегодня активно развивается процесс церковного обмирщения, или секуляризации, суть которого в утрате понимания главной миссии Церкви – спасительного восстановления человека, введения его в общение с Богом через исцеление души и достижение обожения. От состояния греха и духовной смерти человек может возродиться только посредством Таинств святого Крещения и Миропомазания, совершаемых в Православной Церкви. Спасается он благодатью Божией; с помощью аскетического подвига, совершаемого в согласии с учением Святых Отцов и Преданием; хранением всех заповедей Божиих; полноценной литургической жизнью и научением себя деланию Иисусовой молитвы.

Здесь раскрывается и огромная роль святоотеческих писаний, в которых Духом Святым Отцы Церкви изложили основные законы внутренней жизни христианина, начертали способы и методы преображения человеческой души и усыновления Богу. Незнание или легкомысленное отношение к этому наследию неизбежно вводит в сети диавола, ввергает в состояние прельщенности, духовного омрачения.

Святые Отцы Церкви учат, что человек должен исцелиться от многочисленных страстей, преобразиться, стать из плотского и душевного духовным, стяжать благодать усыновления. «Таков закон жизни о Христе Иисусе, и кто наперед не облечется благодатью Христовой, а потом не устроится жить по Христу, тот тщетно трудится», – говорит преподобный Симеон Новый Богослов. Без этой благодати усыновления человек не может стать настоящим христианином и наследником Царствия Божия. Святоотеческий метод духовного исцеления подвигает человека постичь свое состояние глубокого падения, встать на путь покаяния и христианского делания, т. е. приобретения христианских добродетелей, сообразования своей жизни с волей Божией посредством окормления у духовника.

Добродетели, описанные по порядку заповедей блаженств, усваивают человеку нрав Христов. Но все они зиждутся на двух главных, меж собой взаимосвязанных – смирении и любви. «Ноги добродетели – смиренномудрие, а глава – любовь. И всякая добродетель, которая бывает без смирения и любви, безполезна есть и тщетна», – говорит в своих катехизических наставлениях преподобный Симеон Новый Богослов. Смирение есть верная основа евангельской жизни. Только оно одно привлекает Божественную благодать, которая ведет человека по ступеням восхождения от добродетели к добродетели.

Таковы же и принципы духовного руководства архимандрита Кирилла. Он видит в каждом человеке образ Божий. Он весьма терпеливо взращивал своих духовных чад, сам подавая им пример и заботясь прежде всего о двух наиважнейших качествах – смиренномудрии и верности православному Преданию, святоотеческому учению. А через это воспитывались в его духовных детях основополагающие христианские добродетели – смирение и любовь, о которых пишет преподобный Симеон.

Отец Кирилл постоянно направлял к чтению святоотеческой литературы, избирая писания учителей Церкви в соответствии со степенью духовного развития чада. Некоторым, особо способным, он советовал по нескольку раз перечитывать преподобного Авву Дорофея, а именно – главы «О смиренномудрии» и «О самоукорении», которое этот древний богомудрый наставник  христиан называет «правым путем, указанным Отцами». И вот почему так поступал наш современный старец: без самоукорения, воспитывающего дух смирения, невозможно пресечь опасное превозношение и губительное тщеславие, самоцен, кои наиболее пагубно действуют на душу человека, в особенности талантливого и образованного. Страсти самоцена и самомнения отравляют душу и вводят в прелесть. Поэтому без смирения и самоукорения невозможно стяжать богоугодную чистоту и постичь богословие Отцов Церкви, богооткровенную истину.

Без этих добродетелей и духовного руководства нельзя обрести и такой важнейший дар, как рассуждение. Его не следует путать с размышлением, но, как пишет преподобный Иоанн Лествичник, он «в общем смысле в том и состоит и познается, чтобы точно и верно постигать Божественную волю во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи». Только смиренномудрие подает человеку умное чувство для различения истины и лжи. Этим умным чувством Отцы Церкви всегда точно определяли ересь и ложь, не вдаваясь в тонкости богословия.

К глубокому сожалению, в нынешней церковной действительности духовная жизнь обычно поверхностна, что порождает много ложных мнений, не согласующихся с православным вероучением. Т. н. научное богословие, которое мы не отвергаем, если оно бережно и благоговейно относится к наследию Церкви, в последнее время пропитывается католическо-протестантским духом с его неправым взглядом на святоотеческие тексты. Все чаще Отцы Церкви воспринимаются «богословами» не как богодухновенные выразители истины по главным вопросам догматического и аскетического характера, а лишь как люди, которые высказывали свои теории и предположения и создавали некие собственные концепции. А это означает, что их писания могут быть подвергнуты критической оценке современных «богословов». Но, как известно, такое отношение к Святым Отцам предано анафеме на Константинопольском Соборе 1351 года. Его участник, точный и неложный выразитель учения Церкви, святитель Григорий Палама именует Отцов едиными устами, движимыми единым Духом.

Но вернемся к поставленному вначале вопросу о причине непонимания епископатом и духовенством проблемы цифровой идентификации личности. Мы уже выяснили, что, согласно мнению старца Кирилла (Павлова), корень их легкомыслия – омертвение сердца и души, вызванное недостатком любви к Богу, неисполнением Его заповедей, пренебрежением и неверным пониманием Его слова. В основе всего этого лежит душевность, плотское состояние неочищенности от страстей, недостаток покаяния.

Некоторые возразят: «Как это мы не любим Бога, если мы часто служим и причащаемся Святых Христовых Таин, соблюдаем положенные посты и т. д.?» На это можно ответить опять-таки словами преподобного Симеона Нового Богослова, что подлинная любовь ко Христу требует от человека большего, а именно – полного самоотречения во имя Христа, готовности за каждую заповедь Божию отдать жизнь.

 

Окончание см. на стр. 5

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник