ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕРА И НАУКА СЛАВЯНСКОЕ БРАТСТВО СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

СЕРБЫ – НАРОД БОЖИЙ

 


Распятое Косово

 

 

В начале ХХ века святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский». Что означают эти патриотичные слова святого? К чему они нас побуждают и обязывают? Приснопамятный подвижник благочестия и доктор церковной истории митрополит Иоанн (Снычев) пояснял их смысл так: «Россия как вселенская хранительница и защитница святого Православия есть „подножие Престола Господня“. Это понимание зрело в русском религиозном самосознании на протяжении многих веков, а наиболее четко его сформулировал перед самой революцией наш великий святой – всероссийский праведник и молитвенник Иоанн Кронштадтский. Родиться русским, говорил он, есть дар определенного служения. <…> Русское служение – одновременно жертвенное и героическое, высокое и скорбное, общечеловеческое и вселенское – заключается в том, чтобы до конца времен стоять преградой на пути зла, рвущегося к всемирной власти. Стоять насмерть, защищая собой Божественные истины и спасительные святыни веры. Доколе мы помним об этом – жива Святая Русь, неодолима и страшна врагам – нашим и Божиим!»

Итак, мы, русские православные люди, веруем, что Господь имеет особый замысел о нас, о всемирной сакральной миссии нашего Отечества. Однако «понятие „русский“ <…> не является исключительно этнической характеристикой, – отмечает владыка Иоанн. – Соучастие в служении русского народа может принять каждый, отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования».

Пожалуй, наиболее близкий нам во всех отношениях народ – сербы. И примечательно, что в сознании этих южных славян, наших братьев по крови и вере, также живет особое понимание своего исторического предназначения как православного народа-богоносца. Именно поэтому в Сербии, как ни в какой другой стране, чают исполнения пророчеств Святых Отцов о предапокалиптическом возрождении России. «Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы, как это происходит сегодня, но когда войско живых русских святых, от святого Владимира и святого Серафима до последних мучеников Христовых с Царем-Мучеником во главе, возвестит Небу и земле, что весь русский народ обновлен Христом, заново в муках рожден, заново во крови крещен и готов теперь помочь всему миру», – исповедовал эту надежду от лица своего народа сербский святитель Николай (Велимирович).

В представленном ниже интервью обсуждается проблема национальной идентичности сербов в контексте противостояния «новому мировому порядку».

 

Антрополог доктор Ивица Тодорович родился в 1971 году в Подгорице (столица Черногории, – примеч. ред.). Начальную школу и гимназию он окончил в Шабаце (город в западной части Сербии, – примеч. ред.) и Белграде. Учился на философском факультете Белградского университета, на отделении этнологии и антропологии, защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертации. Сегодня Ивица Тодорович – ведущий научный сотрудник Этнографического института Сербской академии наук (САНУ). Также наш собеседник – член редакций ряда научных журналов; известен он и как руководитель нескольких международных и отечественных проектов и редактор «Энциклопедии сербского народа» в разделах, посвященных этнологии; участник многочисленных исследований и научных конференций. В частности, И. Тодорович провел масштабные этнологические исследования в Сербии, Черногории и Республике Сербской. Главные темы его трудов: типы культур и научные парадигмы, мифология и сакральные тексты, традиционная и современная духовная культура сербского народа, сербская идентичность, проблемы происхождения и этногенеза, базовые структурные модели... Ивица Тодорович – автор книг «Ритуал ума», «Мифологическая правда сербов», «Святая структура», «Этнология и генетика» и более 150 научных статьей. Поводом к нынешней беседе послужило появление его новой книги «Сербская тайна», выпущенной Этнографическим институтом САНУ совместно с белградским издательством «Невен».

 

ЭТНОЛОГИЯ И ЭСХАТОЛОГИЯ

 

– Господин Тодорович, как этнолог и антрополог Вы занимаетесь, в числе прочего, и вопросами происхождения и идентичности сербского народа. В своей книге «Мифологическая правда сербов» Вы попытались объективно исследовать нашу историю, не прибегая к мистификациям, свойственным некоторым лжеученым, но, напротив, указав ключевые моменты процесса формирования сербской идентичности. На чем основаны Ваши выводы о сербах как древнейшем народе?

– В исследованиях сербского этноса я использовал метод строгого структурного анализа, стараясь рассматривать различные детали этнического контекста в рамках сразу нескольких научных дисциплин, включая сюда и проблемные вопросы, не имеющие однозначного толкования и даже вызывающие неприятие в кругах, ошибочно относящих себя к элите. В основу книги «Мифологическая правда сербов» положен всесторонний детальный анализ известной идеи о сербах как древнейшем народе. Хотя некоторые читатели могут не согласиться, что указанная проблематика достаточно сложна, но она требует объемного продолжительного исследования и нестандартного подхода. Поэтому книгу рекомендую читать очень внимательно – во избежание всяческих недоразумений и неправильного восприятия. В отличие от этого труда, основанного на научном исследовании различных идей и представлений, другая книга – «Этнология и генетика» – посвящена непосредственно происхождению сербов, для изучения которого я применил самые современные методики и достижения.

Однако вернемся к сути Вашего вопроса. Различные представления о значении сербов, об их этногенезе, а также об особой роли нашего народа в глобальных исторических процессах, появившиеся сравнительно недавно, главным и непосредственным образом связаны с идеей т. н. «пранарода», сформировавшегося много веков назад. Эта идея заключается в том, что сербы были коренным этносом на Балканах и по сути представляли собой «пранарод», от которого в дальнейшем произошли остальные народы индоевропейской расы. Идея «пранарода» позволяет в каком-то смысле уподобить сербов «новому израилю», избранному народу Божию. Уже в эпоху средневековья это представление становится основой сербской идеологической системы, самый известный элемент которой – т. н. «Косовский завет», документ со строго определенными правилами и формами коллективного социального поведения. Эта же идея получила свое развитие в течение последних столетий и даже десятилетий; возникли ее многочисленные новые интерпретации, начиная с произведений владыки Николая (Велимировича). Но, говоря кратко, вся суть обсуждаемой концепции в том, что совершенный, т. е. избранный народ может существовать, только соизмеряясь с высшим идеалом, представленным в Богочеловеке – Господе нашем Иисусе Христе.

 

СЕРБЫ – НАРОД БОЖИЙ

 

– Что это означает?

– Это культурный, исторический, миссионерский образ, особое представление в лучших традициях сербской философской мысли, которое можно понимать, трактовать как непрерывное воплощение в жизнь христианских ценностей, начало чему было положено святым Саввой. Необходимо подчеркнуть и то, что сербская идея в этом смысле становится универсальной и – полностью противоположна концепции современного глобализма с его безумным футуристическим сценарием установления власти мирового правительства.

 

ОБ АЛБАНЦАХ,
ИЛЛИРИЙЦАХ И ПРАВДЕ

 

– Недавно наша общественность была неприятно удивлена информацией, появившейся в одном учебнике по истории для начальных школ, согласно которой сербы на Балканах – якобы народ пришлый, отбиравший земли у исконно проживавших здесь иллирийцев и их потомков – албанцев. Проблемы истории сегодня нередко становятся скандальными новостными событиями, а в науку вмешивается политика. Если к этому прибавить и последние открытия генетиков, такие, например, как исследования русского ученого Анатолия Клесова, утверждающего, что место появления индоевропейцев – сербские области современного Балканского полуострова, то что можно сказать о генетическом происхождении сербского народа?

– Что касается иллирийцев, то много раз неопровержимо научно доказано, что албанцы не являются их потомками, и этот вопрос с точки зрения реальной науки считается решенным. Иными словами, миф о связи албанцев с иллирийцами – идеологический и политический прием, чаще всего используемый для оправдания насильственного изъятия сербских этнических территорий и геноцида сербов. Албанцы на Балканах впервые упоминаются лишь в XI веке. Кроме того, науке хорошо известно, что «естественной и четкой этнической границей между сербским и албанским народами до XVII века были реки Черный и Большой Дрим» («Энциклопедия сербского народа»), а увеличение численности албанцев на сербском этническом пространстве происходило только в конце XVII века и сопровождалось этнической чисткой и насилием по отношению к нашему народу. Все эти факты общеизвестны.

 


Маленький воин

 

С другой стороны, широкая общественность пребывает в неведении, что многие авторы еще в XIX веке приводили массу доказательств, подтверждавших, что прежде все славяне именовались «сербами» (Шафарик, Суровецкий, Кобычев, Будимир, Руделев и др.) и что мх прародина – именно дунайско-балканское пространство (Трубачев, Пипер, Толстой, Янкович и др.), как и прародина индоевропейцев (Рыбаков, Горнунг, Трбухович, Клесов и проч.). Эти теории высказали ведущие в своих отраслях ученые. Однако на т. н. официальном уровне нередко доминирует парадигма, сформировавшаяся под влиянием идеологии, которая, несмотря на доказательства специалистов, не позволяет научным институтам равноправно заниматься исследованиями в рамках этих теорий, не говоря уже о том, чтобы ознакомить с ними всех нас и внести эти данные в школьные учебники истории.

 

Окончание на стр. 15

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник