ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Духовно-нравственный облик архиерея

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 17 (137)

 

В нынешнем году исполняется 20 лет со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995) – мудрого и честного иерарха, апологета идеалов Святой Руси, патриота, монархиста, обличителя опасных лжеучений нашего времени. В преддверии этой даты мы публикуем избранные главы из курсовой работы Владыки (тогда еще иеромонаха) в Ленинградской духовной академии на тему духовно-нравственного облика русских архиереев XI–XVI веков. Данный труд ценен как актуальностью поднятого вопроса, так и серьезностью подхода к нему автора, глубоко осознававшего высоту архипастырской миссии быть «солью земли» (см.: Мф. 5, 13).

 

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ
ОБЛИК ЕПИСКОПА В СВЕТЕ
УЧЕНИЯ АПОСТОЛОВ И СВЯТИТЕЛЕЙ

 

Б. УЧЕНИЕ О ЕПИСКОПЕ В СВЕТЕ
АПОСТОЛЬСКИХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ

 

Остановим свое внимание на том, каким изображается епископ в Апостольских постановлениях. В списке этого древнего исторического памятника (происхождением своим он восходит к III в.) говорится: «Относительно епископов мы так слышали от Господа нашего: „Кто поставляется в пастыря – епископа в Церкви какой-либо области, тот должен быть незазорен“» (не подлежащий зазрению, безукоризненный). Т. е. чужд всякой порчи нравственной.

Другими словами, епископ должен быть во всех отношениях чистым и святым мужем, чтобы ничто в его моральном облике не давало повода к укорению или осуждению его сана со стороны пасомых. «Безукоризнен» – то же, что и незазорен: чужд всякой человеческой несправедливости. Епископ должен быть правдивым, не допускающим никакого лукавства или лицезрения в судопроизводстве. У апостола Павла это выражено словом «справедливый».

Святитель Григорий Богослов так определяет справедливость и несправедливость: «Не домогаться того, чтобы иметь у себя больше других, – это справедливость; а выступать из пределов равенства – это несправедливость» (Творения Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. СПб., 1912. Т. 2. С. 309).

«Да будет же он, если возможно, образован, а если он будет неучен, то да будет, по крайней мере, искусен в слове, в учении христианском, как прилично возрасту тому». Здесь, видимо, надо разуметь образование не только христианское, но и светское, ибо епископу приходится часто встречаться не только с вопросами веры, но и с мирскими, жизненными вопросами и давать на них правильные ответы. Но если он не имеет светского образования, то ясные и правильные познания о христианском учении ему необходимы.

«Да будет он и милостив» – сострадателен к бедным не только словом, но и делом. Кроме того, сострадательным к человеку вообще.

«Да будет он и миротворец» – имеющий в душе своей умиротворенный дух и распространяющий его на окружающих.

«Да будет он и добросовестен» – т. е. с очищенной доброй совестью и поступающий только по внушению ее голоса, чист от всякой злобы (внутренней возбужденности против других), лукавства (хитрости) и несправедливости. Все это говорит о том, что епископ должен быть чист сердцем.

Далее приводятся те качества, которые указаны у апостола Павла (см.: 1 Тим. 3, 2–3, 6, 7 и Тит. 1, 7–8), но только некоторые из них имеют более яркий оттенок.

«Да будет он также трезвен» (духовно бодрствующим), «целомудрен» (с чистым сердцем и умом), «благочинен» (внешне выдержанным, скромным), «постоянен» – новое качество, которое не указано у апостола Павла. Видимо, здесь говорится о том, чтобы епископ не был бы сегодня добрым, а завтра злым, но всегда сохранял в своем сердце и намерениях твердое основание идти раз и навсегда избранным путем веры и добродетели. Впрочем, здесь можно разумевать и всегдашнее исполнение своего слова: если слово сказано, то оно должно быть и исполнено. «Невозмутим» – также новое качество, которое не указано у апостола Павла. Оно говорит о внутреннем самообладании епископа при встречающихся скорбях или наветах со стороны его зложелателей или вообще со стороны плоти, мира и диавола. «Не пьяница, не бийца – но тих, несварлив, не сребролюбив» (эти качества выше уже разъяснены, и потому мы оставляем их без пояснения).

И таков должен быть епископ: муж одной жены однобрачной. Выражение «однобрачной» поясняет слова «муж единой жены», как сказано у апостола Павла. В данном случае звучит прямое указание на то, что епископ должен иметь единую жену, и притом деву, которая не вступала ни в первый, ни во второй брак. Второй брак запрещался епископу, равным образом и второбрачная или бывшая уже в браке жена налагала препятствие для человека быть епископом, если он вступал с таковой в супружество.

«Пусть также испытывают, безпорочен ли он относительно жизненных потреб». Здесь указываются чисто внешние, физические качества. Епископ не должен иметь телесных недостатков, которые препятствовали бы ему совершать, как подобает, свое служение.

«Да будет он и не гневлив» – не допускающим внутреннего раздражения и желания отомстить ближнему, когда последний допустит что-нибудь обидное.

«Да будет он также милосерд» – сердечно сострадателен к другим и особенно к бедным.

«Благороден» (в смысле знатный, первый, происходящий из знатного рода) – здесь говорится, конечно, в духовном смысле: о том, чтобы епископ был воспитан в добродушии, проявляемом во всех отношениях, как во внутренней духовной жизни, так и в общении с людьми.

«Склонен к любви» – т. е. в отношении к другим епископ должен иметь в сердце своем расположенность к любви и состраданию к пасомым.

«Да будет он и щедр» – не скупым, но милующим.

«Вдоволюбив» – любящим и заботящимся о вдовицах, снабжающим их всем необходимым. Интересно отметить, что в заботе о вдовицах от епископа требуется рассудительность, а именно – чтобы он довольствовал бедных вдовиц от пищи и одежды, приносимых добрыми людьми, которые все это приобрели честным трудом своих рук, а не хищнически и не насильно.

«Надлежит же епископу знать, – передают Апостольские постановления, – чьи плодоношения он должен принимать и чьи не должен. Так, он не должен допускать к подаянию корчемников, потому что „не оправдится корчемник от греха“ (Сир. 26, 27). Должен он убегать и блудников, ибо „да не принесеши [Господу] мзды блудничи“ (Втор. 23, 18), и хищников, и желающих чужого, и прелюбодеев, ибо жертвы сих гнусны пред Богом. Но и тех, кои вдовицу теснят и сироту угнетают, и темницы наполняют невинными, или худо обращаются со слугами своими, т. е. бьют их, не кормят и изнуряют тяжелою работою, или опустошают целые города, должен убегать ты, епископ: и сих приношения мерзки. Отвращайся также и плутов, и покровительствующих неправде риторов, и делателей идолов, и воров, и несправедливых сборщиков податей, и обвешивающих и обмеривающих, и воина-клеветника, не довольного жалованьем, но обижающего бедных, также человекоубийцы, и палача, и судьи законнопреступного, извратителя дел, злоумышляющего против людей, делателя мерзостей, пьяницы, хульника, распутника, ростовщика и всякого вообще нечестивца и противника воле Божией, ибо Писание говорит, что все таковые гнусны пред Богом. Принимающие от таковых и тем питающие вдовиц и сирот сделаются повинными судилищу Божию <…>. Ибо законный хлеб, доставляемый вдовицам и сиротам от труда, хотя бы он был в умеренном и малом количестве, достойнее того, который доставляется от неправды и клеветы, хотя бы его было много и приобретен усилием. А если вдовица, ядущая и насытившаяся от нечестивых, помолится за них, то не будет услышана».

В подтверждение приводится текст Священного Писания (см.: Иер. 15, 1, 7, 16) (Постановления Апостольские. В русском переводе. Казань, 1864. Кн. 4. С. 123–125). О вдовицах епископ должен заботиться, как муж (Там же. С. 121).

 

Подготовил Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

 

Продолжение следует

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник