ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ СТРАНИЦА 6
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Духовно-нравственный облик архиерея

 

 


Фотография на могиле
владыки Иоанна

 

В нынешнем году исполняется 20 лет со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927–1995) – мудрого и честного иерарха, апологета идеалов Святой Руси, патриота, монархиста, обличителя опасных лжеучений нашего времени. В преддверии этой даты мы начинаем публикацию избранных глав из курсовой работы Владыки (тогда еще иеромонаха) на тему духовно-нравственного облика русских архиереев XI–XVI веков, написанной в период его обучения в Ленинградской духовной академии. Данный труд ценен как актуальностью поднятого вопроса, так и серьезностью подхода к нему автора, глубоко осознававшего высоту миссии архипастыря – быть «солью земли» (см.: Мф. 5, 13).

 

Полвека минуло с тех пор, как были написаны эти строки, но и поныне слова приснопамятного Владыки не оставляют равнодушными тех, кто является частицей Церкви Христовой, – Церкви, которая, по слову Святых Отцов, не может существовать без епископа, как, впрочем, и епископ не будет таковым вне церковной ограды. Знают православные и то, как легко спасаться близ доброго пастыря, и сколь просто погибнуть, вверившись епископу, увлекаемому веяниями нашего лукавого века. «Что пользы, если он хорошо борется с язычниками, а его опустошают иудеи? – сокрушался еще святитель Иоанн Златоуст. – Или он преодолевает тех и других, а его расхищают манихеи? <...> Если пастырь не умеет хорошо отражать все эти ереси, то волк может и посредством одной пожрать множество овец». Отсюда – из благоразумного страха оказаться невольными участниками погибельного апостасийного процесса – и возникает ныне пристальное, порой даже болезненное внимание верующих к своим архиереям: тверды ли они в вере Православной? Паства готова простить иерархам все личные прегрешения, лишь бы не оставили они узкого святоотеческого пути чистоты исповедания веры, не избрали бы дороги пространные и удобные, но ведущие в ад.

До написания этой работы автору, молодому священнику, уже приходилось изучать «епископскую тему», когда он помогал своему духовному отцу митрополиту Мануилу (Лемешевскому) составлять «Каталог русских архиереев». Духовное чадо владыки Иоанна покойная схимонахиня Варвара (Дюнина) говорила, что все вышедшие из-под его руки строки он прежде «пропускал сквозь свое сердце». И действительно, знания, воспринятые при изучении святоотеческого наследия, пастырь-академист не столько излагал на бумаге, сколько собирал в сокровищницу души и потом до конца дней учился у своих великих предшественников стяжанию добродетелей и твердому стоянию в истине Христовой.

Современники характеризовали Владыку как человека простого и доверчивого. Это соответствовало действительности, ибо он сумел стяжать такую великую любовь к людям, которая не видела в них зла, отделяя его проявления от их душ. Но в вопросах чистоты Православного вероисповедания добрый пастырь был непреклонен и не боялся обличать своих собратьев-епископов, соглашавшихся на уступки богоборческой власти.

Нам остается только догадываться о чувствах, которые пережил будущий митрополит при совершенно неожиданном для него поставлении во епископа. Но знаем, что еще при рукоположении в священники он не мог сдержать слез и написал по этому случаю в дневнике: «О, насколько высоко должно быть мое служение в сане иерея! <…> Оно должно быть благоговейным и нелицеприятным, чтобы всякий, взирая на мое служение и на жизнь мою, восхвалял бы Отца нашего, Иже на Небесах. Служение мое Господу и ближнему должно заключаться не только в одном благоговейном, истовом богослужении и требоисправлении, но и являться для окружающих путеводной звездой – для всех, как верующих, так и неверующих, – к вечному незаходимому Свету».

«Во времена своя» митрополит Иоанн принес Господу достойные плоды. Из сонма перечисленных им полвека назад добродетелей иерарха трудно найти такую, которую бы он сам не сумел приобрести и приумножить. Остается молиться Господу и надеяться, что в нашей Русской Церкви еще воссияют новые архипастырские имена, которые в нынешнем греховном и апостасийном мире станут для нас неложными маяками, указующими путь ко спасению.

 

ЗНАЧЕНИЕ ЕПИСКОПА В ЦЕРКВИ

 

Прежде чем приступить к выяснению духовно-нравственного облика архиерея (проявленного в жизни), необходимо хотя бы кратко, в общих чертах коснуться вопроса о значении епископа в Церкви. Постановка такого вопроса необходима, ибо только через выяснение значения епископа будет понятна сама цель и основание нашего сочинения.

Итак, какое же значение имеет епископ в Церкви? На этот вопрос нам прекрасно отвечают Восточные Патриархи. Вот как они пишут в своем послании: «Без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Святаго Духа, получив преемственно данную ему от Бога власть решить и вязать, есть живой образ Бога на земли (здесь, несомненно, взята мысль св. Игнатия Богоносца, – здесь и далее примеч. митр. И.(С).) и, по священнодействующей силе Духа Святаго, обильный источник всех Таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. Епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира» (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви. Гл. 10. Царская и Патриаршая грамоты. СПб., 1838. С. 33–34).

Как видим, Восточные Патриархи различают три весьма важных значения епископа в Церкви: первое – Церковь без епископа не может существовать; второе – епископ есть непосредственный преемник апостольской благодати, и, следовательно, он, в собственном смысле слова, всецело имеет власть вязать и решить, и только ему принадлежит церковное управление; третье – он обладает полнотою апостольской благодати, и потому епископ, в строгом смысле слова, является источником всех Таинств Вселенской Церкви, или, иначе, он есть совершитель всех церковных Таинств.

Разберем по отдельности каждое из значений епископа в Церкви.

 

А. ЦЕРКОВЬ БЕЗ ЕПИСКОПА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ1

 

Исходя из данного определения, можно вполне видеть, что епископ имеет очень большое значение в Церкви. Он ставится в тесную связь с видимой стороной Церкви. Между епископом и Церковью существует таинственное взаиморастворение, так что ни епископ без Церкви, ни Церковь без епископа не могут быть. Они неразрывно связаны между собою.

Отдели епископство от Церкви – и Церковь потеряет значение, потеряет даже свое наименование «Церковь». Равным образом если отделить Церковь от епископства, то последнее также потеряет значение, ибо само по себе не будет уже составлять Церкви и не будет получать оживотворение.

Поистине, в союзе Церкви и епископства мы видим нечто таинственное и чудное, что приводит нас в благоговение и вызывает любовь как к Церкви, так и к епископству.

Но возникает вопрос, каким же образом ни Церковь не может быть без епископа, ни епископ без Церкви? Что, собственно, является основою для такого взаимообщения?

Разрешение данного вопроса дают нам следующие два значения епископа в Церкви.

 

Б. ЕПИСКОП ЕСТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПРЕЕМНИК
АПОСТОЛЬСКОЙ БЛАГОДАТИ, И ПОТОМУ ОН ЯВЛЯЕТСЯ
ГЛАВНЫМ УЧИТЕЛЕМ ВЕРЫ И ПРАВИТЕЛЕМ ЦЕРКВИ

 

Церковь как таковая является обществом верующих, которое с видимой стороны имеет определенную организацию, установленную Самим Основателем Церкви Христом Спасителем. Первенствующее значение в ней имеет епископ, которому сообщена особая благодать апостольского преемства к руководству и оживотворению членов Церкви.

Епископ, являясь главным носителем преемственной апостольской благодати, непрерывно сохраняет в Церкви и сообщает ее членам благодатное освящение и оживотворение чрез особые Таинства, первый совершитель которых, как учат Восточные Патриархи, есть епископ.

В этом смысле те же Патриархи утверждают: «Что Бог в Церкви первородных на Небесах и солнце в мире – то каждый архиерей в своей частной Церкви, так что им паства освящается, согревается и соделывается храмом Божиим» (Там же. С. 34).

Вследствие этого становится понятным, почему существует такое тесное взаимообщение, или слияние Церкви и епископа. Потому, что без преемственной апостольской благодати, носителями которой являются епископы, Церковь была бы лишена самого главного – свойства освящения, а отсюда – оживотворения и рождения пастырей и мирян.

 

 

Продолжение см. на стр. 7

 

1 Здесь и далее термин «епископ» мы употребляем в общем смысле со значением вообще епископства, а не одного епископа. Мы делаем специальное пояснение, чтобы никто не подумал, что мы проводим католическое учение о главенстве папы.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник