ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НОВОМУЧЕНИКИ «КРОВЬМИ ИСТИНУ СОБЛЮДШИЯ...» СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Противник обновленчества

28 августа / 10 сентября – память священномученика
Василия Сокольского

 

 

 

Священномученик Василий Петрович Сокольский родился 30 января 1878 года в селе Белое Озеро Сенгилеевского уезда Симбирской губернии, в семье священника. В 1902 году, окончив Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия, Василий женился и был рукоположен во иерея. Через несколько лет за сочинение «Евангельский идеал христианского пастыря» (Казань, 1905) он удостоился степени магистра богословия. Преподавал Священное Писание в Астраханской и Черниговской духовных семинариях. Затем служил в храме Благовещения на Васильевском острове в Петрограде, приход которого в период захвата епархиального управления обновленцами сохранял верность канонической Церкви.

В 1923 году священномученик был арестован и сослан на три года в город Березов Тобольского округа. После ссылки он служил в Ленинграде, получил сан протоиерея. В 1929-м отца Василия вновь лишили свободы «за борьбу с обновленцами», отправив на трехлетний срок в Северный край. На сей раз он отбывал ссылку в деревне Чекуево, где почти потерял зрение. Освободившись, батюшка с семьей опять вернулся в Ленинград и сначала был приписан к церкви апостола и евангелиста Матфея, а затем – к храму Афонской (Ватопедской) иконы Божией Матери бывшего Новодевичьего монастыря.

Следующий арест последовал 7 марта 1935 года. Виновным в предъявленных обвинениях священник себя не признал, пояснив безбожникам: «Я безпартийный и в политические дела по своему убеждению не могу вмешиваться; единственное, с чем я не согласен, – это с отрицанием коммунистами бытия Бога, безсмертия души и нравственной ответственности за гробом, о чем я, как и прочие священники, не скрываю от лиц, обращающихся ко мне за разрешением этих вопросов».

В тот же день сотрудник НКВД написал заключение, согласно которому отец Василий как «сторонник тихоновщины» «являлся социально опасным элементом и вел антисоветскую агитацию». По постановлению особого совещания при УНКВД от 9 марта 1935 года священномученик со всей семьей был сослан на пять лет в Северный Казахстан, в город Атбасар (ныне Акмолинская область).

Но и там, в очередной ссылке, претерпевая неизбежные для гонимых Христа ради скорби, клевету и поношения, добрый пастырь не оставил своего священного служения и продолжал окормлять и наставлять верных. 8 июля 1937 года Атбасарское районное отделение НКВД предъявило Василию Соколовскому обвинение «в проведении среди населения контрреволюционной агитации пораженческо-клеветнического характера и в непрекращении выполнения религиозных обрядов», заключив арестанта в местную тюрьму. По постановлению тройки УНКВД по Северо-Казахстанской области священномученик Василий Сокольский был расстрелян 10 сентября того же года. Прославление его в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской состоялось в 2000 году, на юбилейном Архиерейском Соборе.

 

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

По материалам сайта Фонда памяти мучеников
и исповедников Русской Православной Церкви (http://fond.ru)

 

 


 

Кроткий утешитель

30 августа / 12 сентября – память мученика Феодора Иванова

 


Мученик Феодор

 

Феодор Михайлович Иванов родился в 1895 году в городе Тобольске. Отец его работал курьером и сторожем в городском государственном архиве, а подрабатывал шитьем мужской одежды. В 1911 году он умер, и на руках матери осталось десять детей, младшему из которых было всего десять месяцев. Чтобы прокормить своих чад, женщина поступила в архив, где исполняла обязанности почившего супруга; дома же она занималась рукоделием.

Феодор с детства прислуживал в соборе. Помещение церкви было холодное, и, ночуя там, мальчик не раз сильно простужался. В 13 лет он заболел суставным ревматизмом, а через год у него парализовало ноги, и он стал инвалидом. Несколько первых лет причиняемые недугом страдания были настолько сильными, что отрок даже кричал от боли.

В 1916 году, во время торжественной канонизации святителя Иоанна Тобольского, Феодора посетила Александра Васильевна Дулепова, имевшая знакомство с семьей Государя, и предложила его матери, Елизавете, показать сына доктору Деревенко, лечившему Наследника.
Осмотрев ребенка, медик заключил:

Диагноз правильно поставили, а вот лечили неверно. Лекарство, которое первым давали, надо было давать вторым, а второе – давать сначала. К сожалению, не имею возможности взяться за его лечение, а то бы он у меня по комнате с палочкой, но похаживал.

В другой раз Александра Васильевна договорилась, что во время праздничной службы Иоанну Тобольскому Феодора приложат к мощам святителя. На торжество собралось множество народа – архиереи, священники, паломники со всей России. Во время пения «Хвалите имя Господне» юноша смог прикоснуться к великой святыне, и с тех пор боли в ногах прекратились.

За его глубокую веру и истинное благочестие народ относился к Феодору с большим уважением; его часто посещали монахи, священники, архиереи. Из ссыльных пастырей к страдальцу приходили настоятель Марфо-Мариинской обители в Москве отец Митрофан Серебрянский и отец Георгий Скрипка. Нередко, желая получить совет и утешение, духовные лица обращались к нему письменно. Народ почитал страждущего терпеливца как великого утешителя и безотказного молитвенника. А после того как в начале 30-х годов почти все духовенство было лишено свободы, к нему устремилось еще больше людей.

В 1937 году Тобольский отдел НКВД начал массовые аресты среди населения. За один месяц взяли под стражу 136 человек, среди которых было много священников и верующих. В августе власти предупредили Феодора, что если поток посетителей к нему не прекратится, то и его ожидает тюрьма. Но разве мог угодник Христов отказать обращавшимся к нему людям в утешении и помощи?

И вот, вскоре к нему пришли с обыском – забрали книги и переписку, а через несколько дней арестовали.

Мы Вас забираем, – сказал вошедший в комнату военный.

Ну что же, раз у вас есть такое распоряжение, то я подчиняюсь, – кротко ответил святой.

Все эти годы Феодор лежал в постели в длинной рубахе, и когда его мать, Елизавета Иванова, пошла за единственным костюмом сына, приготовленным на смерть, ее остановили:

Не понадобится, не будет нужен.

Приготовили носилки. Сотрудник НКВД скомандовал:

Ну, давайте будем класть. – А сам вполголоса спросил у Феодора: – А как же Вас брать?

А Вы вот так сделайте руки, – он показал, – в замок, и перекиньте мне за голову. А второй за ноги пусть держит.

Ноги у святого не сгибались, но при этом не утратили чувствительности. Один из арестовывавших подхватил Феодора за них, но, ощутив огромную духовную силу подвижника, от испуга вскрикнул и разжал руки. Подбежала сестра, взяла ноги мученика и заругалась:

Изверги! Что вы делаете над больным человеком?!

Не волнуйся, – с любовью, утешительно произнес Феодор.

Наконец, его положили на носилки. Помолившись, подвижник простился с родными:

Дорогие мои мамочка и сестра, не ждите меня и не хлопочите; вам все равно правды не скажут. Молитесь! Не плачьте обо мне и не ищите!

В камере Феодору запретили разговаривать и положили лицом к стене. Его ни о чем не спрашивали, на допросы не носили, и следователь к нему не приходил. И никому из 136 арестованных в одно время с мучеником также не задавали о нем никаких вопросов. Все обвинение опиралось на справку, данную председателем Тобольского уездного совета: «Иванов является фанатиком-религиозником, квартира которого является очагом, готовящим подготовку к вооруженному восстанию против советской власти, в чем принимал активное участие и сам Иванов, на квартире у себя хранил и распространял листовки, призывающие к восстанию, устраивались нелегальные совещания в квартире Иванова, куда приходили: священник кладбищенской церкви, монашки и ряд других враждебно настроенных к советской власти людей. Иванов имел и имеет переписку, получая письма из других городов: Белгорода УССР, Горьковского края, Тюмени, Подольска и других; переписка проводится по вопросу подготовки к бандитскому восстанию против советской власти…»

И на основании этой клеветы 11 сентября 1937 года Тройка УНКВД приговорила угодника Божия к расстрелу. Феодор был убит и погребен на территории Тобольской тюрьмы. Но и после своей мученической кончины он не оставляет молитвенным предстательством всех, кто обращается к нему за помощью. До сего времени по ходатайству страдальца совершаются многочисленные исцеления – особенно от ножных болезней.

 

Подготовила Ксения МИРОНОВА

 

По материалам сайта Фонда памяти мучеников
и исповедников Русской Православной Церкви (http://fond.ru)

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник