ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
ЗА ДРУГИ СВОЯ С КРЕСТОМ И ЧЕСТЬЮ СТРАНИЦА 16
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Герои Великой
Отечественной
войны

 

 

Нынешний 2015-й – год 70-летия Победы русского народа над фашистскими захватчиками. «ПК» продолжает публикацию небольших заметок о героях СССР – тех людях, которые своей самоотверженностью приблизили этот великий праздник, вложив в совершенный ими подвиг все, что имели, а очень часто – саму свою жизнь.

 

 

БОБРОВ

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Родился в 1921 году в Пензе, в семье служащего. В 1923-м Бобровы переехали в Москву. В 1939 году, окончив среднюю школу, Николай поступил в институт, а затем был призван в армию. Учился в школе младших авиаспециалистов на стрелка-радиста. Во время Великой Отечественной войны участвовал в 67 боевых вылетах, из них 47 – ночных. Погиб 12 июля 1942 года в районе Ленинграда, при выполнении боевого задания. Указом Президиума Верховного Совета СССР Боброву Н.А. посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

...Август 1941-го. Капитан Алешин вел группу двухмоторных бомбардировщиков «СБ»; их цель – вражеский аэродром. Сержант Николай Бобров был в составе экипажа стрелком-радистом. По данным разведки, на аэродроме скопилось до 30 фашистских самолетов. Как не воспользоваться таким случаем?! С ходу наши «катюши» (так ласково летчики называли скоростные бомбардировщики «СБ») сбросили на стоянки и летное поле фугасные и зажигательные бомбы. Застигнутые врасплох фашисты опомнились, когда уже полыхали пожары. Фотопленка зафиксировала прямые попадания в самолеты и в склад боеприпасов. Выполнив задание, «катюши» взяли курс домой. Но тут показались 12 «мессеров» (самые маневренные и хорошо вооруженные немецкие истребители «Мессершмитт-109», – примеч. ред.). 7 против 12 – силы явно не равные. Но это еще полбеды. В воздушном бою даже самый лучший бомбардировщик – лишь неповоротливая гора металла в сравнении с маневренным, юрким истребителем, а истребителей прикрытия в группе «СБ» не было. Но в строю бомбардировщиков никто не дрогнул. Все понимали, что единственная тактика – отбиваться от «мессеров» до последнего, не подпускать их к своим уязвимым местам, отгоняя огнем, как назойливых мух.

Первым принял на себя атаку экипаж ведущего – капитана Алешина. Четыре истребителя «Ме-109» ринулись на первое звено. Завязался ожесточенный воздушный бой. Стрелок-радист Бобров, привязав к ноге люковый пулемет, вел безприцельный обманный огонь, отпугивая гитлеровцев из-под хвоста летной машины, а из турельного (турель – установка для крепления пулеметов или малокалиберных автоматических пушек, – примеч. ред.) стрелял прицельно. Напряжение – предельное: только бы не подпустить «мессера», иначе... Впрочем, в те секунды о плохом никто не думал. Единственная мысль была – как заставить фашистов повернуть вспять.

Но вот одному из истребителей удалось совсем близко подойти к «СБ» Алешина. Уже отчетливо было видно лицо фашистского пилота, прикрытое летными очками… Мгновение, и длинная пулеметная очередь Коли Боброва прошила «Мессершмитт». Объятый пламенем, он рухнул на землю. С этим покончено – отвоевался. Но другие продолжают упорно атаковать. А тут как назло у Боброва иссяк запас патронов – именно в тот момент, когда второй истребитель зашел под хвост. Летчик дал две очереди из турельного пулемета через хвостовое оперение бомбардировщика. «Мессер» с разворотом выскочил из-под «СБ», готовясь к следующей атаке, но в этот момент был сражен меткими очередями штурмана и стрелка-радиста.

Около 15 минут продолжалось это неравное сражение. Более полсотни пробоин насчитали потом авиамеханики в машине Алешина. Возле нее побывал весь полк, отдавая дань уважения славному экипажу... А экипаж той же ночью, после символической передышки, снова был в воздухе, и снова – в бою. И опять отличился Николай Бобров. Меткими выстрелами он уничтожил два гитлеровских бомбардировщика «Хе-111». На другой день в полк пришла радостная весть: за мужество и отвагу, проявленные в боях, Николай Александрович награжден орденом Красного Знамени.

 

 

Бобров участвовал в десятках боевых вылетов, большинство из которых, учитывая специфику «работы» бомбардировщиков, были ночными. На его счету – не один сбитый немецкий самолет. И что ни полет, то – подвиг. Как-то в июньских сумерках 1942 года экипаж отправился на разведку. Задание дали трудное: установить, откуда противник подвозит подкрепление и боеприпасы, и уточнить расположение артиллерии на переднем крае под Ленинградом. Самолет благополучно пересек линию фронта. Все шло нормально. На карту планомерно наносились новые разведывательные данные. Засекли гитлеровские базы, склады боеприпасов, артиллерийские батареи. Но каждый из членов экипажа понимал, что встреча с врагом возможна в любую секунду. Вскоре эти опасения оправдались – на самолет напала четверка истребителей «Хейнкель-113».

Немцы, видимо, задались целью посадить советский самолет-разведчик на свой аэродром. Они кружили вокруг «СБ», прижимая его к земле. Командир экипажа сделал вид, что готов им повиноваться и совершить посадку. Но когда гитлеровцы уже предвкушали победу, воздух прорезали длинные пулеметные очереди штурмана и стрелка-радиста. Одна из них угодила в бензобак «Хейнкеля»: тот вспыхнул и врезался в землю.

Фашистские летчики ринулись в атаку. Они заходили с разных направлений. И всюду их встречал свинцовый ливень. Бой становился все более ожесточенным. Когда отказал турельный пулемет, Бобров схватил бортовой и стал отражать атаки снизу и сбоку. Истребителям врага все же удалось вывести из строя приборы скорости и высоты, поразить огнем хвостовое оперение и правый мотор. Казалось, положение было безвыходным. Но в эти критические секунды командир экипажа неожиданно для фашистов вошел в облако – немцы устремились туда же, но тут он бросил самолет в пике и на бреющем полете скрылся за лесным массивом. Это был смелый маневр. Через 20 минут машина приземлилась на прифронтовом аэродроме истребителей.

Необычайные мужество, отвагу и силу воли проявил Николай Бобров и при выполнении своего последнего боевого задания. К тому времени авиаполк получил новые пикирующие бомбардировщики «Петляков-2», и командир приказал нанести бомбовый удар по укрепленному пункту противника. Взлетев звеньями, одно из которых возглавлял капитан Алешин, и быстро собравшись в боевой порядок, девятка «Пе-2» под прикрытием истребителей следовала к линии фронта. На земле виднелись многочисленные артиллерийские и минометные огневые вспышки – это наземные войска вели ожесточенный бой с врагом.

«Петляковы» еще не успели лечь на боевой курс, как вокруг них образовалась стена огня. Противник ощетинился мощью всего своего оружия. Зенитная артиллерия с нарастающей силой продолжала вести плотный заградительный огонь. Одновременно в воздухе разрывалось до 60 снарядов. В небе появилось множество маленьких облачков. Ведомые экипажи были свидетелями, как стрелок-радист Бобров своими пулеметными выстрелами подавлял огневые точки врага. При первом заходе бомбовый залп был обрушен точно по опорному пункту. От прямых попаданий умолкла артиллерийская батарея. В груды исковерканного металла превратились пушки, бронетранспортеры и автомашины фашистов. Еще один заход на цель произвела девятка Алешина.

Но тут произошло непоправимое: в мотор самолета ведущего угодил зенитный снаряд, и «Петляков» вспыхнул. Капитан Алешин ввел самолет в крутое пике и направил его в центр скопления вражеских огневых точек. В эти трагические секунды не дрогнул и гвардии старший сержант Бобров. Он мужественно принял решение командира экипажа, с которым вместе совершил не один десяток боевых вылетов. Этот скромный симпатичный паренек, которому было немногим более 20 лет, предпочел героическую смерть позорному плену.

 

Подготовил Евгений ПОЛЕВОЙ

По материалам сайтов:
http://otvoyna.ru,
http://1941-1945.ru

 

Продолжение следует

 


 

Казачий словарь-справочник

 

Продолжение. Начало см. в № 1 (1).

 

ПЯТИГОРСК – до 1920 года административный центр Пятигорского отдела у терских казаков; расположен около горы Машук на реке Подкумок, 1700 футов выше уровня моря; курорт с серными источниками, с ровным и теплым климатом. Около 40 тыс. жителей, преимущественно казаков. Шесть лечебниц, четыре библиотеки, две средних школы, восемь низших.

ПЯТИГОРСКИЙ ОТДЕЛ – до 1920 года административный округ у терских казаков с центром в городе Пятигорске; располагался на север от Кавказского горного хребта и Бештау; 5600 кв. км, около 130 тыс. жителей, в том числе терских казаков и горцев.

ПЯТНАДЦАТЫЙ ДОНСКОЙ КАЗАЧИЙ ПОЛК – иррегулярный конный полк, до 1920 года постоянная воинская часть действительной службы. За Турецкую кампанию 1877–1878 годов был награжден Георгиевским знаменем. Вечный почетный шеф полка – генерал Краснов.

ПЯТЫЙ ДОНСКОЙ КАЗАЧИЙ ПОЛК – до 1920 года постоянная воинская часть действительной службы, сформирован на кадрах прежнего № 19 полка, принадлежал к иррегулярной коннице. Имел Георгиевское знамя за военные действия в 1812 году; почетный шеф – войсковой атаман Власов.

Продолжение следует.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник