ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
НОВОМУЧЕНИКИ «КРОВЬМИ ИСТИНУ СОБЛЮДШИЯ...» СТРАНИЦА 12
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Верный Церкви до конца

24 октября / 6 ноября – память сщмч. Лаврентия, еп. Балахнинского

 

 

 

Священномученик Лаврентий (в миру Евгений Иванович Князев) родился 2 июля 1877 года в городе Кашире Тульской губернии (ныне – Московской обл.). Будущий страдалец за веру происходил из духовного сословия, был вторым сыном у своей матери, Екатерины Ивановны, и рано лишился отца. Начальное образование получил в Веневском духовном училище, среднее – в Тульской семинарии. В 1902 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Взаимоотношение между благочестием человека и его судьбою по учению Псалтири». В 1903 году был назначен преподавателем Священного Писания Ветхого Завета в Таврическую духовную семинарию (Симферопольская епархия), а в 1907-м – инспектором этого учебного заведения.

28 января 1912 года на Валааме Евгений Князев принял монашество с наречением имени Лаврентий, 5 февраля его рукоположили в иеромонаха, а 28-го он был поставлен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. 17 марта того же года священномученика возвели в сан архимандрита. Также он занимал должность ответственного редактора «Вестника Виленского Свято-Духовского Братства».

Сохранились сведения о посещении Свято-Троицкой обители Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной, во время которого отец Лаврентий «имел счастье сказать ей речь и поднести чудную икону».

В начале 1917 года митрополит Тихон, будущий Патриарх-исповедник, в ведении которого находился Виленский монастырь, представил отца Лаврентия к хиротонии, и уже в феврале его хиротонисали во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии.

Священномученик Лаврентий был усердным делателем молитвы Иисусовой, учеником и духовным другом Оптинских старцев. Когда одна из его духовных дочерей посетила преподобного старца Анатолия (Зерцалова), тот заметил, что Владыка окормляет ее весьма мудро и велел передать ему земной поклон.

В Нижнем Новгороде с благословения епископа было учреждено Спасо-Преображенское братство по возрождению церковно-общественной жизни, которым руководил А. Булгаков. Владыка лично участвовал в его собраниях. Жил он в Печерском монастыре, часто служил, любил читать акафисты перед афонским образом Скоропослушницы. За каждым богослужением произносил проповеди и после Литургии обычно благословлял народ. Примечательно, что последнее его слово заканчивалось пророчески: «Возлюбленные братья и сестры! Мы переживаем особое время – всем нам предстоит исповедничество, а некоторым – и мученичество». На встрече в доме Булгаковых он также предсказательно отмечал, что ему уготована мученическая кончина.

Рассказывали, что однажды, во время пребывания в Вильно, владыка Лаврентий отдал в женский монастырь свой клобук с просьбой привести его в порядок. Монахиня, которой поручили это послушание, вычистила убор, выгладила наметку, надела ее на камилавку и подошла к зеркалу взглянуть, правильно ли она сидит. Но, подняв клобук над головой, чтобы примерить на себя, матушка вдруг упала без чувств. Позже она рассказала, что рассматривая в зеркале внешний вид головного убора Владыки, увидела над ним огненный венец.

Близились времена красного террора и открытых гонений на Церковь. Святейший Патриарх призвал православных к организации крестных ходов по всей стране, к «стоянию в вере до смерти». 2 февраля 1918 года, в праздник Сретения Господня, в Нижнем Новгороде, как отклик на Патриаршее послание «об анафематствовании творящих беззакония и гонителей веры и Церкви Православной», состоялся величественный крестный ход.

В заботах о епархиальных делах, в тревогах за пастырей и паству прошли для Владыки вся весна и лето 1918 года. 23 августа он писал Первосвятителю-исповеднику: «Чувствую большое утомление и усталость от столь тяжелого, но лежащего на моих одиноких плечах бремени <...>. Оставаясь один на епархии в такое трудное и исключительное время, каждый день и почти каждый час приходится принимать вести одну тревожнее другой, не раз желая и не решаясь оставить Нижний и приехать в Москву для присутствия на соборе, хотя для меня это было бы очень важно и интересно, и поучительно <...>. Некоторые из арестованных священников отпущены, другие еще в тюрьме. 28 июля я с большими трудностями мог добыть себе пропуск и посетить их. Попытки получить разрешение на совершение в тюремной церкви богослужения не увенчались успехом...»

В конце августа владыку Лаврентия арестовали. В тюрьме ему предложили отдельную камеру, но он предпочел остаться в общей и первую ночь провел на голом полу. Епископ покидал место заключения только когда его требовали к допросу и для выполнения принудительных общественных работ – чистки тюремного двора, метания сена, поездок за водой. В свободное время в камере он непрестанно молился, не обращая внимания на замечания и насмешки соузников, которые, однако, вскоре прекратились, так что многие заключенные даже стали подражать его доброму примеру. Немалым утешением для Владыки послужило полученное им от властей разрешение священнодействовать в тюремной церкви, и он не пропускал ни одного праздника и воскресного дня, чтобы принести Господу безкровную жертву о себе и о людях.

Шло время, и чем дольше продолжалось заточение Преосвященного, тем меньше оставалось надежд на благополучный исход дела. Епископ дважды посылал своего келейника к протоиерею города Балахны, прося, чтобы прихожане обратились к властям с просьбой о его освобождении. Православные собрали около 16 тысяч рублей, которые намеревались внести как залог, и подписи под обращением о даровании свободы архиерею. Под аналогичным документом подписывались люди и в храмах Нижнего Новгорода. Но безбожники не собирались отпускать святителя. Во избежание духовного подъема среди населения города они решили убить его и лишь искали предлог для расправы.

В 1918 году государство постановило отобрать у Церкви земли и имущество. Поместный Собор выступил против беззаконных притеснений. 7 июня съезд духовенства Нижегородской епархии принял постановление протестовать против инициативы властей. Было составлено воззвание к пастве, которое подписали епископ Лаврентий (в качестве председателя съезда), а также секретарь собрания протоиерей Алексий Порфирьев и бывший губернский предводитель Нижегородского дворянства Алексий Борисович Нейдгардт. Этот документ новые власти не могли оставить без внимания. Присутствующие в обращении слова Апостольского послания – Облекитесь во всеоружие Божие (Еф. 6, 11) – безбожники истолковали как призыв к вооруженному восстанию и арестовали протоиерея Алексия и А. Нейдгардта.

К годовщине установления нового порядка по всей стране прокатилась волна расправ над православными – множество архиереев, священников и мирян приняли страдания и смерть за веру Христову. Вечером 5 ноября епископа Лаврентия перевели на Воробьевку, в тюрьму ЧК. Через весь город он шел в сопровождении одного лишь вооруженного солдата; по дороге верующие подходили к святителю за благословением. 6 ноября чекисты объявили Владыке и протоиерею Алексию, что собираются их расстрелять, но, если они откажутся от священного сана, оставят их в живых. Добрые пастыри, конечно, не отреклись от Господа и Церкви. У Владыки были с собой Святые Дары; он причастился сам и преподал Тело и Кровь Христовы отцу Алексию.

 


Нижегородский Вознесенский Печерский

монастырь, где жил священномученик

 

Стоя перед заранее вырытыми могилами, в свою последнюю минуту мученики молились – епископ Лаврентий воздел руки, а отец Алексий, сложив руки на груди и опустив голову, повторял слова мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!» Красноармейцы приготовились стрелять, но в это время над головами святых возник сияющий ореол и послышалось пение Херувимской. Русские солдаты наотрез отказались исполнять смертный приговор. Тогда позвали латышских стрелков, которые не убоялись совершить кровавую казнь.

Преосвященный Лаврентий, епископ Балахнинский, Нижегородский викарий, протоиерей Алексий Порфирьев и Алексий Нейдгардт (также расстрелянный вместе со священнослужителями) были причислены к лику святых новомучеников Церкви Русской в 2000 году.

 

Подготовила
Ксения МИРОНОВА

 

По материалам сайта
Покровского мужского монастыря
г. Балахны (http://pokrovmm.ru)

 

Газета «Православный Крест» предлагает разместить на своих страницах информацию о Вашей деятельности. Издание выходит два раза в месяц, имеет читателей на территории России и стран бывшего СНГ. Сотрудники отдела рекламы и распространения «ПК» готовы ответить на Ваши вопросы по телефонам: 8-915-444-53-72, 8-980-511-08-59.

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник