ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 


Святые Дары на жертвеннике

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ И
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

§ 32

«ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ» –
ОТ ДИАКОНА

 

Как только священник, воспоминая имеющее быть заклание жертвы, водружает копие в печать с четырех сторон, – тогда диакон, держа рукою орарь и смотря на это таинство, говорит при каждом резании: «Господу помолимся», и этими словами, как второй Предтеча, приготовляет путь Господу, возбуждает священника к молитве и как бы говорит: «Се, Агнец Божий». Или, если примем слова святого Германа, «диакон здесь уподобляется ангелу, который сказал Деве: „Радуйся!“».

 

§ 33

СВЯТОЙ АГНЕЦ ЧЕТВЕРОУГОЛЕН

 

Печать на просфоре хотя иногда бывает и круглая, но вообще должна быть четвероугольная, как выше (в § 29) было показано. Ибо из средины той же просфоры всегда вынимается часть четвероугольная. Четвероугольная печать и часть, называемая Агнцем, таинственно изображают Божество и Человечество Христа, Сына Божия. Если бы эта печать и самая часть хлеба были кругловидны, то они означали бы одну вечность, т. е. безначальность и безконечность Божества (о сем подробнее сказано в 4-й части, о Крещении, когда обходят вокруг купели трижды, о Венчании, когда обходят аналой также трижды). Но т. к. безначальный и безконечный Сын Божий воплотился и показал Себя Богом, Который для нас пришел, воплотился, истинно страдал, был во образе Божием и во образе Человеческом; то и необходимо, чтобы и печать, и самый хлеб означали и Божество, и Человечество, дабы не думали некоторые еретики, что Человечество в Иисусе Христе уничтожилось и что Он остался только Богом (ибо некоторые признают одно только Божество во Христе). Но не так было, и не так научены мы веровать. Иисус Христос совершен в каждом естестве: Его Божество совершенно соединилось с Человечеством. По сей причине и хлеб должен быть четвероугольным, но не круглым и безквасным. Ибо, т. к. Иисус Христос совершен, то сделался совершенным Человеком: принял душу и тело Человеческое, состоящее из четырех стихий. И как весь мир четверочастен, так и самое Слово, Христос, Творец мира, приняло плоть, состоящую из четырех стихий; и как воплотившееся Слово освятило все концы мира, все небесное и земное; так это и изображается Его крестом, на котором Он пригвоздился, умер и исправил нас и весь мир.

 

В ПРОСФОРЕ ХЛЕБ КВАСНЫЙ

 

Святитель Симеон Солунский (в гл. 86) преимущественно о квасном хлебе так рассуждает: «Хлеб квасный есть как бы хлеб, одушевленный через квас и истинно совершенный. Он показывает, что Слово Божие совершенно: нас ради восприяло плоть нашу; Оно „плоть бысть“ (Ин. 1, 14), не изменив своего естества, и с словесною и умною душею восприяло Человечество; было и совершенным Богом, и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего».

В просфоре, как и во всяком хлебе, находятся три вещи, т. е. мука, вода и соль, вместе смешанные и испеченные огнем. Святитель Симеон в том же месте говорит: «В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна, и в честь Троицы. Мука с квасом означает душу, вода – Крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Которое сказало ученикам: „Вы есте соль земли“ (Мф. 5, 13). Хлеб же, испеченный огнем, показывает, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством».

 

§ 34

СВЯТОЙ АГНЕЦ
ПОЛАГАЕТСЯ НАВЗНИЧЬ

 

Хлеб носит имя и название Христа, как Агнца закалаемаго; поэтому, чтобы совершить на этом хлебе заклание, верхняя его сторона, с изображением Креста, обращается вниз, а нижняя вверх, и говорится, что хлеб полагается «в знак», т. е. навзничь, или как бы гортанию вверх. Хлеб, таким образом положенный на дискос, как агнец, лежащий вверх гортанию, ждет заклания.

 

§ 35

НА НИЖНЕЙ СТОРОНЕ
КРЕСТОВИДНО РАССЕКАЕТСЯ

 

Чтобы закалаемая жертва, как для сего и приготовленная, образовала Христа, как Агнца, принесенного на Кресте в жертву за грехи человеческие, это священнику тайно и указывает диакон словами: «Пожри, владыко». Иерей же над нижнею стороною хлеба, обращенною вверх, делает копием знак Креста и потом крестообразно рассекает эту сторону, говоря: «Жрется Агнец Божий». Через такое крестообразное рассечение хлеб приготовляется к будущему раздроблению, происходит воспоминание жертвы, совершившейся на Кресте, и освящается самый хлеб.

 

§ 36

И ОПЯТЬ ОБРАЩАЕТСЯ
КРЕСТОМ ВВЕРХ И ПРОБОДАЕТСЯ
В ДЕСНОЙ СТОРОНЕ

 

После того как священник в нижней части хлеба, положенной вверх, совершил заклание Иисуса, как агнца в гортань (ибо так закалается агнец), теперь он ту же сторону, как бы гортань, опять обращает вниз, ибо агнец обыкновенно ходит не навзничь, или вверх лицом, но вниз, сторону же, имущую крест, сказано, обращает горе или вверх, и потом с правой стороны прободает Его ребра. Таким образом на Себе Христос держит Крест, ибо он изображен на печати хлеба, и ходит, как агнец незлобивый. Это есть тот хлеб, который предвидя, Иеремия сказал: Приидите, и вложим древо во хлеб его и истребим его от земли живущих (Иер. 11, 19).

 

§ 37

ВИНО СОЕДИНЯЕТСЯ С ВОДОЮ

 

По прободении хлеба в правую сторону, священник наполняет чашу вином, соединенным с водою, и этим показывает, что по прободении на Кресте Христа из ребра Его абие изыде кровь и вода (Ин. 19, 34). И таким образом священник исполняет все то, что известно о сем священнодействии, т. е. страдании Христовом: то словами объясняет это, то показывает на деле, дабы вся сия тайна была ясна и видима всеми. Он как бы говорит: так Он пришел на страдание, так был заклан, так умерщвлен, так прободен в ребро, и так из прободенного ребра Его истекла кровь и вода. Чаша же, находящаяся при освящении сих Даров, означает ту чашу, в которой Господь преподал ученикам на Вечери Святую Кровь Свою, как выше было сказано, что настоящая чаша образует ту чашу, в которой Спаситель священнодействовал Кровь Свою.

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ ||
Поучаствуйте в восстановлении храма!

    

      Приход храма во имя святителя Григория Богослова (ранее – св. вмч. Георгия Победоносца) Ливенско-Малоархангельской епархии Орловской митрополии РПЦ МП в селе Верхняя Любовша Краснозоренского района Орловской области обращается к боголюбивым читателям «Православного Креста» с просьбой: люди русские, люди добрые, православные, по силам вашим подайте милостыню на восстановление храма! Реставрационные работы велись с 2003 года, но в настоящее время они вынужденно прекращены по недостатку финансовых средств. Испокон веков церкви на Руси поднимались сообща, всем миром. В нынешнее неспокойное время, когда сердца людей снова обращаются к Богу, через храмы и веру поднимается и преображается наш великий русский народ. Приходской совет с упованием на милость Божию ожидает помощи от всех, кому не безразлично духовное состояние современного общества.
     Реквизиты: Отделение № 8595 Сбербанка России, г. Орел; БИК: 045402601; к/с: 30101810300000000601; p/c: 40703810347220110037; КПП: 571301001; храм свт. Григория Богослова. Е-mail: lubovcha@mail.ru, тел.: 8-910-306-02-41.

 

     

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник