ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Божия Промысла щит над тобой...»

 


Храм Богоявления Господня
на Гутуевском острове

 

В рамках девятимесячного (октябрь 1890 – май 1891 г.) почти кругосветного путешествия Цесаревича Николая Александровича на балтийском крейсере «Память Азова» Высокий путешественник посетил Грецию, Египет, Индию, Цейлон, Сингапур, Яву, Китай и Японию. Во время пребывания в японском городе Отсу (Оцу) местный фанатичный полицейский совершил покушение на жизнь Наследника Всероссийского Престола. Господь уберег тогда будущего Царя-Мученика – лишь легкая рана осталась на его главе.

 

Царственный юноша, дважды спасенный!

Явлен двукраты Руси умиленной

Божия Промысла щит над тобой!

Вихрем промчалася весть громовая,

Скрытое пламя в сердцах подымая

В общем порыве к молитве святой.

С этой молитвой всей Русской землей,

Всеми сердцами ты глубже усвоен...

Шествуй же в путь свой и бодр, и спокоен.

Чист перед Богом и светел душой.

 

А. МАЙКОВ

 

В память об этом событии в России было воздвигнуто несколько храмов. Один из них – церковь Богоявления Господня на Гутуевском острове в Петербурге, строительство которой началось почти сразу же, в 1891 году. В первую годовщину чудесного спасения в Отсу (29 апреля 1892 г.) состоялась ее закладка, по случаю которой Наследник Цесаревич Николай Александрович прислал телеграмму: «С глубоким благоговением к милосердному Промыслу Божию радуюсь, что в годовщину избавления моего благостию Господнею от опасности совершается закладка храма во имя Богоявления Господня. Сердечно благодарю жертвователя на сооружение храма и всех содействующих исполнению этого дела».

Архитектором храма был В.А. Косяков, стройка длилась ровно семь лет. В освящении, состоявшемся 29 апреля 1899 года, принимал участие святой праведный Иоанн Кронштадтский. После первой Литургии совершилось благодарственное молебствие с возглашением многолетия Государю Императору Николаю II и всему Царствующему Дому. В Царской телеграмме по случаю этого события говорилось: «С удовольствием узнал о состоявшемся освящении нового храма на Гутуевском острове, искренне благодарю вас и всех присутствующих за выражение чувства. Николай».

Примечательно, что внешне петербургская церковь копировала известный храм Христа Спасителя близ станции Борки Курско-Харьковской железной дороги – на месте чудесного спасения семьи Императора Александра III при крушении поезда в 1888 году. Кроме главного престола в честь Богоявления Господня, она имела еще два – во имя святителя Николая и преподобного Иоанна Постника. Удивителен по изяществу был ее низкий одноярусный иконостас из белого мрамора с царскими вратами из майолики, удостоившийся одной из главных премий на Парижской Всемирной выставке 1900 года.

В 21-ю годовщину чудесного спасения Государя в Отсу, в 1912 году, состоялся торжественный Крестный ход, который с тех пор ежегодно совершался в первый воскресный день после 29 апреля или в самый этот день, если он приходился на воскресенье.

Храм был закрыт безбожниками 5 мая 1935 года, а возвращен верующим только в 1991 году. В праздник Богоявления Господня 1992 года в нем было совершено Великое освящение воды, а 2 февраля, после малого освящения, прошла первая Божественная Литургия.

 

Царский сборник. М., 2000.

 

 


 

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и у современных авторов.

 

 

8. ОБВИНЕНИЕ НАС В НЕПРАВИЛЬНОЙ ПОСТАНОВКЕ
ВОПРОСА О «ПРОБЛЕМЕ» ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ (ИЛИ ХРИСТИАНСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ)

 

Здесь [в «Русской идеологии»] довольно много мы говорим о сущности дела Христова на земле, т. е. о Царстве Божием, или внутренней перерождающей благодати Святаго Духа, дарование которой верующим было целью страданий и смерти Христа и всего Божественного домостроительства (см.: Русская идеология. С. 66–68).

Мы указываем, что наши предки стремились к сему Царству Божиему, что то же – истинной благодатной жизни как к самому драгоценному своему благу, как к высшей цели жизни, за что исполнялись над русским православным народом слова Господа: Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). Поэтому Россия была в славе и могуществе (см.: Указ соч. С. 68). Подражать нашим предкам в стремлении стяжать эту сущность дела Христова – благодатную святую жизнь – мы и призываем в своей книге русских православных людей (см.: Там же).

Вместе с этим мы говорим и о миссии Церкви – приобщать людей к благодатной спасительной жизни, когда указываем на необходимость усвоения нами истинной, живой, исповеднической и смиренной веры наших предков под водительством Святой Церкви. Мы показываем все значение этой миссии Православной Церкви и для благоденственной жизни всей России, когда отмечаем, что все наши несчастья начались с того, что мы удалились от Церкви, перестали руководствоваться ее учением и уставом и положили в основу своей жизни и деятельности еретические и богоборческие учения. Поэтому для возрождения России мы призываем русских людей опять слиться с Церковью и сообразовать свою жизнь с ее учением (см.: Там же. С. 65; ср.: С. 66–81).

Но, показывая сущность дела Христова, выясняя миссию Церкви и необходимость, согласно ее требованиям, иметь истинную веру, какую имели наши предки, мы говорим, что эта вера требует от нас покаяния в тяжком грехе бунтарства против самодержавного Царя-Помазанника. Поэтому, исходя из богооткровенного и святоотеческого учения и подробно останавливаясь на выяснении истины о происхождении царской власти, мы показываем все значение для нас Царя-Самодержца, Помазанника Божиего и призываем русских людей в целях возрождения России стремиться к восстановлению в ней царской богоустановленной власти (см.: Там же. С. 82–126).

Не забыли мы сказать, что Царь-Самодержец и Помазанник, конечно, должен быть Царем наследственным (см.: Там же. С. 88), и что он должен в своем всенародном исповедании Православной веры при коронации дать обещание, и даже усугубленное – быть верным Божественному Закону и им ограничивать свое самодержавие (см.: Там же. С. 179).

Таким образом, в плане, который рекомендуется автором критической статьи, содержится ряд несостоятельных мыслей и совет изложить то, что уже сказано в нашей книге.

Имея в виду все ту же постановку данной «проблемы», автор критики говорит: «При таком плане объяснения сущности и значения царской православной власти будет ясно, что учреждение Царя не есть ценность сама по себе, но что это образ власти, когда полнее может осуществлять свою миссию Церковь» (К учению о Святой Руси. С. 100).

Прежде всего в приведенных словах чувствуется желание умалить значение царской православной власти в ее отношении к Церкви. Кроме того, совсем не ясно, почему учреждение Царя не есть ценность сама по себе. Мы должны помнить одно, что царская, истинно самодержавная власть всегда имела величайшую ценность и значение для Святой Церкви. Об этом хорошо свидетельствуют «Деяния Вселенских Соборов». При содействии силы и авторитета царской власти Церковь могла успешно вести и закончить борьбу с еретиками, на которых не действовали никакие кроткие церковные меры и вопиющие уголовные злодеяния коих могла пресечь одна только православная царская власть (см.: Русская идеология. С. 130–134).

Только при таком содействии – и наших великих московских князей, и Царей – пагубные для Церкви ереси могли быть подавлены в начале их появления (см.: Там же. С. 142–145). Сила и авторитет царской власти были огромнейшим фактором и в положительной миссии Церкви, в деле просвещения народа на началах Православной веры и при обращении язычников. Интересно отметить: как только не стало у нас церковной власти, так прекратилось на русской земле духовное школьное просвещение – исчезли наши православные миссии среди язычников в пределах России, а мысль о создании их за границей является, по-видимому, мало осуществимой.

 

Архиепископ

Серафим (СОБОЛЕВ)

 

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение следует.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник