ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ И
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

§ 10

ОДЕЖДЫ СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ

 

Всех священнических одежд пять. Святитель Симеон Солунский (в гл. 83) пишет: «Священник надевает пять одежд, как совершенный и имеющий благодать совершать Таинства. Ибо в нас пять совершенных телесных чувств и пять сил душевных; и иерей просвещает человека, крестя и освящая его». Одежды священнические следующие: стихарь, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь. Архиерею и иерею, подобно как диакону, Церковь назначает первую одежду стихарь, называемый подризником, но который в таком случае имеет другое таинственное значение.

 

ПОДРИЗНИК И ГАММАТЫ
(НАШИВНЫЕ ПОЛОСЫ НА НЕМ)

 

Святой Герман говорит, что «белый стихарь (подризник священнический) означает луч Божества и чистую жизнь иерея». Святитель Симеон (в гл. 33, о храме) пишет: «Подризник означает чистоту и непорочность священного чина; за эту-то чистоту жизни иереи и удостоиваются этой благодати. Это иерей и свидетельствует, когда, облачаясь в него, говорит: „Возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения…“ (Ис. 61, 10) и проч.». В гл. 79 он же говорит: «Подризник червленый означает страдание, поелику Вочеловечившееся Слово пролияло нас ради Кровь Свою»; и далее, в гл. 81: «Архиерей надевает стихарь – как светлую одежду нетления, как чистую и просвещающую святыню Иисуса, как означающую чистоту и светлость ангелов».

В Патриаршеском чиновнике говорится, что архиерейский подризник имеет на себе гамматы, т. е. ленты или струи, висящие спереди, и этими гамматами он отличается от подризника иерейского. Симеон Солунский (в гл. 37, о храме) пишет: «Архиерейский стихарь имеет так называемые источники, идущие сверху вниз и означающие учительную благодать иерарха и вместе различные дары, данные ему свыше и чрез него изливаемые. И у ангелов не у всех один чин, но и там нижайшие научаются и наставляются более священными чинами. Источники же называются так от слов Спасителя, Который в Евангелии сказал: „Веруяй в Мя, <…> реки от чрева его истекут воды живы“ (Ин. 7, 38)». И (в гл. 79): «Находящиеся на подризнике источники означают и дар учения, и токи Крови Спаса нашего. А потому они и находятся только на архиерейском стихаре». Впрочем, эти гамматы или источники носят теперь и священники; они висят спереди подризника, от пояса до низу.

 

§ 11

ПОРУЧИ

 

Нарукавницы или поручи, надеваемые на правую и левую руки, обе вместе образуют узы Христовы. Симеон Солунский (в гл. 42, о храме) пишет: «На руках нарукавницы образуют узы Спасителевы, которыми Он был связан, когда вели Его к Пилату».

 

 

ПРАВАЯ ПОРУЧЬ

 

Но отдельно одна правая нарукавница образует всемогущество Христово, ибо священник и диакон, надевая ее на правую руку, говорят: Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги (Исх. 15, 6). Этими словами они прославляют находящуюся в узах победительную руку Христову и вместе с сим превозносят похвалами Божию силу, имеющую пресуществить хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы и обнаружиться в Таинстве. Святитель Симеон (там же) говорит: «Так называемые нарукавницы означают всемогущество силы Божией и то, что священнодействие Тела и Крови Иисус совершает Собственными руками». Посему и читаемые при надевании их молитвы имеют соответственное сему значение.

 

ЛЕВАЯ ПОРУЧЬ

 

Левая же нарукавница в отдельности означает терпение служителя Христова и его бодрственный дух, ибо он обещается при исполнении сего служения быть терпеливым и бодрствующим. Посему, когда священник надевает на левую руку нарукавницу, молится сам за себя, говоря: Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим (Пс. 118, 73).

 

§ 12

ЕПИТРАХИЛЬ ЕСТЬ ОДЕЯНИЕ
СОБСТВЕННО СВЯЩЕННИКА

 

Епитрахиль происходит от греческого слова «τραχηλος» – шея, и значит нашейник. Епитрахиль есть собственно священническая одежда и превосходнее всех других священнических одежд: она есть тот же диаконский орарь, но только налагаемый на оба плеча и лежащий на груди и ниже ее в знак того, что священник в служении своем имеет высшую степень и должность, нежели какую он имел, будучи диаконом. Симеон Солунский (в гл. 180) говорит: «Орарь архиерей при посвящении пресвитера переносит с левого плеча на правое, а конец, висящий назади, полагает напереди, и таким образом налагает как бы ярем на хиротонисуемого. Ибо и одежда должна показывать, какую иерей принял на себя благодать. И как, будучи диаконом, он имел один только долг, так теперь должен быть служителем и попечителем тайн и всего дела священства, и этим он берет на себя больший ярем. Вот почему священник и опоясуется дважды, так как призван к сугубому делу»; и (в гл. 39, о храме) он же поясняет: «Епитрахиль означает совершительную и свыше сходящую благодать Духа. Посему архиерей и иерей, возлагая епитрахиль на себя, говорят: „Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя“», и (в гл. 181): «Сначала иерарх называет по имени его (пресвитера при посвящении), потом, когда берет орарь, то сзади, с левого плеча, переносит на правое так, чтобы оба конца были напереди, и таким образом образуется так называемая епитрахиль. Она означает, во-первых, свыше, от главы сходящую благодать, как говорит Давид: „Яко миро на главе, сходящее <…> на ометы одежды его“ (Пс. 132, 2); потом, что иго священства Христова благо; и сверх того, как некоторые говорят, – что подобно тому, как Сам Христос на Своих раменах нес крест на страдание, так поступает и сам иерей, удостоившись совершать Таинства страданий Его».

 

§ 13

ПОЯС НА СВЯЩЕННИКЕ

 

Иерей подризник и епитрахиль препоясует поясом. Святитель Симеон (в гл. 40, о храме) говорит: «Пояс показывает Спасителево служение о нас, которое Он как совершал за нас здесь, так обещался совершать ради нас и впоследствии. „Препояшется, – говорится, – и посадит их, и подходя, станет служить им“ (Лк. 12, 37). Пояс, лежащий на чреслах, образует также крепость и могущество силы Иисуса Христа, и вместе с тем – целомудрие и чистоту тела и души священника. Это объясняют и слова, читаемые при опоясывании: „Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой“ (Пс. 17, 33)».

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

 

СОБЫТИЯ ||
Паисий Афонский причислен к лику святых

    

      Священный Синод Константинопольской Церкви 13 января с. г. прославил в лике святых горячо любимого и почитаемого не только православными греками, но и верующими всего мира старца схимонаха Паисия Святогорца (Эзнепидиса) (1924–1994). Имя преподобного будет внесено в церковный календарь под дату 12 июля (по новому стилю; святой почил в праздник свв. апостолов Петра и Павла).
     Старец Паисий стал широко известен благодаря книгам наставлений, изданным на нескольких языках, в том числе и на русском. Переведено на русский язык и пространное житие подвижника, составленное его учеником – иеромонахом Исааком. Этот труд, насчитывающий почти 800 страниц, является фактически неоспоримым материалом к канонизации угодника Божия.
     Преподобный Паисий происходил из Фарас (бывшее греческое селение на территории Турции, расположенное в восточной Каппадокии, – примеч. ред.) из глубоко верующей греческой семьи. Его крестным отцом стал святой Арсений Каппадокийский, в честь которого он получил имя при Крещении. Когда Арсений Эзнепидис был еще в младенческом возрасте, семья перебралась в небольшой городок Эпира (округ на северо-западе Греции, – примеч. ред.) – Коницу.
     Старец прошел все этапы монашеской жизни. Он начал свой путь на Афоне в общежительном монастыре Эсфигмен, потом подвизался в особножительной обители Филофей. Вопреки собственному желанию, по повелению Божию монах Паисий покинул Святую Гору, чтобы восстановить монастырь Стомион неподалеку от города своего детства – Коницы. Воссоздав Стомион, он переселился на гору Синай, где жил как пустынник. Вернувшись на Афон, святой обитал в уединенных скитах и кельях, помогая приходившим к нему инокам и паломникам молитвой и советом и неся суровые аскетические подвиги. Погребен он был в созданном по его молитвам исихастирии апостола Иоанна Богослова в Суроти, куда ежегодно приезжают тысячи людей, прося молитвенной помощи сего светильника веры в нуждах, скорбях и болезнях.
     В своих поучениях преподобный Паисий уделял особое внимание проблеме глобализации и связанных с ней цифровых технологий, предупреждая верующих об их духовной опасности. Обличал он и иные отступления от чистоты веры – всевозможные обновленческие новшества и участие православных клириков и мирян в еретическом экуменическом движении.
     В святости подвижника удостоверяют многочисленные чудеса, совершенных им как в земной жизни, так и по преселению в Небесные обители.


По материалам СМИ      

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник