ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АКТУАЛЬНО СПАСЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ СТРАНИЦА 3
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Притча Христова на все времена

19 января / 1 февраля – Неделя о мытаре и фарисее

 

 

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче!» – вновь зазвучало это песнопение в храмах Божиих, и повеяло одновременно тихой грустью и духовной весной Великого Поста. Через три недели верующие люди вступят на поприще духовного подвига, чтобы, обновив дух, душу и тело, в соответствии со своим званием православных христиан достойно встретить праздник Святой Пасхи. Но упаси нас, Боже, от осуждения тех, кто этот великопостный труд не пожелает или не сможет предпринять! Тогда все испытания Поста лишь подчеркнут нашу мнимую праведность. Ибо осуждая человека – любого, даже самого грешного, – мы тем самым возвышаем себя, т. е. питаем страсть гордыни.

Давайте вспомним Христову притчу на эту тему: Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, – заканчивает повествование Христос, – что сей [мытарь] пошел оправданным в дом свой более, нежели тот [фарисей]: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а уничижающий себя возвысится (Лк. 18, 10–14).

Кто же такой мытарь? Это сборщик налогов – человек, всеми презираемый и ненавидимый. Не только за то, что он взимал у собственного народа налоги в пользу римлян-оккупантов, но и за то, что законом жизни таких людей было вымогательство. Фарисеи же, напротив, составляли верхушку религиозного общества; иудейский народ уважал их и называл учителями. Они старались исполнять повеления Божии до мелочей, следуя всем предписаниям книжников и законников – в какие дни поститься, когда и как отмечать праздники, как благочестиво соблюдать субботу и прочим.

Вот такие два человека вошли в храм: всеми уважаемый праведник – фарисей и всеми презираемый грешник – мытарь. Один был одержим гордыней. Другой в сознании своей греховности не смел поднять глаз на небо и, считая себя недостойным стоять среди других людей, избрал последнее место.

Рассмотрим внимательнее душевное устроение мытаря. Он пришел в святое место открыть перед Богом свою греховность, и потому для него не имело значения, что люди смотрели на него как на грешника. И Христос говорит нам, что этот человек пошел оправданным в дом свой. Это значит, что Бог услышал его покаянную молитву, ибо, по слову Господню, «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». И стоявший вдали от святилища стал ближе многих ко Святая Святых! Вот пример покаянной молитвы! На того, кто не смел возвести своих глаз, с любовью воззрело всевидящее Божие Око.

Теперь посмотрим на фарисея. Какова его молитва? Она, прежде всего, – проявление гордости, самопревозношения. Казалось бы, фарисей начинает со слов благодарения Богу. Но за что он благодарит? За то, что он не такой, как прочие люди: грабители, прелюбодеи, как этот мытарь. Ах, если бы он остановился только на благодарении! Но он и благодарность превратил в осуждение. И – в превозношение уже перед Всевидящим Богом! «Я пощусь два раза в неделю, даю десятину…» и прочее, и прочее. Собственные восхваления, которые в Покаянном каноне Андрея Критского определены как «безумные глаголы».

Мытарь нарушал заповеди, данные через Моисея, но он исполнил важнейший закон Христов – проникся святым смирением перед Богом. А фарисей попрал то, о чем говорит апостол Павел в своем великом гимне любви: Любовь не превозносится, не гордится… (1 Кор. 13, 4). А ведь он именно гордился своей праведностью и превозносился перед грешным мытарем и прочими людьми. Но лишенный любви далек от Бога. Богатый лишь своею гордостью фарисей, учитель народа израильского, учитель благочестия – оказался в глазах Божиих гораздо ниже презренного мытаря. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Богу отвратительна гордость, это самый худший грех, ибо она есть основное свойство диавола.

Христова притча восходит до категорий мировых и общеисторических. Из истории мы видим, что фарисейская гордыня – это не только слова похвальбы в свой адрес. Рано или поздно фарисейство в нашем мире оборачивается ненавистью к тем, кто его обличает. Оно доходит до преследований и гонений, даже до уничтожения ближних. Именно в результате фарисейской гордости со всей ее «праведностью» был осужден и распят Господь Иисус Христос. Первосвященники иудейские, зараженные этим пороком, ослепленные национально-религиозным самопревозношением, не признали в смиренном Учителе покаяния обетованного Мессию и, убив Его, отреклись тем самым от своей богоизбранности.

И сегодня своим испытанным оружием враг рода человеческого вновь совершает злодеяния. Разжигая в людях страсти гордости, превозношения, осуждения, он возбуждает в них ненависть друг ко другу. Притча Христова вскрывает самую страшную и гибельную силу современного мира – фарисейскую гордыню, превозносимую их потомками, которые ныне строят свой новый мировой бесовский порядок.

Тут прямая связь между фарисеем из притчи и фарисеями нашего века. Последние открыто похваляются своей «исключительностью» перед всеми народами мира. Они убеждают или покупают всех – католиков, протестантов, буддистов, магометан и даже православных (!) – чтобы те признали новую религию, подобную существовавшей прежде в Римской Империи, когда все веры считались равными, но каждый гражданин был обязан поклоняться как богу римскому Императору.

Именно такая религия создается сейчас для всех народов мира. Ее задача – покорить человечество и привести его к поклонению последнему всемирному правителю – антихристу. И вполне реально современные фарисеи собираются полностью поработить и даже физически истребить «прочих», отличных от них людей.

 

Окончание см. на стр. 5

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник