ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ВЕРНОСТЬ ХРИСТУ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Несгибаемый борец за истину

19 января / 1 февраля – память святителя Марка,
митрополита Ефесского

 


Сербская икона святителя Марка, попирающего
папу римского.
Надпись на свитке: «Бегите от папистов,

как вы бежали бы от змеи»

 

 

В нашей газете уже публиковались некоторые выступления участников конференции представителей православно-патриотических СМИ «„Восьмой вселенский собор“ и его вопросы» (см. №№ 22 (118), 23 (119), 2 (122)). Сегодня предлагаем к прочтению выдержку из доклада главного редактора самарской газеты «Вестник Отрадного» Натальи Богоутдиновой.

 

В настоящее время в православных изданиях имя святителя Марка Ефесского (1392–1444) упоминается особенно часто. Его жизненный подвиг ныне весьма востребован. Святой просиял почти шесть веков назад, но ситуация в современной России во многом схожа с той, что сложилась тогда в Византийской Империи. Мы тоже пребываем в кольце врагов, которые ведут против нас войну – скрытую и явную, и на фоне общего ослабления веры идет активная подготовка к т. н. «восьмому собору»…

Святитель Марк – один из последних великих византийских богословов, выдающийся защитник Православия в борьбе против унии с католиками.

XV век от Рождества Христова. Переломное время мировой истории. Уже тысячу лет минуло после падения Первого Рима на Западе. К этому моменту на обломках древней Империи сложилась совершенно иная цивилизация и культура. На востоке же, у самой границы Европы с Малой Азией, все еще стоял Константинополь, последний осколок античности. Но и его со всех сторон окружали недруги. Власть Императора, когда-то контролировавшего огромные территории и обладавшего несметными богатствами, простиралась теперь лишь на город и его предместья. А в исконно-греческих землях, к которым принадлежал и прославленный город Ефес, уже хозяйничали турки-османы.

Империя не могла противостоять натиску захватчиков своими силами. Многие вельможи, да и сам Император, видели последнюю надежду в римской лжецеркви, которая была способна в короткое время собрать войско крестоносцев и выбить османов с византийских земель. Но вот уже более 300 лет эта «церковь» Первого Рима была отделена от Церкви Рима Второго страшным расколом... В годы такого упадка Византии и суждено было родиться Мануилу Евгенику, будущему Марку, митрополиту Ефесскому.

С юности он имел склонность к богословию и аскетической жизни. Получив прекрасное образование, Мануил еще в раннем возрасте был приближен к императорскому двору. Но в 26 лет он оставил столицу и принял монашеский постриг. В 45 по воле Императора святой стал митрополитом Ефеса и 24 ноября 1437 года вместе с ним и Патриархом в составе делегации православных епископов отправился на церковный собор с католиками в Италию. Заседания продолжались в течение двух лет, и по местам их проведения собор был назван Ферраро-Флорентийским. О высоком авторитете святителя Марка среди духовенства свидетельствует тот факт, что от православной делегации только он и митрополит Виссарион Никейский были уполномочены публично выступать в дискуссиях с латинянами.

Святой Отец приложил огромные усилия для разъяснения ошибок римских богословов, противоречащих догматам Вселенских Соборов, – в надежде, что католики отрекутся от своих заблуждений и присоединятся к Православной Церкви. Он составил много слов и посланий, но его труды не увенчались успехом. В начале 1439 года состоялось последнее заседание собора в Ферраре, на котором была прочитана папская булла о перенесении его во Флоренцию. Там, на новом месте, по слову святителя Марка, латиняне сбросили свои маски в обращении с православными. Греки оказались в тяжелом положении: измученные, страдающие от лишений, подвергающиеся различным притеснениям, не имеющие средств для возвращения на Родину... Им предлагалось фактически «продать» Православную веру за щедрую помощь и государству (паписты обещали направить крестовый поход против турок), и самим соборным делегатам.

Под влиянием этих обстоятельств единство греческих иерархов, проявленное в Ферраре, нарушилось. Первоначальная тенденция сохранить Православие во всей его чистоте сменилась поисками компромиссных, половинчатых решений. Радения о вере святителя Марка не возымели воздействия на собратьев, склонявшихся к принятию унии. В итоге нововведения западных «епископов» были признаны «правомочными» – с оговоркой, что Восточные Церкви не станут вводить их у себя. 6 июля 1439 года греческая делегация, включая Императора, подписала Акт унии. Когда его торжественно представили папе Евгению IV, он спросил, стоит ли там подпись святого Марка. Получив отрицательный ответ, папа с горечью воскликнул: «Мы ничего не сделали!»

 

СЛОВО СВЯТИТЕЛЯ МАРКА ПРОТИВ УНИАТОВ

 

Пленившие нас злым пленением и пожелавшие отвести в Вавилон латинских обрядов и догматов, конечно, не смогли привести это в конечное исполнение, сразу же увидев, что на это мало шансов, да и просто – невозможно, но где-то остановившись на середине, как сами, так и те, которые последовали за ними, они ни тем, чем были, уже не остались, ни иными не стали: ибо, покинув Иерусалим, который воистину был как бы «видением мира» (см.: Ис. 28, 16; 1 Петр. 2, 6), и Гору Сион, утвержденную и непоколебимую веру, но [с другой стороны] не в состоянии и не желая стать и наименоваться вавилонянами, они назвали себя посему, как будто бы и справедливо, «греко-латинянами», а в народе называются «латинствующими». Итак, эти половинчатые люди, подобные мифическим центаврам, вместе с латинянами исповедуют, что Дух Святый исходит от Сына, и имеют Сына Виновником Его бытия [ибо эти слова заключаются в их Соборном Определении (Акте) унии], а вместе с нами исповедуют, что Он исходит от Отца; и вместе с ними говорят, что прибавление в Символе было сделано законно и благословенно, а вместе с нами – не допускают, чтобы оно произносилось [в Символе] (между тем, кто бы стал уклоняться от того, что законно и благословенно?!); и вместе с ними говорят, что безквасный хлеб – Тело Христово, а вместе с нами – не дерзают его принимать. Разве не достаточно сего, чтобы явить их дух, и что не в поисках истины, которую, имея в руках, они предали, они сошлись с латинянами, но из желания обогатиться и заключить не истинную, но ложную унию?


Из Окружного послания против греко-латинян
и постановлений Флорентийского собора

 

Итак, для греческих архиереев решающими оказались не богословские, а государственно-политические соображения: Византия не имела надежд в одиночку дать отпор наступавшим туркам, и уния воспринималась как последний способ оказать им сопротивление. Святой же Марк стал единственным из православных иерархов, кто не признал позорное соглашение с папистами, будучи убежденным, что предательством истины нельзя обрести помощь Божию.

1 февраля 1440 года греческая делегация вернулась из Италии в Константинополь. Встреча на Родине была безрадостной. На вопрос: «Победили ли мы?» – они сами ответили: «Продали мы веру нашу, променяли благочестие на нечестие; изменили Святым Дарам». Однако народ не желал признавать унию. Византолог Г.А. Острогорский пишет: «Решения, принятые на соборе во Флоренции, не имели никакого значения. Византийский народ был против постановлений Феррары и Флоренции со страстным фанатизмом, и в то время как все увещания сторонников унии игнорировались, пламенные проповеди Марка Евгеника везде находили восторженный отклик». Вокруг святителя сплотилась многочисленная партия не признавших унию, многие из согласившихся с ней епископов отозвали свои подписи. К отрицанию договора с латинянами присоединились и монастыри, имевшие большое духовное влияние на народ.

Отметим, что на Руси унию также сразу же отвергли, хотя митрополит Исидор, грек, назначенный из Константинополя главой Русской Церкви, был ее сторонником. Он возвратился в Москву с собора уже в сане кардинала и с католическим крестом – как посланник папы римского. Вознесение им на первой же службе имени папы в качестве главы Церкви и зачитывание решений Флорентийского собора повергло народ в крайнее смущение. В результате Великий Князь Василий II заклеймил Исидора «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем, губителем душ», и отступник был вынужден бежать из нашего государства к своим покровителям-папистам.

После окончания Ферраро-Флорентийского собрания святитель Марк на два года был заточен в крепость, но и там не переставал вести переписку. Он по-прежнему резко критиковал унию, призывая верующих держаться Православия. К осени 1442 года поборник истины был освобожден и вернулся в Константинополь, где также неутомимо противостоял отступлению, добившись-таки, по свидетельству Мануила Ритора, положительного результата: «Подъявши многие труды и из обманутых там одних вновь обративши, в том числе и самого приснопамятного Царя…»

Скончался святитель в возрасте 52 лет в 1444 году в Константинополе, после тяжелой двухнедельной болезни. Умирая, святой обратился к присутствовавшим с напутственным словом, в котором даже в момент кончины явил себя непримиримым противником нечестивой унии. Он оставил завещание, чтобы ни Цареградский Патриарх-изменник, ни кто-либо иной из подписавших ее не приходил на его погребение и не участвовал в заупокойных богослужениях: «Я говорю и свидетельствую перед многими находящимися здесь и достойными мужами, что я совершенно и никоим образом не хочу и не принимаю общения с ним [Патриархом] или находящимися с ним, ни в этой моей жизни, ни после смерти, как [не принимаю] ни бывшей унии [с латинянами], ни латинских догматов <…>. Как в течение всей моей жизни я был в разделении с теми, так и во время отшествия моего, да и после моей смерти, я отвращаюсь от общения с ними и клятвенно заповедую, чтобы никто [из них] не приближался ни к моему погребению, ни к могиле моей».

…Вот какой яркий пример светит нам из глубины веков! И да поможет он нам сегодня укрепиться в стоянии за истину, не дрогнуть духом в суровый час, не идти на ложные компромиссы и до последнего дыхания хранить верность Христу!

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник