ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АНТИЭКУМЕНИЗМ ЛЖЕУЧЕНИЯ НАШЕГО ВЕКА СТРАНИЦА 15
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Почему православному христианину
нельзя быть экуменистом

 

 

 

Окончание. Начало в № 14(38)

 

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ: К ВЕРУЮЩЕМУ РУССКОМУ НАРОДУ

 

Святитель Николай, архиепископ Японский, знаменитый русский миссионер, совершивший апостольское дело перевода Священного Писания и богослужебных книг на японский язык и положивший начало Автономной Японской Православной Церкви, в своей речи при наречении во епископа 27 марта 1880 года, имея в виду католицизм и протестантизм, сказал: «С давно явившимися и ныне продолжающими существовать соблазнами – наш долг бороться <...>. Лики великих святых борцов с древними ересями укоризненно смотрят на нас из глубины истории. Не так равнодушны были Иринеи, Афанасии, Григории, Дамаскины к современным им извращениям Христианства! Притом, если мы будем оставаться равнодушными, то зараза, возникающая из того, что есть гнилостного в католичестве и протестантстве, будет расслаблять и нас самих. Нынешнее безверие, на которое так много жалуются, не есть ли последовательный продукт нездоровых испарений от язв на огромном теле католичества и разметанных, еле живых телах протестантства? К чему прицепится и что найдет неразумного или фальшивого философский анализирующий ум в Православии, когда в нем все неподражаемо разумно и свято, когда оно – точно блистающий шар, идеально правильный, вполне законченный и неуязвимо крепкий?! <...> Нам нужна живая деятельность, от которой дохнуло бы живым, освежающим ветром, не только у нас, но и на Западе, – деятельность, прямо направленная против самих причин безверия – извращений Божественной истины в католичестве и протестантстве <...>. Нам надо выделить из своей среды людей, даже составить общества – со специальной задачей борьбы устным и письменным словом с католичеством и протестантством; борьбы, конечно, исключающей и мысли о каких-либо приемах, несвойственных истинной христианской любви, но тем не менее горячей, как сама любовь, потому что из-за христианской любви она и будет ведена» (Вера и разум. 1884. Январь. Кн. 2. С. 156–157).

Как бы развивая последнюю мысль святителя Николая – о проявлении истинной любви, – архиепископ Серафим (Соболев) в своем докладе «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» на Московском Всеправославном Совещании 1948 года указывал: «Не будем смущаться обвинением нас православными экуменистами в отсутствии любви к инославным христианам <...>. Это обвинение, прежде всего, не соответствует действительности. Наша Святая Церковь всегда боролась с ересями и даже до крови. Но людей, впавших по наущению диавола в ереси, Православная Церковь всегда жалела – движимая любовью к ним, она налагала на них епитимию, вплоть до отлучения от церковного общения. Однако она никогда не прекращала и не прекратит своей молитвы, этого дыхания благодатной истинной любви, о вразумлении и обращении еретиков на путь спасительной истины. Вот как Святая Церковь учит нас молиться о них: „Отступившия от Православныя веры, и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти“ (см. „Помянник“, молитвослов). Таким образом, Святая Церковь различает самые ереси, требуя безкомпромиссной борьбы с ними, от людей, впавших в эти ереси, всегда простирая к ним свои материнские любвеобильные объятия.

Затем, нас обвиняют в отсутствии любви к инославным христианам, в сущности, за то, что мы не относимся к экуменическому движению так, как к нему относятся православные экуменисты. Последние в этом своем отношении к экуменическому движению нарушают святые каноны, попирая наше догматическое учение о Церкви, устраивают на экуменических конференциях дружбу с протестантами и масонами, а через эту дружбу потворствуют протестантской пропаганде в православных странах, содействуют врагам Православной Церкви в деле ее разрушения. Таким образом, это отношение православных экуменистов к экуменизму является сплошным безчинством. Но в безчинстве, по учению апостола Павла, нет любви, „любовь, – говорит он, – не безчинствует“ (1 Кор. 13, 5). Ясно, что не у нас, а у православных экуменистов нет любви к инославным христианам, ибо у них не любовь, а безчинство. Пусть они спросят у своей совести, и она скажет им, что лежит в основе их экуменической деятельности и в их отношении к инославным христианам – любовь ли к последним или что-либо другое?!

Да избавит нас Господь от такой „любви“ <…>! Дай Бог, чтобы наша Русская Церковь и впредь держалась той обособленности в отношении к экуменизму и его конференциям, в какой она пребывает доселе (так было в 1948 г., – примеч. авт.)! Да, мы одиноки, но в этом одиночестве, в этой нашей обособленности – залог спасения от гибельного натиска на Русскую Церковь со стороны масонства, – залог спасения не только Русской, но, может быть, и всей Вселенской Православной Церкви. <…>

Экуменизм еще не будет торжествовать своей победы, пока он не заключит все Православные Церкви в свое экуменическое „вселенское“ кольцо. Не дадим ему этой победы! Памятуя его сущность и его цели, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь – отступление от Православной веры, предательство и измена Христу» (Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей. М., 1949. Т. 2. С. 385–387).

Свой труд закончим пламенными словами православного ученого монаха, богослова конца XIV – начала XV века Иосифа Вриенноса, защитника веры от латинян и варламитов: «Мы не отречемся от тебя, возлюбленное Православие! В тебе мы родились, в тебе живем и в тебе умрем! И если бы потребовалось, мы умерли бы за тебя тысячи раз!» (Православная богословская энциклопедия. СПб., 1906. Т. 7. С. 382–383).

 

София, 1985–1989 годы

 

Архимандрит
Серафим (АЛЕКСИЕВ),
архимандрит
Сергий (ЯЗАДЖИЕВ)

 

Перевод с болгарского языка

 

Печатается с сокращениями,
по изданию: СПб., 1992.

 

 

ОПРОС ||
Православие в секулярном мире

    


     1. Существуют ли, по Вашему мнению, противоречия между верой и наукой?
     да – 7% нет – 93%

 

     2. Согласны ли Вы, что современное российское общество более религиозное, чем атеистическое?
     да – 79% нет – 21%

 

     3. Согласны ли Вы, что любая деятельность (научная, творческая, коммерческая и др.) должна быть нравственной – опираться на религиозные и этические нормы?
     да – 100%

 

     4. Допустимо ли, на Ваш взгляд, сотрудничество в светских делах с людьми, чьи убеждения радикально противоречат Православию?
     да – 1% нет – 99%

 

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник