ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
В ЭТОТ ДЕНЬ... ЦАРСКОЕ ВРЕМЯ СТРАНИЦА 11
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

 

«Опомнитесь, безумцы!..»

 


Святитель Тихон

 

 

Когда власть в России захватили богоборцы и цареубийцы, святой Патриарх Тихон анафематствовал их и призвал православных противостоять насилию безбожников над Церковью. Первоиерарх-исповедник писал: «Опомнитесь, безумцы! Прекратите ваши кровавые расправы! Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это – поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей – загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей – земной! Властию, данною нам от Бога, <...> анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские <...>. Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне святой Матери вашей! <...> А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою!..»

Это патриаршее послание, оглашенное на Поместном Соборе 1918 года, сразу получило поддержку заседавших, а 22 декабря было официально одобрено всем Собором. Соборные Деяния указывают: «[на этом заседании члены Собора рассказывали о различных фактах гонений от большевиков, в частности, убийствах священнослужителей, обысках, угрозах и проч.] Прот. А.П. Рождественский: „По поводу всех этих ужасов, о которых мы слышали, а особенно по поводу захвата святого достояния Церкви мы имели на днях утешение слышать в Церкви послание Святейшего Патриарха, в котором он твердо и безбоязненно обличает все эти беззакония, которые творятся настоящею властью. По поводу этого послания особая небольшая комиссия при Соборном Совете предлагает Священному Собору сделать следующее определение: ‘Священный Собор Православной Российской Церкви с любовью приветствует послание Святейшего Патриарха Тихона, карающее злых лиходеев и обличающее врагов Церкви Христовой. С высоты патриаршего престола прогремело слово прещения, и подъят меч духовный против тех, кто совершает непрерывное надругательство над святынями веры и совести народной. Священный Собор свидетельствует, что он пребывает в полнейшем единении с отцом и молитвенником Церкви Российской, внемлет его призыву и готов жертвенно исповедовать веру Христову против ее хулителей. Священный Собор призывает и всю Российскую Церковь во главе со своими архипастырями и пастырями объединяться ныне вокруг Патриарха, дабы не дать на поругание святой веры нашей’“.

Председательствующий [им был митрополит Новгородский Арсений]: „Угодно ли принять предложение комиссии при Соборном Совете?“ Постановлено: предложение комиссии при Совете принять» (Священный Собор Православной Российской Церкви. Деяния. Книга VI: Деяния LXVI–LXXVII // Издание Соборного Совета. М., 1918. Деяние LXVII).

Таким образом, соборное постановление святителя Тихона до сих пор остается в силе.

 

По материалам интернет-СМИ

 

 


 

 

Об истинном монархическом миросозерцании

 


Продолжение. Начало см. в № 2 (98)

 

Предлагаемое ниже вниманию благочестивого читателя сочинение приснопамятного подвижника благочестия архиепископа Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании» стало откликом Владыки-монархиста на критику другой его книги – «Русской идеологии». Архиепископ Серафим опровергает неосновательные возражения против богоустановленности царской власти и другие неправые мнения, которые нередко можно встретить и сегодня в книгах и статьях современных авторов.

 

6. ВОЗРАЖЕНИЕ ПРОТИВ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ НАМИ ПОНЯТИЙ
«САМОДЕРЖАВНЫЙ» И «ЕДИНОДЕРЖАВНЫЙ». ОБВИНЕНИЕ НАС
В ОТОЖДЕСТВЛЕНИИ ИСТИННОЙ САМОДЕРЖАВНОЙ ЦАРСКОЙ
ВЛАСТИ С АБСОЛЮТИСТСКОЙ

 

Отсюда понятно, как мы далеки от отождествления истинной самодержавной царской власти с абсолютистской, если призываем русских православных людей всеми мерами стремиться к тому, чтобы в будущей России была первая власть и не была допущена вторая.

Об этом призыве говорится ясно в шестой и седьмой главах нашей книги – о симфонии властей. Здесь приветствуются нами те византийские Императоры и те Великие русские Князья и Цари, которые, действуя согласно основам симфонии, ограничивали свою державную власть Православною верою и правилами Церкви и открыто защищали святое Православие. И напротив, здесь не одобряются действия византийских Императоров-иконоборцев, а также деятельность наших Царей – Алексия Михайловича и в особенности Императора Петра I и Императрицы Екатерины II, которые нарушали и даже разрушали основы симфонии властей и выявляли не истинную самодержавную царскую власть, а абсолютистскую.

Вот что нами было сказано касательно Императора Петра: «Такое уничтожение Петром симфонии властей, при его искаженной самодержавной, вернее, абсолютистской и деспотической царской власти, так потрясло исконные начала бытия русского народа, что последний, несмотря на свое покровительство Церкви со стороны русских Царей XIX века, уже не может оправиться и стать на свой, заповеданный ему Богом путь осуществления религиозно-нравственного идеала – путь Святой Руси. Поэтому здесь, в уничтожении Петром симфонии властей, и была заложена причина гибели России» (Русская Идеология. С. 148).

Имея в виду эту абсолютистскую власть Петра, мы в заключение своей книги говорим: «В целях предотвращения появления в будущей России подобного Царя при учреждении царской самодержавной власти Церковь может установить правило, при котором Царь свободною волею усугубил бы ограничение своего самодержавия Божественными законами, о верности которого он торжественно свидетельствовал при своем Короновании чрез исповедание Православного учения» (Там же. С. 179).

 

 

7. ОБВИНЕНИЯ НАС В АБСОЛЮТИЗАЦИИ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ
НА ОСНОВАНИИ НАШЕГО УЧЕНИЯ О ЕЕ БОГОУСТАНОВЛЕННОСТИ.
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МНЕНИЯ О БЕЗРАЗЛИЧНОМ ОТНОШЕНИИ
ИИСУСА ХРИСТА К ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИНТЕРЕСАМ. НЕПРАВИЛЬНЫЙ
ВЗГЛЯД НА ЦАРСКУЮ ВЛАСТЬ, КАК НА ЦЕННОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНУЮ

 

Автор критики обвиняет нас в стремлении абсолютизировать царскую власть и в другом месте своего критического отзыва; и, как это ни странно, – за наше, основанное на Священном Писании и Святых Отцах учение о ее богоустановленности. Имея в виду тех, у которых государственные интересы и политика занимают первое место в жизни, автор критики говорит: «Для таких людей будет очень приятно прочесть книгу архиепископа Серафима о богоустановленности царской власти как таковой. Они будут рады прочесть и о том, что власть единодержавная или царская власть Помазанника Божия родственна Церкви, имея своим основанием Божественное Писание и святоотеческое учение. Согласно этому, едва ли допустимому смешению понятий, они могут защищать, ссылаясь на архиепископа Серафима, богоустановленность всякой власти единодержца, „как у прочих народов“, в качестве ценности не только религиозной, но даже и христианской. Все это их еще более укрепит в абсолютизации государства, политики и царской или единодержавной власти как таковой. Это будет очень неприятно владыке Серафиму, но мы должны признать, что он сам дал основание так использовать его труд тем, что поставил всю проблему принципиально неправильно» (К учению о Святой Руси. С. 100).

Итак, в нашем учении о богоустановленности царской власти и, следовательно, ее родственности Церкви автор критики видит ее абсолютизацию.

Но мы ясно показали, что учение о происхождении царской самодержавной власти от Бога есть учение Священного Писания, о чем, в частности, свидетельствуют библейское повествование о поставлении Царя для израильского народа (см.: 1 Цар. 8–9) и святой апостол Павел в Новом Завете в своих словах: Несть бо власть, аще не от Бога (Рим. 13, 1) и пр.

Затем, странно думать, что власть Царя-Помазанника Божиего не родственна Церкви. Ведь учение о Царе-Помазаннике Божием есть учение того же Священного Писания, словами которого дышит и живет святая Церковь. Учение о повиновении Царю и о почитании его является заповедями Самого Бога (см.: Мф. 22, 21) и Его святых апостолов (см.: 1 Петр. 2, 13–14; 3, 17; 1 Тим. 2, 17), о каковых заповедях всегда говорит нам святая Церковь, свидетельствуя, что «народ, чтущий благословленного Царя, тем самым благоугождает Богу, потому что Царь есть устроение Божие» (Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Ч. II. С. 193–196; Ч. III. С. 224, 252).

Таким образом, предъявлять нам указанные обвинения – это значит винить Священное Писание и святую Церковь в абсолютизации царской власти.


 

Архиепископ

Серафим (СОБОЛЕВ)

 

Об истинном монархическом
миросозерцании. СПб., 2002.

 

Продолжение следует.

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник