ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
АЗЫ ПРАВОСЛАВИЯ НУЖНО ЗНАТЬ ХРИСТИАНИНУ СТРАНИЦА 9
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии
и о всех службах и утварях церковных

 

 

 

Продолжение. Начало см. в № 10 (82)

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:
О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ
В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

 

ГЛАВА VI:
ЧИН СВЯЩЕННОЙ И
БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

§ 1

ЛИТУРГИЯ ЕСТЬ ТАЙНАЯ

ВЕЧЕРЯ, ЕВХАРИСТИЯ И ОБЩЕНИЕ

 

Тайная Вечеря или Литургия, по учению закона евангельского, относительно жертвы, в ней приносимой, есть одна, но относительно различных видов и плодов, ею приносимых, бывает многообразна. Так, она есть Литургия почитательная – потому что через сию Тайную Вечерю почитается Бог, Начало и Конец всех тварей, которые приносятся в честь Его под образом Святых Даров; умилостивительная: поелику жертва сия умилостивляет и легко к нам приклоняет величество Божие, оскорбленное грехами нашими; благодарственная: ибо приносится в благодарение Богу за Его благодеяния, а посему и называется Евхаристиею, т. е. благодарением; молительная: поелику через эту службу молим о помощи небесной и получаем ее. Сверх сего, сия же Тайная Вечеря или Литургия называется и Причащением.

Святитель Симеон Солунский (в гл. 78) пишет: «Так рассуждали апостольские и божественные мужи о священной Литургии, которую равноапостольный Дионисий называет Евхаристиею и Общением (Причащением). Причащение есть соединение Бога с нами, обожение нас, освящение, полнота благодати, осияние, отгнание всего противного, подаяние всякого блага и прочее тому подобное; оно есть сорастворение и общение с Богом, Таинство Таинств, освящение святых, истинно святое святых, жертва всех жертв, жрец и жертва. Ибо жертву эту соделал и предал нам един Жрец – Слово, и Сам Он здесь есть та Жертва, которую преподал нам, да пребывает с нами всегда». Тот же Святой Отец наставляет (в гл. 37): «Причащение соединяет нас с Самим Владыкою, и мы поистине приобщаемся Его Плоти и Крови. И как через снедь мы умерли и лишились рая и Бога: так и жизнь вечную получаем опять чрез причащение снеди и, отложивши тление, соединяемся с Безсмертным, бывшим нас ради смертным».

 

§ 2

ОТКУДА ВЗЯТ ЧИН ЛИТУРГИИ?

 

В Уставе о Литургии сказано: «Бываемыя сице в велицей церкви и во Святей Горе». Здесь под именем «великой церкви» разумеется великая патриаршая церковь святой Софии в Царьграде, а под именем Святой Горы – Афонская Гора, славящаяся строгим соблюдением церковного устава.

Когда греки, до изобретения книгопечатания, довольствовались рукописными Литургиями, тогда, по вольности ли своей или по другим причинам, не убоялись вносить в сей чин и в самую Литургию новые слова и новые действия и даже исполнять их на самом деле. Особенно на западе и в других областях, подчиненных власти западной римской церкви, прибавлены к Литургии в угодность тем же римлянам необычайные нововведения. А потому в различных странах Литургии имели между собой много отличий. Но настоящая Литургия есть именно та, которая совершается в патриаршей великой церкви и во Святой Афонской Горе.

 

§ 3

ЛИТУРГИЯ ЕСТЬ
СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕ
И ТАЙНОДЕЙСТВИЕ

 

В начале статьи о Литургии в Уставе она называется тайнодействием, а в конце именуется еще и священнодействием. Все эти три названия, т. е. Литургия, тайнодействие и священнодействие, следующие по порядку одно за другим, выражают различные обстоятельства, как то: свойство, причину и цель сей службы.

Литургия – значит служба и есть обязанность общая, обязующая всех людей к почитанию Бога. Священнодействие – святейшее служение, получившее начало от Самого Сына Божия и установленное для освящения сынов человеческих. Тайнодействие же есть такое служение, которое возводит ум наш к познанию сокровенных тайн, т. е., хотя и скрывает под покровом обрядов деяния и страдания Христовы и под видом хлеба и вина Самого Христа, – но вместе с тем таинственно дает видеть Его и даже, через чувственное вкушение небесной пищи (Святых Даров), влагает в нас таинственный залог и надежду наследовать жизнь небесную.

 

§ 4

ЛИТУРГИЯ НАЧИНАЕТСЯ
ДО ПОЛУДНЯ В РАЗНЫЕ ЧАСЫ

 

Временем к начатию Литургии восточные христиане считают третий, а по нашему счислению девятый час утра; они боятся приступить к жертвоприношению прежде того времени, когда Христос Господь осужден был на Крест. Матфей Властарь (под буквою «Т», в гл. 5) находит и другую причину сему обычаю. «В это время дня, в третьем часу, – пишет он, – Утешитель видимым образом сошел на апостолов и показал им Троический и совершенный Свет, а чрез это и нас научил, что час единоименный с Божественною Троицею (третий) должно посвящать совершению священнодействия в честь Триипостасного Божества».

Но Паисий, Патриарх Цареградский, на вопрос о сем деле, в грамоте, присланной в Москву и напечатанной в «Скрижали», написал: «Что же о времени Литургии вопрошаете, глаголем: добре творите, от третьего часа дне по правилам начинающе. Но не есть определено так, чтобы не имети воли служити во ин час, токмо в третий. Ибо и во святый и Великий день Светлый, и во дни Рождества Христова и святаго Богоявления еще нощи сущи бывает Литургия; и в Великий четверток и в Великую субботу прияхом служити при вечери некиих ради таинств дней оных, о нихже весть ныне глаголати; и в монастырех неусыпаемых мало не на всяк час служаху. Сего ради, аще и прейдет час или и прежде третьяго часа за некую поспешную нужду, да не прейдет Литургию, якоже и мы имамы обычай в церквах наших: зане благодать Духа не определяется от лет времен».

По сей причине и в Уставе (лист 15) повелевается для начатия Литургии переменять дневные часы; но начинать Литургию после полудня никак не должно. Ибо всякая Литургия есть служение того дня, который начинается с вечера или с полудня прошедшего дня, и доходить не долее, как до полудня настоящего. О чем см. часть 1, гл. 13, § 6; и часть 4, гл. 16, § 2.

 

§ 5

ХРИСТИАНЕ НА МОЛИТВЕ
ОБРАЩАЮТСЯ К ВОСТОКУ

 

Все христиане обращаются для молитвы к одной восточной стране мира, о чем сказано в сей части (гл. 1, § 20); потому-то здесь священник и диакон пред святыми дверьми молятся.

 


Архиепископ
Нижегородский и Арзамасский
Вениамин (КРАСНОПЕВКОВ)


Новая Скрижаль, или Объяснение о Церкви,
о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Изд.17-е. СПб., 1908.

 

Продолжение следует

 

     

СТАТИСТИКА ||
Холодная война уже идет?

    

      «Всероссийский центр изучения общественного мнения» (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, какова, по мнению наших сограждан, вероятность начала холодной войны между Россией и западными странами, и как она может отразиться на их семьях.
     Угроза возобновления холодной войны сегодня кажется респондентам более реальной, чем когда-либо за последние семь лет: индекс, измеряющий оценку участниками опроса вероятности нового «похолодания», подскочил до 70 пунктов (с 36 п. в марте с.г.). При этом социологи отмечают, что вплоть до 2013 года его значения вообще были отрицательными.
     Треть респондентов (31%) считает вероятным начало нового противостояния между западными государствами и Россией (5% – очень возможным, 26% – вполне допустимым), а каждый четвертый (25%) убежден, что холодная война уже идет. Те, кто видят предпосылки к ухудшению ситуации или считают, что война уже началась, объясняют это, прежде всего, агрессивным настроем США и европейских стран (23%). Также отмечают сложившуюся ситуацию в мире в целом – 15%, санкционные меры – 14%, обострение международных отношений – 12% и др.
     Однако немало и тех, кто не хочет верить в возможность такого развития событий (28% сомневаются, а 7% считают перспективу холодной войны нереальной). Большинство из них (20%) уверены: этого не допустят российские власти. 13% думают, что это никому не выгодно, 8% говорят о силе России, 4% – о страхе и зависти по отношению к нашей стране. Правда, не совсем понятно, почему эти причины не должны послужить к началу противостояния – напротив, они скорее и могут стать предпосылками к холодной войне.
     В случае обострения напряженности в отношениях России и стран Запада 18% опрошенных предрекают для себя и своих близких «трудные времена». Люди опасаются снижения уровня жизни, усиления инфляции, экономического кризиса и начала активных военных действий с неизбежной всеобщей мобилизацией, а также ограничения при выезде за границу и введения новых санкций.


По материалам http://wciom.ru
     

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник