ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ ГАЗЕТЫ "ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ"
УРОКИ ИСТОРИИ ЛЮБОВЬ К ОТЕЧЕСТВУ СТРАНИЦА 14
СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||

 

В небе Первой мировой: прерванный полет

 

 


«Илья Муромец-Киевский».
В кабине – поручик БАШКО и капитан ГОРШКОВ.

Яблонна, 1915 год

 

Свои воспоминания один из первых русских военных летчиков, гвардии капитан, пилот бомбардировщика «Илья Муромец» Сергей Николаевич Никольский (1885–1963) предварил следующим предисловием: «Всем крылатым друзьям посвящаю. Всей стае славных русских летчиков. Всем тем, кто верил, что Великой России нужна победа. Всем, жизнью своей, кровью и тоской запечатлевшим веру свою. Всей униженной и истерзанной Родине моей посвящаю я строки эти». Хочется надеяться, что спустя столетие правда о незаслуженно забытых подвигах героев Первой мировой войны постепенно откроется и восторжествует, и они займут достойное место в истории и памяти наших современников, прежде всего – молодежи.

 

В первый раз я обратился к этой теме на страницах газеты «Во славу Родины» (от 5.08.1993 г.). Посвященная судьбе погибших летчиков самолета «Илья Муромец» и написанная на основе устных свидетельств минских старожилов публикация содержала, как впоследствии выяснилось, ряд фактических ошибок. На тот момент ни точной даты, ни обстоятельств гибели, ни фамилий и воинских званий героев установить не удалось. Единственным документальным свидетельством этого события, имевшимся тогда в моем распоряжении, было помещенное в «Минских епархиальных ведомостях» (№ 19, 1915 г.) «Слово при погребении жертв военной авиации» епископа Минского и Туровского Митрофана (к его тексту мы еще обратимся).

Спустя годы стали доступны мемуары братьев Сергея и Михаила Никольских и воспоминания Константина Финне, воевавших в составе Эскадры воздушных кораблей – первого в мире авиационного соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков «Илья Муромец». Так мы узнали и подробности гибели самолета ИМ-3 (единственной боевой потери машин этого типа от зенитного огня противника).

Произошло это 5 (по другим данным – 2-го) ноября 1915 года. Экипаж в составе командира штабс-капитана Д.А. Озерского, его заместителя штабс-капитана М.П. Спасова, полковника А.И. Звягинцева и механика старшего унтер-офицера Э. Фогта вылетел в район Барановичей для бомбардировки железнодорожной станции. В ходе выполнения боевого задания было сброшено восемь бомб, однако самолет подвергся сильнейшему обстрелу и получил повреждения. Возвращаясь на аэродром, недалеко от деревни Прилуки, южнее Барановичей, «Илья Муромец»-3 потерял управление и упал с высоты 2800 м. Все члены экипажа, кроме М.П. Спасова (который получил множество переломов и ранений, но чудом уцелел), погибли. Известно, что прах механика Эдмунда Фогта покоится на Братском воинском кладбище Минска.

Еще один богатырь – ИМ-16 (также единственный за всю войну!) – был сбит в схватке с германскими истребителями 12 сентября 1916 года у деревни Боруны, в восьми километрах к западу от Крево. Экипаж в составе командира поручика Д.Д. Макшеева, его помощника поручика М.А. Рахмина, артофицера поручика Ф. Гаибова (азербайджанца по национальности) и стажера корнета О.С. Карпова (выполнявшего обязанности пулеметчика) погиб. Но и немцы заплатили за свой успех немалую цену: по разным свидетельствам они потеряли в этом бою от одного до трех самолетов. Признавая мужество и героизм наших авиаторов, противники похоронили их со всеми воинскими почестями. А в 2009 году в центре агрогородка Боруны в честь героев был открыт именной монумент.

 


Памятник погибшим русским летчикам
Первой мировой войны в Борунах

 

Заслуживает внимания и тот факт, что «Муромцы» вскоре добились впечатляющего реванша. В небе над Сморгонью 2 ноября 1916 года «Илья Муромец-Киевский» под командованием капитана И.С. Башко, вооруженный новой хвостовой пулеметной установкой, вступил в бой с пятью германскими истребителями. Сбив три из них, экипаж благополучно вернулся на аэродром.

А вот и описание этой массированной «ковровой» бомбежки. На календаре – 1917 год. Сергей Никольский вспоминает: «У нас в соединенном отряде собралось семь кораблей («Илья Муромец» – прот. П.Б.), которые вместе с группой Казакова (истребители – прот. П.Б.) стали делать групповые налеты. Картина получалась потрясающая. Углом идут шесть кораблей, седьмой посередине и выше, а по сторонам и сзади идут группы истребителей, всего 26 штук, итого – 33 аппарата. Избрав полосу фронта в 30 верст длиною и 15 в глубину, истребили на ней все, что имело мало-мальски военное значение».

Но то, чего так и не смог добиться враг внешний, удалось врагам внутренним. 2 марта 1917 года Государь Николай II написал в своем дневнике: «Кругом измена и трусость, и обман!» Его слова очень скоро приобрели всероссийское звучание и значение. Так, 11 мая 1917 года разбился ИМ-1 со всем экипажем. Погибли командир ст. лейтенант Г.И. Лавров (близкий друг конструктора Сикорского), замкомандира поручик В.К. Витковский, штурман лейтенант Шокальский, артофицер подъесаул Отрешко, пулеметчик прапорщик Балашов и моторист-механик Сафронов. Эта катастрофа стала результатом преднамеренного саботажа и преступного вредительства нижних чинов. Вот такая финальная нота…

Но ведь в небе Первой мировой воевали не только «Муромцы». Рядом с ними сражались и русские истребители. Среди многих имен выделим два. Это настоящие асы – А.А. Казаков (на его счету предположительно 32 сбитых немецких самолета, из них достоверных побед – 17) и Е.Н. Крутень (соответственно 20 и 15). Были среди героев той войны и свои Маресьевы, летчики с протезами вместо ног. Они не только летали, но и одерживали победы! Это А.Н. Прокофьев-Северский и Ю.В. Гильшер.

Согласно архивным изысканиям, на сегодняшний день установлены имена 27 летчиков уроженцев Белоруссии. Из них 17 – кавалеры Ордена святого Георгия: это С.А. Бойно-Родзевич, С.А. Лишин, И.А. Лойко, Д.А. Макеенок и другие. Как описать или хотя бы перечислить их славные дела в нашем коротком очерке? Это невозможно, поэтому постараемся ответить лишь на один общий вопрос: кто они – русские летчики Первой мировой? Это – цвет офицерской молодежи (в среднем их возраст на начало войны – приблизительно 25–27 лет). Большинство – из потомственных дворянских военных семей, однако можно встретить (и немало) выходцев и из других сословий – мещанского и крестьянского (а наш земляк А.М. Констенчик – из семьи священнослужителя). И никакой дискриминации, все равно награждаются орденами, вплоть до святого Георгия и орденов союзных государств.

Как в дальнейшем сложились их судьбы? Российская держава была предательски подбита на самом взлете, но большинство летчиков остались верными присяге, включились в Белую борьбу, а затем оказались в эмиграции.

Ныне, воздавая дань их памяти, обратимся к словам Преосвященного Митрофана, епископа Минского и Туровского, сказанным им 7 ноября 1915 года при отпевании летчиков экипажа ИМ-3: «Мы можем и должны благодарить Бога, что среди нас есть, не иссякли великие герои духа и подвига. В обилии их – залог нашей мощи и славы. Ко множеству героев, в настоящую жестокую войну прославивших высокое звание русского воина, должны быть причтены по праву и имена предлежащих нам героев, за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших <…>. Воздушные полеты, авиация – дело новое, сопряженное с большим риском, и не всякий решится отдать себя этому служению. Авиаторы – в некотором роде люди обреченные, над которыми постоянно витает смерть. Воздушная стихия нелегко подчиняется гению человека, и только сильные духом отваживаются на эти полеты. К чувству восхищения, с каким мы следим за полетами, у нас всегда присоединяется и страх за участь этих смельчаков, ринувшихся на своих аппаратах-птицах в безграничное воздушное пространство. На войне эти полеты еще опаснее <…>. Тем выше и самоотверженное этого рода служение и тем больше благодарности заслуживают неизбежные жертвы военной авиации. Да приимет Господь и дух сих героев как великую жертву, принесенную ими за славу и величие Родины, которая не забудет своих героев в роды родов <…>! Такие примеры увлекают и вместе обязывают хранить их духовный образ, ценить высокие порывы их душ, стремиться закончить то, что они завещали нам как высшую свою святыню. И дело их не будет забыто. Ибо это дело народное. На крови героев наших и страдальцев вырастает и крепнет уверенность в торжестве нашего дела. Великие жертвы, принесенные Отечеством, должны быть искуплены. Слава и величие Родины – будет их наградой, а покой их да будет честь!».

Несбывшиеся тогда, эти слова отнюдь не утратили актуальности сегодня. Иванами, не помнящими родства, нас сделать не смогли.

 

Протоиерей Павел БОЯНКОВ,
клирик храма св. блгв.
кн. Александра Невского, г. Минск

 

 

 

СТРАНИЦЫ: || 1 || 2 || 3 || 4 || 5 || 6 || 7 || 8 || 9 || 10 || 11 || 12 || 13 || 14 || 15 || 16 ||
© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник